Итоги президентских выборов во Франции: переизбрание с пресным послевкусием

706

used image: French President Emmanuel Macron wins re-election // Internet

© Кудрявцев А.К., Тимофеев П.П., 29.04.2022

24 апреля во Франции прошел второй тур президентских выборов, по итогам которых на новый срок переизбран действующий президент Эммануэль Макрон (58,5% голосов). Его оппонент – Марин Ле Пен – лидер крайне правого Национального объединения, набрала 41,5%. Эти результаты не являются сюрпризом (их предсказывали многие опросы последних лет) и говорят о чистой победе Макрона. Но при более внимательном взгляде обращают на себя внимание следующие обстоятельства. Во-первых, высокой оказалась доля избирателей, не принявших участие в голосовании (13,6 млн чел. или 28,01%) и опустивших недействительный бюллетень (2,2 млн или 6,4%)1. Во-вторых, Ле Пен достигла наивысшего результата, когда-либо получаемого представителем крайне правого движения (напомним, что во втором туре 2017 г. против Макрона за нее проголосовали 33,9%)2. Наконец, по разным данным от 42 до 47% отдавших своиголоса за Макрона сделали такой выбор прежде всего, чтобы не допустить к власти крайне правого кандидата3. Если добавить, что более половины голосов в первом туре совокупно набрали несистемные популисты правого и левого толка (М. Ле Пен – 23,15%, Ж-Л. Меланшон – 21,95%, Э. Земмур – 7,07%)4, становится ясно, что Макрон, несмотря на убедительную победу, отнюдь не получил от французов карт-бланш.

Неоднозначные итоги реформ Макрона

В ходе избирательной кампании Макрон ставил себе в заслугу энергичное проведение в жизнь многих назревших преобразований, нацеленных на укрепление экономического потенциала Франции. Между тем общественность воспринимала его реформы неоднозначно. Президент вынужден был приводить разросшиеся социальные обязательства властей в соответствие с экономическими возможностями страны, поэтому часть преобразований воспринималась французами как наступление на завоевания трудящихся. Предмет гордости президентской команды – реформа трудового кодекса 2017 г. – повышала гибкость использования рабочей силы на предприятиях, но в ущерб ее защищенности. Перестройка страхования по безработице 2021 г., равно как и не доведенная до конца реформа страхования по старости должны были обеспечить экономию затрат за счет сокращений пособий ищущим работу и стабилизации пенсионных расходов в ВВП несмотря на прогрессирующее старение населения.

При Макроне Франция столкнулась с чередой социально-экономических кризисов. Начались они с массовых выступлений «желтых жилетов» зимой 2018–2019 гг., продолжились протестами против пенсионной реформы на рубеже 2019–2020 гг., а закончились самым глубоким падением производства за весь послевоенный период в ходе пандемии коронавируса. Эти сбои не только сдерживали продвижение преобразований, но и не позволяли полностью проявиться их положительным результатам. Нарастал разрыв между ожиданиями и отсутствием зримых улучшений в жизни рядового гражданина. Неудачи пропрезидентской партии «Вперед, Республика!» на промежуточных выборах – муниципальных 2020 г., департаментских и региональных 2021 г. – стали для властей тревожным сигналом.

Если изначально одной из стратегических установок президентской администрации было последовательное оздоровление правительственных финансов, то борьба с пандемией потребовала от Макрона стремительно наращивать государственные расходы и задолженность. За успешное спасение страны от тяжелейших социальных потрясений пришлось заплатить серьезной разбалансировкой бюджета. К 2022 г. в обществе сформировался не только образ Макрона как «президента богатых», отсылающий к налоговой реформе, от которой выигрывали наиболее состоятельные французы, но и «президента-должника».

