
12 февраля 2025 г. на сайте РСМД опубликована статья руководителя Центра международной безопасности ИМЭМО РАН академика Алексея Арбатова «Ядерная доктрина и стратегическая стабильность».
Положение дел в сфере контроля над ядерными вооружениями в большей мере соответствует пожеланиям сторонников «активизации ядерного фактора в мировой политике». Причем начало процессу положили США, когда в 2002 г. на волне психологического шока от террористических авиаударов по Нью-Йорку и Вашингтону в сентябре 2001 г., но безо всяких убедительных стратегических оснований вышли из Договора по ПРО. С конца второго десятилетия нового века разрушительный процесс стал обретать лавинообразный характер.
Независимо от состояния мирного процесса по украинскому конфликту, возобновление диалога США и России по стратегической стабильности будет крайне сложной задачей. Во всяком случае, подключение к ограничению вооружений КНР, по всей видимости, станет обязательным условием со стороны США. Кроме того, нельзя исключать вероятность денонсирования Вашингтоном Договора СНВ-3 до истечения его продленного срока в феврале 2026 г. под предлогом его якобы нарушения Россией или в целях наращивания ядерных вооружений США для противостояния двум другим сверхдержавам в совокупности. Именно так обосновывался выход США из ДРСМД в 2019 г. Похоже, что республиканское правительство откажется от цели «стратегического поражения России», но будет сознательно играть на угрозе ядерной эскалации конфликтов для продвижения своей линии по Украине и другим острым международным вопросам.
Угрозу дестабилизации стратегических отношений нельзя недооценивать. Система контроля над вооружениями — важнейший элемент и опора стратегической стабильности, она вступила в стадию распада и может окончательно рухнуть в ближайшем будущем. Это процесс переплетен с внедрением новейших систем оружия и потенциально разрушительных технологий и сопровождается формированием дестабилизирующих стратегических концепций. Ряд таких тенденций будет если не разрушать, то «размывать» стратегическую стабильность в ее классической формулировке: как «состояние стратегических отношений сторон, устраняющее стимул для первого ядерного удара».
Парируя указанные угрозы безопасности, для России важно не вовлекаться в количественную и «зеркальную» гонку вооружений, а отвечать асимметричным образом, что в прошлом нередко приносило успех. Прилагая усилия для сохранения оставшихся соглашений по контролю над вооружениями и для возобновления диалога по стратегической стабильности, России следует последовательно отвергать концепции первого ядерного удара и ограниченной ядерной войны, контролируемой ядерной эскалации и интегрированного применения ядерных и обычных вооружений. В этом она будет иметь поддержку Китая, Индии, профессиональных реалистически мыслящих кругов США и других стран Запада.
Нет комментариев