Вступление в силу ВРЭП способствует укреплению лидерства Китая в АТР

142

used image: Signing Ceremony of the Regional Comprehensive Economic Partnership // rcepsec.org

© Портанский А.П., 12.01.2022

1 января 2022 г. для 10 стран АТР вступило в силу Соглашение о всеобъемлющем региональном экономическом партнёрстве (ВРЭП), а именно: для Австралии, Брунея, Камбоджи, Китая, Японии, Лаоса, Новой Зеландии, Сингапура, Таиланда и Вьетнама. Для оставшихся пяти государств оно вступит в силу через 60 дней после ратификации в национальных парламентах. Для Южной Кореи этот момент наступит уже 1 февраля с.г. Напомним, что подписание соглашения о ВРЭП состоялось 15 ноября 2020 г. в режиме телемоста на саммите АСЕАН в Ханое.

ВРЭП становится первым соглашением, в котором участвуют одновременно Китай, Япония и Южная Корея, т.е. три наиболее мощных экономических игрока в Азии. При этом отсутствие Индии, которая в начале 2020 г. по внутриэкономическим соображениям решила выйти из переговорного процесса, делает Китай безусловным лидером партнерства.

Значимость события прежде всего состоит в том, что создана самая большая в мире зона свободной торговли. По данным Всемирного банка, партнёрство охватит 2,3 млрд человек или 30% населения планеты, на него будет приходиться около 30% мирового ВВП, более четверти мировой торговли товарами и услугами и 31% мирового притока прямых иностранных инвестиций.

Вступление в силу Соглашения ВРЭП можно рассматривать как проявление решимости стран АТР сохранять рынки открытыми, поддерживать открытую, свободную и основанную на правилах торговую систему, как конкретный шаг на пути региональной экономической интеграции. Благодаря новым обязательствам по доступу на рынки и упорядоченным, современным правилам, облегчающим торговлю и инвестиции, ВРЭП обещает предоставить новые возможности для бизнеса и занятости, укрепить цепочки поставок в регионе и способствовать участию микро-, малых и средних предприятий в региональных цепочках создания стоимости и производственных центрах.

По условиям Соглашения, в ближайшие 20 лет между его участниками импортные пошлины на многие промышленные товары снизятся до нуля, однако открытия рынков сельского хозяйства не ожидается. В торговле товарами в Соглашении появляется такое важное новшество, как единые для всех правила происхождения. Значимость нововведения можно проиллюстрировать на простом примере. Если прежде велосипед, произведенный в Индонезии, можно было беспрепятственно продать в Японию, но затруднительно в Южную Корею в силу различий в требованиях к происхождению комплектующих, то теперь подобные препятствия ликвидируются. Это несомненно увеличит объёмы торговли. По сообщению газеты "Хайнань жибао", в начале января с.г. китайская таможня выдала первый в провинции Хайнань сертификат происхождения товара для стран-участниц ВРЭП. При наличии такого сертификата, помимо указанного выше преимущества, китайский производитель сможет воспользоваться тарифными льготами, т.е. пониженными, в соответствии с Соглашением, уровнями импортных таможенных пошлин. Аналогичную выгоду получают и остальные участники ВРЭП.

Определенная либерализация затронет ряд секторов услуг, в частности, телекоммуникационных, финансовых, профессиональных. Устанавливаются новые продвинутые правила в электронной торговле, инвестировании, сфере рабочей миграции, что придаёт Соглашению современный модернизационный характер. Усовершенствованы правила в области охраны прав интеллектуальной собственности.

В последнее время особую актуальность приобретает вопрос соперничества в АТР Вашингтона и Пекина в связи с созданием ВРЭП и с учётом выхода США при Д. Трампе из Транстихоокеанского партнёрства (ТТП). Необходимо напомнить, что администрация Б. Обамы твёрдо и последовательно выстраивала линию на сдерживание Китая в АТР. Всем памятно его высказывание о том, что правила торговли в этом важнейшем и перспективном регионе мира должны устанавливать США и их союзники, а не какая-то иная держава, под которой прямо подразумевалась КНР. Эти же слова, кстати, повторял и Джо Байден, в то время вице-президент. Именно на сдерживание Китая в АТР было направлено ТТП, а также другое крупнейшее партнерство между США и ЕС – ТТИП, фактически похороненное при Трампе.

Позиция и действия КНР понятны – они чётко и ясно направлены на укрепление лидерства в АТР. Продолжая эту линию, Пекин, несмотря на отсутствие твёрдых гарантий успеха, в сентябре 2021 г. направил заявку на присоединение к другому важному и уже действующему с конца 2018 г. партнёрству – ТТП-11 (или Всеобъемлющему прогрессивному соглашению для ТТП – ВПТТП). А вот позиция Вашингтона пока остается непрояснённой, что несколько странно. В апреле 2018 г., т.е. примерно 15 месяцев спустя после выхода США из ТТП, на совещании Трампа с узким кругом приближённых сотрудников одним из участников была высказана мысль о том, что противостоять Китаю в регионе всё-таки было бы логичнее, находясь внутри партнёрства. В ответ бывший президент сказал, что он не против, но возвращение должно быть на американских условиях.

Прошло время, в Белом доме находится команда Джо Байдена, который, будучи вице-президентом при Обаме, проводил политику, как раз предполагавшую безусловное участие США в ТТП. Казалось бы, теперь всё должно вернуться на круги своя. Но этого почему-то не происходит. Самое распространённое объяснение – администрация Байдена слишком занята внутренними проблемами. Но тогда Вашингтону проблематично удерживать инициативу в АТР в своих руках.

Конечно, теоретически Соединённые Штаты способны в любой момент выступить с масштабной инициативой, резко активизировав своё экономическое участие в АТР, однако время уходит. Тем временем вступление в силу соглашения о ВРЭП даёт возможности Пекину и дальше развивать своё лидерство в АТР.

Что касается России, то в принципе участие во ВРЭП было бы для неё желательным, однако пока, к сожалению, условий присоединения к партнёрству или иной формы её взаимодействия с ВРЭП не просматривается. Время для этого в известной степени упущено, ибо в ходе переговоров участники партнёрства достигли существенного прогресса по многим вопросам, например, по глобальным цепочкам создания стоимости, и российские предприятия вряд ли сегодня готовы к выполнению этих условий.

Россия и ЕАЭС стремятся играть активную роль в Азии, видя среди государств региона своих потенциальных торгово-экономических партнеров, о чём свидетельствовали подписанные соглашения о свободной торговле с Вьетнамом и Сингапуром и намерения заключить аналогичные соглашения с другими странами региона. Однако теперь в этих планах в любом случае придется учитывать фактор ВРЭП.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
12.01.2022

На сайте Observer Research Foundation опубликована статья Станислава Притчина о причинах, которые привели к перестановкам в политической власти Казахстана и прибытию миротворческих войск ОДКБ.

подробнее...

11.01.2022

Вышел из печати 4-й номер квартального бюллетеня «Российский Экономический Барометр» за 2021 год на русском языке. Месячные статистические ряды обновлены до августа 2021 года, квартальные – до III квартала 2021 года включительно.

подробнее...

Вышли из печати