Влияние раздробленного общества на выборы

Выборы 2022 г. подтвердили точность образа «архипелага», который нередко используют для характеристики современной Франции – разобщенного и расколотого общества. В основе этого дробления лежит множество причин, но две из них наложили отчетливый отпечаток и на ход избирательной кампании, и на итоги выборов. Первая – размывание среднего класса под воздействием глобализации, что углубляет разрыв между верхами и низами. Несмотря на дорогостоящую систему социального страхования – гордость французских левых – материальное положение низших его звеньев становится неустойчивым, что не только перекрывает перспективы «социального лифта», но и создает угрозу деклассирования и даже пауперизации. Кризис «желтых жилетов» убедительно показал, что во Франции имеется весьма широкая прослойка населения, у которой накопились серьезные проблемы с уровнем и качеством жизни. Вторая причина социального раскола – растущее напряжение между иммигрантами и коренным населением. Хотя доля проживающих во Франции приезжих ниже средних показателей по развитым странам (7,3% на 2019 г., тогда как в Швейцарии – 24,2%, а в Германии – 13,1%)5, среди них преобладают выходцы из мусульманских стран6, с трудом интегрирующиеся во французское общество. В стране ощущается взаимосвязь между миграцией и проблемой поддержания общественного порядка и внутренней безопасности. Не случайно группа отставных французских военных опубликовала в 2021 г. два открытых письма, в которых предупреждала, что связанный с иммиграцией комплекс проблем, если они не найдут конструктивного решения, несет с собой угрозу гражданской войны. Все это во многом определило основную повестку кандидатов – как в первом, так и во втором турах кампании.

Общее и различное в программах Э. Макрона и М. Ле Пен

В предвыборной программе Макрон стремился в максимально благоприятном свете представить итоги своего пребывания у власти с 2017 г., подчеркивая снижение уровня безработицы, который к середине 2022 г. может опуститься до 7,5%, а также предлагал соотечественникам новый комплекс преобразований. Во главу угла он ставил лозунг «надо работать больше», что подразумевало в первую очередь повышение пенсионного возраста до 65 лет7 с тем, чтобы обеспечить дальнейшее функционирование распределительной системы страхования по старости и создать резервы для финансирования новых социальных реформ, развитие образования, здравоохранения и науки. М. Ле Пен в свою очередь старалась представить правление Макрона как «потерянное пятилетие», а также, играя на том, что часть общественности воспринимала действующего президента как человека высокомерного, не понимающего чаяния простого француза, пыталась превратить выборы в референдум против него. Акцент был сделан на поддержании материального положения населения8. Под лозунгом «вернуть деньги французам» она предлагала снизить НДС на топливо, электроэнергию и товары широкого потребления, освободить от налогов и сборов предпринимателей, повышающих зарплату трудящихся, снять подоходный налог с лиц в возрасте до 30 лет. Особое место отводилось выходу на пенсию с 60 лет тех, кто рано начал работать, при сохранении ныне действующего пенсионного возраста в 62 года.

Отдавая дань общественным настроениям, оба кандидата выступали за более жесткий контроль за иммиграцией путем ужесточения условий для получения убежища во Франции. Но Ле Пен шла радикально дальше и настаивала на введении «национального приоритета» для коренных французов при найме на работу, доступе к социальным вспомоществованиям и жилью9, с чем связывались немалые надежды на экономию бюджетных средств.

Экология не занимала в программах претендентов ведущее место. Оба ратовали за сохранение ядерной энергетики. Но Макрон большее внимание уделял развитию возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и предлагал, например, строительство полусотни парков ветрогенераторов, расположенных в море, тогда как Ле Пен настаивала на прагматичном подходе к использованию углеводородов, которые еще определенное время сохранят свое место в энергобалансе страны, а потому предупреждала о рисках, связанных с возможным эмбарго на их импорт из России.

Оба кандидата предлагали дополнить систему представительной демократии с тем, чтобы расширить участие гражданского общества в процессе выработки и принятия важных национальных решений. Макрон выступил за расширение практики общенационального обсуждения, опробованную им в ходе кризиса «желтых жилетов». Ле Пен показала себя сторонницей более широкого использования и облегчения условий проведения референдумов.

По вопросам внешней политики кандидаты также разошлись в подходах, демонстрируя существующий во французском обществе раскол на «прогрессистский» (глобалистский) и консервативный (суверенистский) лагеря. Различным было отношение кандидатов к евроинтеграции. Как убежденный европеист, Макрон предлагал дальнейшую консолидацию европейского центра, усиление энергетической, технологической и стратегической автономии Евросоюза. Ле Пен сняла свои прежние требования о выходе Франции из ЕС и отказе от евро. Но поскольку без существенного изменения договорной базы, лежащей в основе интеграционного объединения, осуществление ее программы попросту провисало бы в воздухе, она предлагала провести референдум по вопросу о приоритете национального законодательства над союзными правовыми нормами и запустить внутреннюю трансформацию Евросоюза – в межгосударственный «Европейский альянс народов», с сокращением роли наднациональных структур. Атлантическому курсу Макрона на сохранение роли НАТО в Европе и на обретение им нового смысла Ле Пен противопоставила выход Франции из военной организации НАТО. Что касается наиболее актуальной темы – Украинского кризиса, то хотя оба кандидата подчеркнули свою солидарность с Киевом, выступив за оказание гуманитарной, финансовой и военной помощи Украине, их отношение к России различалось. Макрон делал акцент на сочетании давления на Россию международного сообщества с сохранением «требовательного» диалога с Москвой. Ле Пен, хотя и осудила политику России на Украине, заявила о готовности сотрудничать с Россией после завершения конфликта в борьбе с исламизмом и терроризмом.

