
В журнале «Постсоветские исследования» (том 5, № 7, 2022) опубликована статья старшего научного сотрудника Сектора Кавказа Центра постсоветских исследований, к.и.н. С.Б. Манышева «Новейшая история Кавказа на страницах современных учебников истории России».
Вопросы преподавания истории являются важной частью формирования идентичности человека. Целью статьи является рассмотрение отражения истории Кавказа и его народов на страницах современных российских школьных учебников в постсоветский период. В работе дан краткий обзор состояния школьного исторического образования в современный период.
Отмечается, что в результате распада Советского Союза произошла переоценка целого ряда исторических деятелей и событий, что привело, с одной стороны, к деидеологизированности школьного исторического образования, а с другой, к трудностям в оценке фактов и событий учителями, что негативно сказывалось на учебном процессе. Результатом этого длительного процесса и общественной дискуссии стало создание Историко-культурного стандарта, в соответствии с которым сегодня созданы несколько линеек школьных учебников истории России.
Автором проанализированы пять линеек учебников, используемых сегодня в школах России и написанных в соответствии с Историко-культурным стандартом. Выделен ряд сюжетов позднесоветского периода, которые стали основой межнациональных и политических конфликтов в регионе в последующем. Прежде всего, рассмотрены события на Южном Кавказе в период распада Советского Союза, которые привели к подъему национальных движений в союзных республиках.
Отдельное внимание уделено истории российского Северного Кавказа и особенностям ее описания на страницах школьных учебников. Автор касается интерпретации событий в Северной Осетии, Чечне и Дагестане. Здесь также рассмотрены сюжеты, связанные с обострением межнациональных отношений в начале 1990-х гг. Большое внимание уделено «чеченскому кризису» от распада Советского Союза до окончания контртеррористической операции в 2020 г.
Кроме того, автор обращается к внешней политике постсоветской России и ее «кавказскому» вектору, направленному на Южный Кавказа и образовавшиеся там независимые государства. Подчеркивается роль России в создании СНГ, взаимоотношений между отдельными странами Южного Кавказа и Россией. Не обойдены вниманием конфликты в Абхазии и Южной Осетии, и освещение на страницах современных школьных учебников «Пятидневной войны».
Нет комментариев