
22 июня 2020 г. состоялось очередное заседание научно-теоретического семинара ЦСЭПИ. Семинар прошел в онлайн-формате. С докладом «Идентичность, идеология и политика в современном Китае» выступил д.и.н., профессор РАН, заместитель директора по научной работе А.В. Ломанов.

В докладе А.В. Ломанова было подчеркнуто, что формирование современной китайской трактовки нормативной идентичности развернулось в минувшем десятилетии после прихода к власти Си Цзиньпина. Важную роль сыграла официальная концепция «китайской мечты», поскольку лозунг «великого возрождения китайской нации» дал повод уделить больше внимания вопросам национально-этнической и государственной идентичности.
Китайский подход нацелен на соединение в одно целое идентичностей государства, нации и индивида. Первоначально усилия по консолидации китайского общества опирались на пропаганду «сердцевинных социалистических ценностных воззрений». На основе тезисов о необходимости воспитания у людей уверенности в китайской культуре и приверженности «ценностным воззрениям» утвердилась официальная идея воспитания «сознания сообщества китайской нации».
Исходные предпосылки китайских обсуждений современных проблем идентичности включают широко распространенные в мировых научных кругах тезисы о том, что глобализация способствовала уничтожению барьеров между разными народами, но при этом привела к ослаблению их национальной идентичности. Специфика китайского проекта состоит в трактовке защиты национальной культуры и культивировании чувства принадлежности к китайской нации как важного государственного приоритета.
Нормативный подход к идентичности состоит из пяти взаимосвязанных компонентов («великая родина, китайская нация, китайская культура, КПК, путь социализма с китайской спецификой»). Его специфической особенностью является тесная связь государственной идентичности и национальной идентичности. Китайские эксперты подчеркивают, что «сознание сообщества китайской нации» является идеологическим источником государственной идентичности, а без прочной идентичности страна может развалиться.
Еще одна примечательная черта китайских дискуссий на тему идентичности – это повышенное внимание к урокам распада СССР, произошедшего, по мнению китайских авторов, в том числе из-за утраты связи между национальной и государственной идентичностью. Интерес к советскому опыту не является абстрактным, поскольку в середине минувшего столетия конструирование модели многонационального государства в Китае испытало советское влияние. В последние два десятилетия многие китайские исследователи полагали, что реформировать эту модель можно с помощью заимствования подходов западной политики идентичности. Однако акцентированное возвышение прав меньшинств за счет большинства может в китайских условиях оказаться не спасительным выходом, а источником новых еще более серьезных вызовов.
Китайские исследователи все чаще призывают более не пытаться механически копировать чужие рецепты – ни старые советские, ни современные американские и европейские. Центр внимания смещается в направлении создания собственной традиции изучения идентичности. Значительную роль обретает обращение к наследию китайских интеллектуалов прошлого - Лян Цичао, который в самом начале ХХ века предложил концепцию «китайской нации»; выдающегося социолога и этнографа Фэй Сяотуна, чьи научные идеи явным образом влияют на современные трактовки китайской национальной идентичности.
В докладе отмечалось, что прикладным аспектом китайской политики идентичности является разработка практических методов воспитания государственной идентичности у молодежи, в первую очередь у студентов вузов. Важное место занимает вопрос о поиске инструментов обогащения их идентичности личным эмоциональным компонентом, ощущением сопричастности событиям китайской истории нового времени. Еще одна актуальная для современного Китая тема – это изучение соотношения общекитайской и собственной этнической идентичности у студентов вузов в национальных автономиях.
В сессии вопросов и ответов приняли участие сотрудники ИМЭМО чл.-к. РАН, д.полит.н. И.С. Семененко, д.и.н. К.Г. Холодковский, к.х.н. В.В. Лапкин, д.филос.н. В.И. Пантин, д.э.н. И.П. Цапенко, к.э.н. Е.С. Садовая, к.э.н. Н.В. Гоффе, к.и.н. В.А. Сауткина, к.полит.н. А.Р. Зенков, к.полит.н. И.П. Удовенко, к.полит.н. С.П. Артеев, к.полит.н. М.И. Сигачев, м.н.с. Н.В. Кардава, м.н.с. К.А.Гемуева.
В вопросах были затронуты проблемы социально-политических размежеваний в современном Китае, основ внутреннего единства китайского общества и сущностных характеристик китайской идентичности, ее отличий от российской, роли китайских диаспор и перспектив интеграции китайских общин в принимающих странах, иммиграции и отношения к ней в китайском обществе, места социальной политики в контексте политике идентичности. Были также подняты вопросы о китайской системе образования и роли цензуры, о сущности неомаоизма, о позиции китайской дипломатии в условиях эпидемического кризиса. Особое внимание было уделено оценкам рисков конфронтации КНР с США для внутреннего развития Китая и перспектив изменения траектории развития страны, возможных факторов таких изменений.
ИНФОГРАФИКА

Нет комментариев