Подготовка ко второму туру

По итогам голосования в первом туре 10 апреля, которые не перекрывали целиком возможность победы крайне правого кандидата, Макрон скорректировал свою тактику. Так, выдвигая перед первым туром предложение о повышении пенсионного возраста с 62 до 65 лет, Макрон рассчитывал укрепить свой образ «реформатора без страха и упрека», способного брать на себя непопулярные решения во имя экономической эффективности и заручиться поддержкой правоцентристского электората. Но после того, как выяснилось, что судьба второго тура во многом будет зависеть от выбора избирателей крайне левого Жана-Люка Меланшона (партия «Непокоренная Франция»), сенсационно ставшего в первом туре третьим (21,95%), избирательный штаб Макрона тут же нанес налет левизны в предвыборные лозунги. Было обещано ускорить «зеленый курс», а повышение пенсионного возраста растянуть во времени и даже – ни к чему не обязывающее заявление – «открыть дверь» для обсуждения его снижения до 64 лет10.

Но куда более важным оказалось другое: на протяжении всей избирательной кампании программа Ле Пен подвергалась серьезной критике со стороны большинства политических сил и системных медиа. Против нее выступили не только все профсоюзы, но и патронат. Между двумя турами не проходило и дня, чтобы в ведущих СМИ на появлялись алармистские статьи, предупреждающие о грядущей катастрофе в случае практической реализации лепеновской программы. Ставилась под сомнение обоснованность финансовых выкладок Ле Пен: планируемые ею расходы признавались заниженными, а предполагаемая экономия средств, – напротив, завышенной. Утверждалось, что массированное снижение налогов – основной рычаг поддержания личных доходов, повлекло бы за собой прирост бюджетного дефицита на 4% ВВП в год на протяжении всего президентского пятилетия, что обернулось бы резким повышением и без того внушительного государственного долга. Критики крайне правых размахивали жупелом суверенного дефолта: запуск программы, дескать, подтолкнет вверх процентные ставки по правительственным обязательствам, что может поставить под вопрос его бесперебойное обслуживание правительственной задолженности. Совершенно нереалистичным считалось содержащееся в программе предложение о снижении взноса Франции в бюджет ЕС, который уже сверстан и одобрен всеми странами-членами. Указывалось, что в случае односторонних действий Брюссель мог бы легко перекрыть Парижу доступ к единой аграрной политике ЕС, в которой Франция крайне заинтересована. Намерения Ле Пен по отношению к Евросоюзу прямо признавались «конституционным переворотом», причем антиконституционным объявлялось уже само вынесение на референдум вопроса о превосходстве национального законодательства над европейским, а введение «национального приоритета» признавалось противоречащим правовому государству как не соответствующее принципу равенства всех перед законом. Более того, национальный приоритет назывался несовместимым со свободой передвижения рабочей силы в рамках единого рынка ЕС. Критики Ле Пен подчеркивали, что она фактически ведет дело к «ползучему фрекзиту, не называющему своего имени»11.

Судя по результатам второго тура и тот, и другой фактор сыграли в пользу Макрона. К ним следует добавить еще один. После начала военной операции России на Украине 24 февраля и последовавшего за этим резкого обострения международной обстановки часть избирателей руководствовалась желанием сохранить стабильность, то есть статус-кво. В условиях роста неопределенности в их глазах возрастала притягательность фигуры опытного президента – «крепкого управленца», без срывов проведшего страну через волну кризисов. В итоге во втором туре успешно сработал классический принцип «республиканского фронта», который многие считали утратившим былую действенность. В соответствии с ним французскому избирателю, каковы бы ни были его политические убеждения, следует голосовать за любого более умеренного кандидата, не допуская победы антисистемного оппозиционера. Характерно, что из числа избирателей, поддержавших в первом туре Ж.-Л. Меланшона, во втором туре за Макрона проголосовало вдвое больше (38-41%12), чем за Ле Пен: свой голос ей отдало лишь 17-18%13 сторонников «Непокоренной Франции».

