23 декабря 2021 г. на сайте журнала «Профиль» опубликована статья руководителя Группы Южной Азии и региона Индийского океана к.и.н. Алексея Куприянова «Почему в условиях новой холодной войны России необходим сильный флот».
Когда началась пандемия, многие прекраснодушные политики, общественные деятели и эксперты надеялись, что характер международных отношений изменится. Дескать, столкнувшись с грозной невидимой опасностью, равно угрожающей менеджерам Сити и рыбакам тихоокеанских атоллов, миллиардерам из Нью-Йорка и нищим из трущоб Мумбаи, человечество поймет свою уязвимость, отбросит распри и наконец-то проникнется осознанием единства общей судьбы. Этим надеждам не суждено было сбыться. Запущенный почти полтора десятка лет назад маховик новой холодной войны продолжил раскручиваться, и пандемия лишь ускорила его движение, предоставив государствам законный повод закрыться от нежелательных соседей и укрепить отношения с желательными.
Единая ткань мировой политики рвется по швам: каждая более-менее крупная держава стремится создать вокруг своих границ и берегов периметр безопасности, за которым она сможет в относительном комфорте пережить тайфун новой холодной войны. Публично этот периметр оформляется в виде концепций, подтверждающих право великих держав на зону влияния: проект SAGAR в Индии, «Мави Ватан» («Голубая Родина») в Турции, приобретающая все большую популярность идея «Азиатского Средиземноморья» в Китае, интеграционные проекты Австралии в Южной Пацифике. Бразильские и аргентинские ученые разрабатывают концепции, призванные обосновать историческое право Бразилиа и Буэнос-Айреса контролировать западную часть Южной Атлантики (причем бразильский флот с каждым годом все активнее действует и у африканских берегов, претендуя на роль ключевого игрока в антипиратских операциях).
В условиях, когда морское пространство становится основным полем соперничества великих держав, а каждый более-менее заметный игрок пытается выдвинуть собственную морскую концепцию, подтверждающую его право на контроль над ключевыми акваториями, Россия не может позволить себе роскошь не иметь продуманной и активной морской политики. Мы привыкли считать, что флот – это дорогая и ненужная игрушка; но в условиях новой холодной войны именно флот становится главным защитником национальных интересов и проводником государственной стратегии. Пора покончить с выученной беспомощностью, иначе в новой холодной войне Россия обречет себя на поражение.
Нет комментариев