4–7 ноября 2024 г. в Сочи состоялось XXI заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай» на тему: «Прочный мир – на какой основе? Всеобщая безопасность и равные возможности для развития в XXI веке».
4 ноября 2024 г. заместитель директора ИМЭМО РАН, профессор РАН д.и.н. Александр Ломанов выступил на сессии «Как понимать цивилизацию в XXI веке? Симфония вместо противостояния» с докладом «Россия и Китай: государство-цивилизация в меняющемся мире».
Появившаяся в конце ХХ века на Западе идея «конфликта цивилизаций» не отвечает на вопрос о том, каким должен быть цивилизационный диалог внутри «глобального большинства». Интерес крупных держав современного мира к проблеме цивилизации не является случайным. Российская концепция «самобытного государства-цивилизации» появилась вместе с провозглашением на уровне руководства Китая набора основополагающих «выдающихся особенностей китайской цивилизации». Речь идет не только о сохранении национальной традиции, но и об инновационной адаптации собственной цивилизации к глобальным вызовам.
6 ноября 2024 г. президент ИМЭМО РАН академик Александр Дынкин выступил модератом на сессии «Среда обитания: у каждого своя, у всех общая».
У всех на слуху деградация окружающей среды, и связанные с этим проблемы отражают проблемы зелёного перехода. Этот переход далеко не первый, но у него есть большие отличия:
- Раньше драйвером энергоперехода выступала энергетическая эффективность энергоносителей. Энергетическая плотность потока у нефти и газа в десятки и сотни раз выше, чем у солнца и ветровой энергии. Возобновляемые источники энергии имеют неравномерный характер генерации.
- Раньше замещаемый энергоноситель не уходил из энергобаланса, он просто терял свои лидирующие позиции. Сейчас идёт тенденция к полному отказу от выброса углекислого газа, то есть от природных ископаемых энергоносителей. Это приводит к разрастанию пузыря в сфере реализации целей устойчивого развития.
Задача бережного отношения к природе выражается в излишне оптимистичном отношении к зелёному энергопереходу и к завышенным планам перехода к возобновляемым источникам энергии, в неоправданной капитализации ESG-компаний. Зелёный переход движим сейчас скорее идеологическими и политическими целями, а не энономическими выгодами и эффективностью энергоносителей. На Западе надеются, что зелёный переход — это основа общественного договора, который заменит собой социальный контракт «общества всеобщего блага». С точки зрения развивающихся стран ситуация неприемлема, так как зелёный переход представляет собой переход к неоколониализму.
Нет комментариев