13 ноября 2024 г. состоялся ситуационный анализ Отдела европейских политических исследований «Утраченные надежды: демонтаж концепции европейской безопасности эпохи большой разрядки. Часть 2».
С докладами выступили:
- научный сотрудник, к.и.н. Павлова М.С. – «Проблемы европейской безопасности в политике Польши в 1990–2010-х гг.». Представлены факторы, определявшие ориентацию польской политической элиты на НАТО, а не ОБСЕ и ЕС, как главного гаранта безопасности страны. Подчеркнуто, что внешняя политика Польши в этот период также, как правило, определялась не только и не столько политическими реалиями, сколько внешнеполитическими концепциями, выработанными польской эмиграцией в послевоенный период, прежде всего - концепцией Гедройца-Мерошевского.
- научный сотрудник, к.полит.н. Соколова П.С. – «Урегулирование конфликтов на Балканах в 90-е гг. и его влияние на развитие европейской безопасности и ситуации на постсоветском пространстве». Был охарактеризован проект институциональной структуры многостороннего сотрудничества по вопросам европейской безопасности, согласованный странами СБСЕ в рамках Хельсинского документа 1992 г. «Вызов времени перемен». На основе анализа урегулирования югославских войн, удалось осмыслить, почему он не был адекватно воплощен, а опыт совместного управления конфликтами не получил преемственности, что привело к конфронтации России и Запада и открытым конфликтам на постсоветском пространстве.
- старший научный сотрудник, к.полит.н. Шумицкая Е.В. – «Румыно-украинские и венгеро-румынские отношения после окончания биполярности». Проанализирована эволюция отношений Бухареста с Киевом и Будапештом. Было отмечено, что взаимоотношения Румынии с Украиной оставались напряженными вплоть до 2022 г.
- младший научный сотрудник Посаженникова А.А. – «Трансформация подходов стран Бенилюкс к урегулированию конфликтов и созданию архитектуры европейской безопасности в 1992—2022 гг.». Доклад посвящен положению Бельгии, Нидерландов и Люксембурга в новой геополитической ситуации в Европе и мире, которое накладывало отпечаток на их видение роли различных институтов безопасности. Отмечается, что окончание «холодной войны», изменение членства ЕС и НАТО, вспыхивание новых конфликтов в Европе, на постсоветском пространстве и на Ближнем Востоке стали причиной пересмотра странами Бенилюкс своей стратегической ориентации. Внешняя политика Нидерландов с тех пор носит все более атлантистский характер и ориентируется на позиции США и Соединенного Королевства, а Бельгия и Люксембург с начала 2000-х гг. выступают за расширение оборонных возможностей ЕС. При этом отношения стран Бенилюкс с Россией развивались крайне успешно до событий на Украине 2014 г.; в то же время, окончательным переломным моментом в них стало все же обострение кризиса в 2022 г.
- старший лаборант-исследователь Панков Е.С. – «Великобритания и военные конфликты в постбиполярной Европе». Проанализировано общее и особенное в подходах лейбористских и консервативных правительств Великобритании к урегулированию конфликтных ситуаций в Европе после 1991 г. Особое внимание было уделено эволюции теоретико-концептуальных оснований этих подходов.
- заведующая отделом, д.полит.н. Арбатова Н.К. – «Европейский союз и кризис модели коллективной европейской безопасности.1991–2022». Дана характеристика фундаментальным изменениям в международных отношениях после окончания биполярности. Были выявлены противоречия ЕС, НАТО и России по вопросу о будущей архитектуре безопасности в Европе. Исследованы причины маргинализации ОБСЕ в этой области. Проанализированы подходы ЕС и НАТО к месту и роли России, стран ЦВЕ и СНГ в формирующейся системе европейской безопасности. Дана оценка роли посткоммунистических конфликтов в процессе демонтажа модели коллективной европейской безопасности.
- заведующая отделом, д.полит.н. Арбатова Н.К. – «Италия и НАТОизация европейской безопасности 1991–2022». Проведен анализ изменений в политической системе Италии после окончания биполярности, которые повлияли на формирование внешнеполитического консенсуса по новой архитектуре европейской безопасности. Исследована посредническая роль итальянского руководства в налаживании отношений между Россией и Западом в период международных кризисов. Сделан вывод о том, что, несмотря на ухудшение отношений России со странами ЕС, российско-итальянские отношения сохраняют потенциал для быстрой нормализации при решении украинского конфликта.
Нет комментариев