© Алешин А.А., 16.09.2021
15 сентября 2021 г. Австралия, Соединенное Королевство и Соединенные Штаты Америки создали новый формат трехстороннего сотрудничества в сфере безопасности – AUKUS. На совместной пресс-конференции [1] лидеры трех государств назвали задачами такого сотрудничества укрепление безопасности и стабильности в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР), совместный ответ на вызовы безопасности, повышение оборонного потенциала Австралии. Все они указали на сложную стратегическую обстановку в регионе, рост нестабильности, появление новых угроз.
В рамках сотрудничества будет расширено взаимодействие сторон в сферах региональной политики, координации совместных акций, кибербезопасности, искусственного интеллекта, подводного пространства. Будет развиваться кооперация между военно-морскими силами, учеными и оборонной промышленностью. Важнейшим направлением работы названа совместная разработка технологий для создания Австралией атомного подводного флота с неядерным вооружением. Особо отмечено, что при этом Австралии не будут переданы технологии ядерного оружия и мирного атома. Данный процесс, скорее всего, займет больше десятилетия, точные параметры трехстороннего сотрудничества в этой сфере будут выработаны в течении ближайших 18 месяцев. Планируется разместить производство подводных лодок в районе города Аделаида в Южной Австралии, на берегу залива Сент-Винсент.
США и Соединенное Королевство обладают существенным научно-технологическим потенциалом в сферах кибербезопасности и искусственного интеллекта. В области же атомного подводного флота эти две страны имеют многолетний опыт: США обладают подводными лодками этого класса с 1954 г., Великобритания – с 1960 г. Важно отметить, что создание британского атомного подводного флота происходило в тесном сотрудничестве с США после заключения сторонами оборонного соглашения в 1958 г. Это был до сегодняшнего дня единственный прецедент передачи США своих технологий атомных подводных лодок другому государству. Позже в 1962 г. было подписано соглашение о продаже Соединённому Королевству баллистических ракет «Поларис». В дальнейшем оборонное сотрудничество двух государств продолжало развиваться, превратившись в так называемые особые отношения.[2]
В связи с этим создание формата AUKUS является исключительно важным событием мировой политики. Премьер-министр Австралии С. Моррисон не скрывает, что его страна планирует закупить у США крылатые ракеты «Томагавк». Однако многие опасаются, что будущие атомные подводные лодки Австралии потенциально будут оснащены ядерным оружием США и Великобритании. Также эксперты выражают обеспокоенность тем, что впервые была использована лазейка в тексте Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), в соответствии с которой неядерным странам разрешено строить атомные подводные лодки, склады с материалами для реакторов которых находятся под наблюдением МАГАТЭ, и это открывает возможность для создания ядерного оружия неядерными странами.[3]
Для чего Австралии, Соединенному Королевству и Соединенным Штатам Америки нужен такой новый формат оборонного сотрудничества? Существуют общие для всех причины, а также же собственные мотивы у каждой из сторон.
Предпосылкой расширения взаимодействия трех стран можно назвать их историческую, культурную, идеологическую, правовую, идентитарную и цивилизационную общность, значительный опыт союзнических отношений на протяжении XX и начала XXI вв. Стороны состоят в разведывательном альянсе «Пять глаз» (в него также входят Канада и Новая Зеландия), имеют двусторонние механизмы оборонного сотрудничества, поддерживают друг друга во многих международных вопросах, имеют схожие позиции в отношении международных кризисных ситуаций и конфликтов.
Главной причиной создания AUKUS является усиление Китая в ИТР, стремление сдерживать его политический и военный потенциал. Так, появление в составе австралийского военно-морского флота атомных подводных лодок приведет к стратегическому балансу между Китаем и Австралией в подводном пространстве, уравниванию возможностей сторон. Ожидаемое активное развитие в сфере кибербезопасности и искусственного интеллекта Австралии на базе трехсторонней кооперации также направлено на противодействие угрозам со стороны Китая.
