Строительство Энергетического союза в ЕС

3770

© 03.03.2015, Тоганова Н.В.

Европейская комиссия 25 февраля 2015 г. представила рамочную стратегию Энергетического союза (Energy Union)1. Её реализация, сообщается в пресс-релизе Комиссии, станет одним из высших приоритетов деятельности ЕС на ближайшие годы2.

Этот документ - далеко не первый, связанный с энергетической политикой Европейского Союза. В предыдущие годы приняты десятки решений, касающиеся энергетической безопасности, регулирования внутреннего рынка или расширения применения возобновляемых источников энергии. В отличие от них рамочная стратегия Энергетического союза, как это подчеркивает название, носит комплексный характер: она затрагивает не только уже упомянутые выше вопросы, но и расширяет их круг. Одним из важнейших для России как крупнейшего поставщика газа в Европу представляется вопрос об усилении регулирования наднационального уровня в таких сферах как заключение странами-членами ЕС контрактов со странами-поставщиками энергоресурсов, а также намерение ЕС влиять на работу энергетического рынка в странах-транзитерах энергоресурсов.

В рамках Энергетического союза страны-члены ЕС будут сотрудничать в пяти взаимосвязанных и взаимозависимых областях: (1) энергетическая безопасность, (2) формирование единого европейского энергетического рынка, (3) повышение энергоэффективности экономики, (4) ограничение выбросов CO2 в атмосферу и, соответственно, нивелирование негативных последствий развития энергетики для климата, (5) исследования, инновации и конкурентоспособность. Для достижения прописанных для каждых из этих областей целей (большинство из них носят неколичественный характер) будут предприняты шаги по пятнадцати направлениям, закрепленным в кратком плане действий, который завершает рамочную стратегию Энергетического союза.

Некоторые комментаторы уже окрестили рамочную стратегию «антироссийской». На мой взгляд, этот комплексный документ не следует сводить до одного из его компонентов, однако доля правды в этом определении есть. Во-первых, бросается в глаза употребление слова «европейский» (см. п.2 в перечислении областей сотрудничества, в нём говорится о «едином европейском энергетическом рынке»). Это один из примеров того, как понятие «Европа» все активнее используется в западноевропейском политическом дискурсе (и с сожалением можно констатировать, нередко и в российском) как синоним «ЕС», или же сосредоточенной в Брюсселе власти. В этой лингвистической логике «Европа» противопоставляется не только России или другим восточноевропейским странам, но порой и входящим в Евросоюз государствам. Так, нередко в новостях проскакивает, что Греция не соглашается с «Европой», то есть с Брюсселем.

Во-вторых, такие моменты Стратегии как намерение Брюсселя активнее регулировать внутреннюю энергетическую политику отдельных стран, в том числе и заключаемые ими контракты со странами-поставщиками энергоресурсов, установка на диверсификацию поставок, а также планы создания «стратегического энергетического партнерства с Украиной», подразумевающего реформирование национального энергетического рынка, снижение энергоемкости украинской экономики, модернизацию газотранспортной инфраструктуры ‑ явно указывают на пересмотр отношений с Россией.  При этом Россия в документе упоминается только один раз  -  «При более благоприятных обстоятельствах ЕС пересмотрит энергетические отношения с Россией, которые должны основываться на равных условиях открытости рынков, справедливой конкуренции, защиты окружающей среды и безопасности, обеспечивающих взаимовыгодное сотрудничество»3.  Однако многие положения в нём, так или иначе, отсылают к нашей стране: «Энергетическая политика нередко используется как инструмент внешней политики, особенно крупными странами-производителями или транзитерами»4.

Диверсификация поставок означает намерение наладить импорт энергоносителей из стран Центральной Азии по южному коридору, строительство портов по приему сжиженного газа, в первую очередь, в Северной Европе, а затем и в странах Восточной и Южной Европы, увеличение доли СПГ в энергетическом обеспечении ЕС, также как и доли возобновляемых источников энергии. Диверсификация должна затронуть и поставки сырья для атомных электростанций, что также отразится на России.

Что касается более активной роли наднационального уровня в реализации национальной энергетической политики, то ЕС намерен вступать в переговоры с поставщиками как коллективный закупщик в периоды кризисов, а также в тех случаях, когда страна находится в исключительной зависимости от одного из поставщиков. (Напомним, что доля российского газа в потреблении ЕС в целом составляет 1/3, в то время как такие страны как Греция, Чехия, Польша, Австрия, Словения, Венгрия, Словакия, Болгария, Латвия, зависимы от него более, чем на 50%, а Финляндия, Эстония и Литва -- на 100%). ЕС также намеревается оценивать уровень энергетической безопасности каждой из его стран-членов и вмешиваться, если система окажется опасно нестабильной. Также ЕС планирует играть более значимую роль во внешней энергетической политике, касающейся не только закупки энергоносителей, но и выхода европейских энергетических компаний на новые рынки (это важно не только с точки зрения обеспечения традиционными энергоносителями, но и с точки зрения использования возобновляемых источников энергии, в чём производители из ЕС конкурируют с Китаем). Для этого будет установлено «энергетическое стратегическое партнерство» с Алжиром, Турцией, Азербайджаном, Туркменистаном, странами Ближнего Востока и Африки, равно как и с другими потенциальными поставщиками. Будет также продолжено партнерство с Норвегией.

Однако, несмотря на всю важность внешнеполитического аспекта деятельности формируемого Энергетического союза ЕС, его значение не стоит переоценивать. Цель Энергетического союза – повысить конкурентоспособность экономик стран-членов ЕС, а также сделать новый шаг на пути углубления западноевропейской интеграции. Это начинание важно, прежде всего, потому, что из-за высокой стоимости энергоносителей компании ЕС проигрывают американским. Повышение конкурентоспособности европейского бизнеса становится особенно актуальным в преддверии подписания Трансатлантического соглашения о торговле и инвестициях (TTIP). И многое для этого может быть сделано на основе эффективного сотрудничества европейских стран в сфере энергетических ИР и инноваций - будь то в области возобновляемых источников энергии, строительства сетей электропередач, новых методов аккумуляции и сохранения энергии, снижения энергоемкости экономики, и, не в последнюю очередь, в области управления столь крупной энергосистемой, охватывающей единое энергетическое пространство Западной Европы.

Примечания:

1 A Framework Strategy for a Resilient Energy Union with a Forward-Looking Climate Change Policy http://ec.europa.eu/priorities/energy-union/docs/energyunion_en.pdf.

2 Energy Union: secure, sustainable, competitive, affordable energy for every European. European Commission Press Release. 25.02.2015. http://europa.eu/rapid/press-release_IP-15-4497_en.htm.

3 «When the conditions are right, the EU will consider reframing the energy relationship with Russia based on a level playing field in terms of market opening, fair competition, environmental protection and safety, for the mutual benefit of both sides».

4 «Energy policy is often used as a foreign policy tool, in particular in major energy producing and transit countries».


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
24.01.2025

Уважаемые авторы! Обращаем ваше внимание на то, что прием статьей в выпуски издания «Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН» на 2025 год ЗАКРЫТ! Номера текущего года полностью укомплектованы.

подробнее...

22.01.2025

Академик-секретарь Отделения глобальных проблем и международных отношений РАН, президент ИМЭМО РАН Александр Дынкин представил научному сообществу нового руководителя Института Соединенных Штатов Америки и Канады имени академика А.Г. Арбатова Российской академии наук (ИСКРАН) – Наталью Цветкову.

подробнее...

Вышли из печати