Контуры трехполюсной системы

Переизбранному президенту Макрону предстоит в ближайшие дни назначить нового премьер-министра и правительство. Но уже в июне Францию ждут выборы в Национальное собрание, которые определят, сможет ли Макрон опираться на парламентское большинство в 2022-2027 гг. Парламентская кампания пройдет в новой политической обстановке, которая обозначилась по результатам первого тура президентских выборов. Напомним, что тогда лидерами голосования с солидным отрывом от остальных претендентов стали Э. Макрон (27,85%), М. Ле Пен (23,15%) и Ж.-Л. Меланшон (21,95%)14. Тем самым обозначились контуры трехполюсной партийной системы, состоящей из двух крайних флангов – справа и слева – и центристского полюса, пусть и с правым уклоном. Причем на сегодня все три центра опираются на сопоставимый электоральный потенциал.

Трехполюсную картину подтверждает избирательная катастрофа, которую потерпели лево- (социалисты) и правоцентристы («Республиканцы»), – две партии, которые до 2017 г. чередовались у власти в рамках привычной для Пятой республики двухполюсной системы. Обе силы так и не пришли в себя после поражения в 2017 г. Не сумевшие выработать кредитоспособную альтернативу либеральному курсу социалисты, оказываясь у власти, вынуждены были проводить политику, которая внутри партии многими воспринималась как социал-предательство, что подчас ставило ее на грань раскола. Как итог, они утратили влияние на свою социальную опору – рабочих и служащих, а кандидат социалистов – мэр Парижа Анна Идальго – получила в первом туре 2022 г. всего 1,75% голосов15 – худший результат за все время существования Соцпартии.

Не лучшим образом обстояло дело с обновлением идейного багажа у «Республиканцев», жестко зажатых между Макроном, проводившим в жизнь многие программные установки правых, и Национальным объединением Ле Пен. Правый электорат не оценил предложение кандидата «Республиканцев» В. Пекресс о масштабном сокращении численности чиновников без внятных разъяснений об изменении места и роли государственной службы в социально- экономической жизни страны. Заявления Пекресс о том, что она якобы «на 1/3 – Тэтчер и на 2/3 – Меркель»16 не способствовали притоку молодых избирателей. В итоге у Пекресс 4,78%17 – провальный исторический минимум для партии.

Битва за парламент: «третий тур»

Сразу же после объявления итогов президентской кампании во Франции началась энергичная подготовка к парламентским выборам, которые рассматриваются многими силами как своеобразный «матч-реванш» или «третий тур». М. Ле Пен и Ж-Л. Меланшон стремятся конвертировать свои солидные президентские результаты в возможно большее число депутатских кресел в Национальном собрании. В условиях мажоритарной избирательной системы рецепт успеха на парламентских выборах состоит, как правило, в поиске надежных союзников и заключении с ними альянсов, способных привлечь союзный электорат во втором туре. В этих условиях Меланшон предложил всем левым – социалистам, «зеленым», коммунистам – объединиться вокруг «Непокоренной Франции» и избежать плачевных последствий фрагментации левого лагеря на президентском этапе. Уже начались непростые переговоры, где факторами размежевания помимо личных амбиций лидеров выступают различия в программных установках, разные исходные позиции – численность существующих депутатских групп и заинтересованность каждого участника максимизировать количество своих кандидатов, поскольку государственное финансирование партий зависит от числа избранных депутатов.

У Марин Ле Пен из потенциальных мощных союзников есть только движение Э. Земмура «Реконкиста», не считая нескольких малых партий суверенистского толка. В правой части политического спектра борьба разворачивается за избирателя «Республиканцев». В силу плачевных итогов В. Пекресс в ее партии наметилось размежевание. Часть партийцев выступает за сближение с группирующимися вокруг Макрона силами, другие не возражают против объединения с лепенистами в отдельных избирательных округах. Партийное руководство настаивает на твердом сохранении своей идентичности, но общая стратегия «Республиканцев» на выборы в парламент пока непонятна.

Сторонники Э. Макрона ведут дело к формированию широкой коалиции, которая включала бы в себя не только президентскую партию «Вперед, Республика!», но и отпочковавшиеся от социалистов и «Республиканцев» новые политические группы, плюс максимально возможное число перебежчиков из потерпевших поражение умеренных партий. В этой сложной обстановке открытым остается вопрос, сумеет ли команда Макрона обеспечить себе парламентское большинство на его второй срок, а если да, то какова будет его конфигурация и устойчивость.