Позиция Австралии по отношению к Китаю двояка. С одной стороны, он является приоритетным внешнеэкономическим партнером страны, занимая первые строчки в ее экспорте и импорте. Стороны тесно сотрудничают по таким вопросам, как борьба с транснациональной преступностью, научные связи, студенческий обмен, туризм, миграция, сообща решают многие региональные проблемы. С другой стороны, Австралия преследует две стратегические задачи в регионе: поддержка своего стратегического союзника США в плане формировании регионального порядка в ИТР и укрепление собственного лидерства в Южно-Тихоокеанском регионе. Первое необходимо для уравновешивания мощи Китая. Второе наталкивается на растущее экономическое и военное присутствие Китая в государствах в южной части Тихого океана. Существуют между сторонами и идеологические противоречия. Австралия не готова на открытую эскалацию в отношениях с Китаем, однако ее оборонная мощь довольно ограничена, и помощь США и Великобритании в этом отношении определенно соответствует ее национальным интересам.[4]
США рассматривают Китай как один из главных вызовов своей национальной безопасности и мировому порядку. Можно сказать, что конфликт США и Китая является главным внутрисистемным противоречием глобального мира. Не беря в расчет экономические разногласия, очевидно, что наращивание военной мощи Китая в последнее десятилетие, его внешнеполитические амбиции вызывают серьезную обеспокоенность в Соединенных Штатах. США стремятся окружить Китай системой собственных военных союзов, достигнуть военного преимущества в ИТР, в особенности в Южно-Китайском море. Для реализации этих целей они используют свое участие в Четырехстороннем диалоге по безопасности с Австралией, Индией и Японией, в альянсе АНЗЮС (ее членами также являются Австралия и Новая Зеландия), развивают двусторонние механизмы оборонного сотрудничества с рядом государств региона, усиливают военное присутствие в Тихом океане и ИТР. Австралия является одним из основных стратегических союзников США в ИТР, партнеры проводят военные учения, развивают кооперацию в оборонной промышленности, в сфере прямых иностранных инвестиций в ОПК, США размещают на территории Австралии свои воинские контингенты. Защита южной части Тихого океана от китайской экспансии полностью соответствует американским интересам, и Австралия играет ключевую роль на этом направлении внешнеполитического курса США.
Что касается Соединенного Королевства, Китай едва ли можно назвать его главным противником на мировой арене. Всего шесть лет назад говорили о «золотой эре» в британо-китайских отношениях, а Великобритания стремилась сделать Китай вторым крупнейшим экспортным направлением после США[5], несмотря на идеологические противоречия, прежде всего из-за ситуации в бывшей британсой колониии Гонконг и Тайване. После распада колониальной империи британские военно-политические интересы были в основном сосредоточены в Европе.
Однако в контексте Брекзита Соединенное Королевство разработало стратегию «Глобальная Британия», в соответствии с которой стремится увеличить свое экономическое и политическое присутствие в регионах мира, помимо Европы, в том числе в ИТР. Акцент в этом регионе делается на ключевых союзниках – США, Австралии и Новой Зеландии. Помимо вышеназванных форматов, Великобритания также участвует в Пятистороннем оборонительном соглашении с Австралией, Новой Зеландией, Малайзией и Сингапуром. Соединенное Королевство поддерживает многие инициативы США, в частности, направило авианосную группу в Южно-Китайское море. На фоне ряда возникших в последние годы противоречий с Китаем, вызванных лишь отчасти давлением США на Великобританию, эта страна находится в существенном политическом выигрыше от нового формата AUKUS. Во-первых, она расширяет свое военно-политическое присутствие в ИТР. Во-вторых, укрепляются ее и без того тесные связи с Австралией и США теперь уже в новом качестве после выхода из состава Евросоюза. В-третьих, разработка технологий атомной подводной лодки для Австралии экономически выгодна Соединенному Королевству. Наконец, в-четвертых, последствием создания формата AUKUS стал разрыв контракта Австралии с Францией на поставку первой партии 12 дизельных субмарин на общую сумму почти в 56 млрд евро[6] – и это является политической победой Великобритании над одним из лидеров Европейского союза.
Создание формата AUKUS закономерно вызвало критику со стороны Китая, посол которого в США назвал его проявлением мышления времен холодной войны, хотя сдерживание Китая и не называлось открыто лидерами трех государств целью нового альянса. Показательно, что премьер-министр Новой Зеландии, еще одного англо-саксонского государства и ближайшего союзника Австралии в ИТР, Дж. Ардерн заявила, что ее страна выступает против атомных технологий в регионе, поэтому не могла бы стать участником AUKUS [7]. В этом контексте можно отметить понижение статуса Новой Зеландии для коллективного Запада, что, возможно, приведет к дальнейшим разногласиям этой страны с Австралией и политикой США в регионе.
Вероятнее всего, в ответ на создание формата AUKUS Китай продолжит еще более активно наращивать военную мощь и оборонные возможности в ИТР. Последствием этого станет ускорение гонки вооружений в регионе, а значит, рост вероятности опасных инцидентов в будущем.
Примечания:
Нет комментариев