15 августа 2024 г. на сайте делового журнала «Профиль» опубликована статья руководителя Центра Индоокеанского региона ИМЭМО РАН к.и.н. Алексея Куприянова «Как технические новинки помогали воюющим странам блокировать моря и проливы».
Понятие «морская блокада» существует примерно столько же, сколько само понятие «морская война». В основе идеи блокады лежит, во-первых, желание пресечь поставки ресурсов и товаров во вражеские порты; во-вторых, намерение не дать выйти вражеским кораблям на коммуникации блокирующей стороны. Предпосылки очевидны: исторически морской транспорт был самым дешевым и сравнительно быстрым, позволявшим доставить наибольшее число товаров с наименьшими издержками.
Блокада увеличивала эти издержки, а то и вовсе позволяла пресечь импорт, вынудив противника капитулировать, или, по крайней мере, подрывала его решимость и способность вести войну. Неприятельский флот, запертый в порту, не представляет угрозы. Можно не опасаться, что вражеские корабли начнут охотиться за торговыми судами и совершать набеги на побережья; контроль над морем позволяет получать все необходимые грузы из дальних стран, постепенно наращивая военное преимущество. Понятной выглядит и концепция блокирования проливов: это вынудит неприятельские торговые суда двигаться неудобными маршрутами или вообще прекратит судоходство в этом районе.
Нет комментариев