Как бы то ни было, очевидно, что свой второй и последний президентский срок Макрон начинает в более сложных условиях, нежели первый. Мало того, что выборы-2022 обнажили глубокие трещины, прорезавшие социальную ткань страны. Назревшие новые и нерешенные старые проблемы президенту придется решать на фоне неблагоприятной международной обстановки, не внушающей оптимизма конъюнктуры мирового хозяйства и расшатанных государственных финансов в самой Франции.

Примечания:

1 Election présidentielle 2022 / Ministère de l'Intérieur. URL: https://www.resultats-elections.interieur.gouv.fr/presidentielle-2022/FE.html (дата обращения 29.04.2022).
2 Résultats de l'élection présidentielle 2017 / Ministère de l'Intérieur. URL: https://www.interieur.gouv.fr/Elections/Les-resultats/Presidentielles/elecresult__presidentielle-2017/(path)/presidentielle-2017/FE.html (дата обращения 29.04.2022).
3 Laubacher P., Segaunes N. Emmanuel Macron réélu: un exploit qui oblige // L'Opinion. 25.04.2022. URL: https://www.lopinion.fr/politique/emmanuel-macron-reelu-un-exploit-qui-oblige (дата обращения 29.04.2022).
4 Election présidentielle 2022…
5 Population étrangère / OCDE Données. URL: https://data.oecd.org/fr/migration/population-etrangere.htm (дата обращения 29.04.2022).
6 L'essentiel sur... les immigrés et les étrangers / INSEE. 01.03.2022. URL: https://www.insee.fr/fr/statistiques/3633212#tableau-Fcontinent_radio1 (дата обращения 29.04.2022).
7 Emmanuel Macron. Avec vous. Élection présidentielle – 10 et 24 avril 2022. URL: https://avecvous.fr/wp-content/uploads/2022/03/Emmanuel-Macron-Avec-Vous-24-pages.pdf. P. 13. (дата обращения 29.04.2022).
8 Marine Le Pen. Programme presidentiel-2022. URL: https://mlafrance.fr/pdfs/manifeste-m-la-france-programme-presidentiel.pdf. P. 21. (дата обращения 29.04.2022).
9 Ibid. P. 8.
10 Godeluck S. Présidentielle : Emmanuel Macron « ouvre la porte » à la retraite à 64 ans // Les Echos. 11.04.2022. URL: https://www.lesechos.fr/elections/presidentielle/presidentielle-emmanuel-macron-ouvre-la-porte-a-la-retraite-a-64-ans-1400016 (дата обращения 29.04.2022).
11 Anne Levade: «Si Marine Le Pen décidait de passer outre les décisions du Conseil constitutionnel, on serait à la limite du coup d'Etat» // Les Echos. 13.04.2022. URL: https://www.lesechos.fr/elections/presidentielle/anne-levade-si-marine-le-pen-decidait-de-passer-outre-les-decisions-du-conseil-constitutionnel-on-serait-a-la-limite-du-coup-detat-1400437; Imbach R. et Romain M. Derrière le programme européen de Marine Le Pen, de lourdes sanctions financières ou un « Frexit » déguisé // Le Monde. 18.04.2022. URL: https://www.lemonde.fr/les-decodeurs/article/2022/04/18/derriere-le-programme-europeen-de-marine-le-pen-de-lourdes-sanctions-financieres-ou-un-frexit-deguise_6122681_4355770.html (дата обращения 29.04.2022).
12 Second tour: profil des abstentionnistes et sociologie des électorats / IPSOS. 24.04.2022. URL: https://www.ipsos.com/fr-fr/presidentielle-2022/second-tour-profil-des-abstentionnistes-et-sociologie-des-electorats; Présidentielle: Macron réélu, comment ont fonctionné les reports des voix de Mélenchon, Zemmour… // Sud Ouest. 25.04.2022. URL: https://www.sudouest.fr/elections/presidentielle/presidentielle-macron-reelu-comment-ont-fonctionne-les-reports-des-voix-de-melenchon-zemmour-10721600.php (дата обращения 29.04.2022).
13 Second tour: profil des abstentionnistes et sociologie des électorats…; Présidentielle: Macron réélu…
14 Election présidentielle 2022…
15 Ibidem.
16 Valérie Pécresse: « Je suis 2/3 Merkel et 1/3 Thatcher» // Le Point. 18.08.2021. URL: https://www.lepoint.fr/politique/valerie-pecresse-je-suis-2-3-merkel-et-1-3-thatcher-18-08-2021-2439397_20.php (дата обращения 29.04.2022).
17 Election présidentielle 2022…


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати