Fhoto: https://www.trend.az/world/europe
© Емельянова О.Н., 28.10.2020
Япония и Великобритания 23 октября 2020 года подписали двустороннее соглашение о свободной торговле (далее Соглашение). Для Великобритании это стало первым значимым достижением на пути разрешения юридических сложностей в международной торговле, возникших у страны после выхода из ЕС.
Церемония подписания состоялась в Токио с участием министра внешней торговли Великобритании Лиз Трасс и министра иностранных дел Японии Тосимицу Мотэги. Соглашение вступит в силу 1 января 2021 года после ратификации в парламентах обеих стран. До Нового года продлится переходный период, во время которого торговля между двумя странами будет вестись в рамках соглашений Европейского союза о свободной торговле.
Подписание настоящего договора вызвано необходимостью заложить новую архитектуру торговых отношений Великобритании после «брекзита», так как с 1 января торговые договоры, подписанные Великобританией в качестве члена ЕС, потеряют свою силу. Отметим, что у некоторых торговых партнеров ЕС были заключены параллельные двусторонние соглашения непосредственно с Великобританией. Япония же в этот список не входила и торговала с Великобританией на основе соглашения, подписанного в феврале 2019 года со странами ЕС (EU-Japan Economic Partnership Agreement / EPA).
Помимо Японии серьезные юридические трудности для Великобритании в торговых вопросах должны также возникнуть также с Турцией, Канадой, Мексикой, Египтом. Однако именно Япония оказалась первым кандидатом на подписание договора о свободной торговле с Великобританией после выхода последней из ЕС.
Текущее положение
Экономики обеих стран играют ключевую роль на международной арене (по объёму ВВП Японии находится на 3-ем месте в мире, Великобритания – на 5-ом) с суммарной долей в мировом ВВП 9.2%.[1]
Объем торговли между странами составляет 2.2% всей внешней торговли Великобритании.[2] Больше половины британского экспорта в Японию составляют услуги, в импорте преобладают товары производственного назначения, в том числе части и комплектующие для автомобилестроения. Япония занимает 6-ю строчку среди стран-инвесторов в экономику Великобритании (£89.2 млрд, или приблизительно 6% от их общей суммы в 2018 году[3]. Для Японии она – четвертый по значимости источник иностранных инвестиций ($23.3 млрд).[4]
Многие японские компании активно инвестировали в Великобританию, воспринимая эту страну как ворота для выхода на рынок континентальной Европы: накануне «брекзита» на нее приходилось примерно половина всего потока инвестиций в страны ЕС.[5]
https://www.mofa.go.jp/mofaj/files/100106606.pdf, с. 2
Содержание Соглашения и его экономическое значение
По большей части новый документ повторяет старые условия экономических отношений между двумя странами, которые существовали в рамках ЕС[6].
Таможенные ставки на импорт промышленных товаров сохраняются в соответствии с прежними договоренностями, включая отмену их по тем позициям, по которым они отменены в торговле Японии с ЕС. Для большинства товаров, по которым торговым соглашением Японии и ЕС предусматривалось поэтапное снижение пошлин, запланирована аналогичная траектория. Например, осуществить полную отмену пошлин на ввоз японских автомобилей в Великобританию планируется к февралю 2026 г., что полностью совпадает со сроками, обозначенными в соглашении с ЕС.
Правда, есть и исключения в пользу ускорения процесса. На такие товары как железнодорожные вагоны и запасные части к ним, турбореактивные двигатели и их детали, а также электрические панели управления Великобритания согласилась сразу снизить тарифную ставку до нуля.
В отношении продукции сельского хозяйства (поток этих товаров в основном направлен из Великобритании в Японию) в основном применяется старый вариант договоренностей. При этом пошлины на поставки алкогольных товаров из Японии в Великобританию планируется отменить.
Некоторые изменения имеются в области электронной коммерции и финансовых услуг. Запрещены ограничения на трансграничную передачу информации, требования установки конкретного компьютерного оборудования, а также раскрытия зашифрованной информации.
В новом соглашении значительно глубже проработаны вопросы, связанные с происхождением товаров. Британские предприятия, которые в значительной степени зависят от сырья из ЕС, по-прежнему смогут пользоваться европейскими льготными ставками при экспорте в Японию[7].
Дополнения также внесены в блок вопросов по защиты прав потребителей.
Британское правительство заявляет, что подписание Соглашения в перспективе может привести к увеличению торговли с Японией на 15,2 млрд фунтов (около $20 млрд) в год, что будет означать дополнительный прирост ВВП Великобритании на 0,07%[8]. Японская сторона подобных количественных оценок не дает.
Следует отметить, что снижение тарифов в торговле промышленными товарами, предусмотренные Соглашением между Японией и Великобританией, нельзя назвать революционным. Более значимые изменения произойдут в институциональном регулировании торговых отношений между двумя странами, включая электронную коммерцию и торговлю услугами.
Стратегическое значение соглашения
Однако если содержательная часть Соглашения не внесла значимых корректировок в экономические отношения Японии и Великобритании, а экономические выгоды пока сложно оценить однозначно, что же заставляет прессу и руководство стран с таким восторгом отзываться о достигнутых успехах? Правда, следует отметить, что японская сторона отзывается о заключенном соглашении более сдержанно: о конкретных экономических выгодах Соглашения в основном заявления МИД Великобритании[9]. Японская же сторона большей частью акцентирует внимание на стратегическом значении этого события.
Во-первых, очевидно, что для обеих сторон этот договор был необходим для обеспечения непрерывности экономических связей. Важность этого фактора особо подчеркивал японский министр иностранных дел Японии Мотэги, объясняя свои усилия по интенсивному продвижению договорного процесса внутри Японии[10].
Промышленные круги обеих стран также активно высказывались в пользу скорейшего подписания соглашения[11], проявляя особое беспокойство по вопросу сохранения торгово-производственных цепочек. Это и не удивительно в условиях, когда частью таких цепочек является 59% японских поставок в Великобританию и 44% английских поставок в Японию[12].
Без Соглашения обеим странам грозила потеря уже с 2021 г. юридических оснований для взаимных связей. В таких обстоятельствах сам факт подписания Соглашения уже бесспорно является крайне важным достижением.
Фактор крайней необходимости объясняет и удивительно короткие сроки переговорного процесса. Основные позиции документа удалось согласовать уже к 11 сентября[13], при том что переговоры начались 10 июня 2020 г.
Кроме того, для Великобритании скорость достигнутого Соглашения является еще и имиджевым плюсом, доказывающим переговорную конкурентоспособность страны после выхода из Европейского Союза.
Во-вторых, для каждого из участников оказалась чрезвычайно велика роль партнера для дальнейшей успешной работы на смежных рынках.
Как неоднократно заявляла министр торговли Великобритании Лиз Трасс, соглашение о свободной торговле с Японией также является важным первым шагом на пути к присоединению Великобритании к Транстихоокеанскому партнёрству в составе 11 стран («Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о транстихоокеанском партнерстве»)[14]. Японская сторона хорошо понимает свою важность в этом процессе и с готовностью приоткрыла «двери» для Великобритании в ТТП.
В-третьих, есть в этом соглашении и особые перспективы для японской стороны. В июле текущего года Совет национальной безопасности Великобритании принял решение запретить китайской компании Huawei до 2027 года участвовать в развертывании британских сетей 5G. Официально это решение было обосновано потенциальными угрозами кибербезопасности страны и на первый взгляд носит временный характер. Однако политическая сторона дела тоже сыграла свою роль. Все более очевидной становится поддержка со стороны Великобритании интересов США в торговой войне с Китаем. А это уже долгосрочное стратегическое решение, что, в свою очередь, открывает потенциальную перспективу телекоммуникационного рынка Великобритании для других крупных игроков. Рассчитывать на такой кусок освободившегося английского пирога будут и японские компании. В июне 2020 года японские компании NTT и NEC создали «альянс» для завоевания мирового телекоммуникационного рынка и заявили о том, что к 2030 году они планируют занять на нем 20%-ной доли.
В заключение отметим, что в условиях пандемии COVID-19, когда торговые и инвестиционные потоки между странами сокращаются и переживают период чрезвычайной нестабильности, торговое соглашение между Японией и Великобританией послужат примером защиты свободной торговли, а также создадут прочную основу для развития взаимного дальнейшего экономического сотрудничества между двумя странами.
Нет комментариев