
2 декабря 2020 г. на сайте Международного дискуссионного клуба «Валдай» опубликована статья Павла Гудева «Противостояние США и КНР в Арктике: миф или реальность?» опубликована статья ведущего научного сотрудника Сектора внешней и внутренней политики США Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН к.и.н. Гудева Павла Андреевича «Противостояние США и КНР в Арктике: миф или реальность?».
Во всех своих доктринальных, стратегических и концептуальных документах США называют КНР своим главным конкурентом и соперником не только в глобальном контексте, но и применительно к конкретным морским регионам – в частности, в Артике. Насколько это оправданно, нет ли здесь преувеличения? Может ли быть так, что масштабы американо-китайского противостояния намеренно раздуваются, или оно уже докатилось до северной полярной области?
Во-первых, начнём с политико-идеологического измерения. Несомненно, расширение присутствия КНР в Арктике – а, например, в Антарктике оно уже весьма и весьма обширно, – это вопрос повышения международного престижа для Пекина. Ведь только развитые страны могут не просто участвовать в проведении научных исследований в регионе, но и осуществлять другие виды морехозяйственной деятельности в тяжёлых климатических и ледовых условиях. Поэтому здесь имеет место непосредственное противостояние двух держав, одна из которых стремится удержать свой статус глобального лидера, а вторая активно оспаривает этот статус там, где может.
Во-вторых, существует ещё и экономическое измерение. Причём оно напрямую связано с первым. Арктика – это доступ к ресурсам, живым (водным биологическим) и неживым (минеральным). Для развития КНР в краткосрочной, а уж тем более в долгосрочной перспективе это очень важный морской регион, так как в конце концов любые ресурсы как Южно-Китайского, так и Восточно-Китайского морей исчерпаемы. А КНР по количественному составу рыбопромыслового флота уже находится в лидерах среди всех других государств. Более того, давайте вспомним, что китайские рыбаки ловят там, где их раньше никто не видел, – например, в акваториях вокруг Галапагосских островов, чем, естественно, крайне раздражают власти Эквадора. При этом акватории вокруг – это воды морского охраняемого района, но китайские шхуны находятся за его внешними границами, хотя даже такое поведение нельзя назвать ответственным: рыба – это трансграничный ресурс, и его исчерпание в одном месте отразится на всей популяции в целом. Неслучайно поэтому, что Китай без промедления присоединился к соглашению о временном запрете на вылов ВБР в центральной части Северного Ледовитого океана, понимая, что ранняя форма участия позволит в дальнейшем, когда здесь, вероятно, будет создана Региональная организация по регулированию вылова, стать одним из бенефициаров данного проекта.
Нет комментариев