
09 сентября в 15:00 в онлайн-формате состоялся очередной научный семинар Центра европейских исследований.
Тема семинара: "Участие Huawei в развитии сетей 5G в странах ЕС".
Основной докладчик – младший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Карина Алиевна Гемуева.
В докладе было подчеркнуто, что конфликт вокруг китайской компании Huawei, в который невольно оказались втянуты страны ЕС, можно считать одним из ярких проявлений нарастающего противостояния Китая со странами Запада в экономической, технологической и геополитической сферах. В ходе оживленных дискуссий вскрылись как растущее недовольство отдельными аспектами двустороннего взаимодействия с Китаем, так и глубинные противоречия внутри самого Европейского союза.
Удержание доминирующих позиций на рынке ЕС критически важно для Huawei не только с коммерческой, но и со стратегической точки зрения. Поэтому неудивительно, что Huawei предприняла решительные действия по защите своих интересов. Значительное внимание было уделено созданию положительного образа компании в СМИ, оперативному взаимодействию с органами власти, был сделан поворот к большей открытости и готовности к компромиссам. В частности, были открыты центры кибербезопасности в Бонне и Брюсселе, которые предоставили возможность клиентам и регулирующим органам проводить тестирование оборудования и программных компонентов Huawei, включая проверку исходного кода. Также был предложен такой политический шаг, как открытие в странах ЕС производственных мощностей, ориентированных непосредственно на европейский рынок.
Действующая система сертификации радио- и телекоммуникационного терминального оборудования в странах Евросоюза, равно как и будущая европейская структура сертификации кибербезопасности цифровых продуктов, процессов и услуг, в принципе не могут полностью гарантировать безопасность аппаратного и программного обеспечения, а могут лишь свидетельствовать о соответствии определенным требованиям. Ситуация осложняется множеством других факторов, таких как необходимость частых обновлений программного обеспечения, различная степень надежности в зависимости от архитектуры сети, параллельное развитие средств защиты данных и противодействия киберугрозам, человеческий фактор и пр. В результате ни одна телекоммуникационная компания, включая Huawei, не может полностью исключить все риски в своих решениях. В связи с этим такой подход, который можно описать как «презумпция вины» в отношении компании Huawei, ставит США изначально в более выигрышную позицию.
В настоящее время в открытом доступе отсутствует необходимая первичная документация в виде отчетов, протоколов, технических описаний и пр., подтвержденная независимой авторитетной экспертизой. Для новостных изданий стало нормой ссылаться на внутренние отчеты, недоступные для просмотра, или представлять информацию из «достоверных источников» без указания имен с целью сохранения анонимности. Политические деятели и даже технические специалисты напрямую или косвенно могут служить проводниками интересов посторонних акторов. В данной ситуации становится сложным отделить факты от суждений, экспертную оценку от навязываемого мнения. Это затрудняет беспристрастное рассмотрение вопроса и формирование аргументированной позиции и служит благодатной почвой для ведения информационной войны.
В рамках отдельных стран ЕС конфликт интересов бизнеса и агентств национальной безопасности, поляризация мнений среди политической элиты затрудняют формулирование четкой единой позиции. Помимо этого, на страны ЕС оказывается давление со стороны как США, так и Китая, вплоть до явных и неявных угроз. Так, действия США включали призывы к должностным лицам исключить использование оборудования Huawei, исходя из рисков информационной безопасности, и активную пропаганду своей позиции в СМИ и в среде экспертного сообщества. Причиной промедления в принятии окончательного решения также может быть и нежелание политических лидеров принять ответственность за возможные негативные последствия экономического, социального и политического характера.
Диаметрально противоположные позиции стран, тяготеющих к одному из двух полюсов силы, возможность манипулирования ситуацией в интересах отдельных акторов вследствие чрезмерной политизации вопроса затрудняют формулирование единой независимой стратегии на уровне Евросоюза и приводят к принятию компромиссных решений. Поскольку принятие адресных мер к китайской компании носило бы дискриминационный характер, ЕС идет по пути повышения требований к безопасности сетей и защите личных данных потребителей для всех участников рынка, что также подразумевает дополнительную финансовую нагрузку на сектор. В связи с повисшей неопределенностью многие операторы и представители власти занимают выжидательную позицию. Промедление с развертыванием сетей 5G может обернуться ослаблением позиций ЕС как глобального игрока на рынке ИКТ.
В последовавшей за основным докладом дискуссии к.э.н. А.В. Авилова проанализировала содержание изданного правительством Италии 7 августа 2020 г. декрета, содержащего 15 условий использования технологий Huawei при развитии в стране сетей связи 5-го поколения. Главными из них являются: 1) запрет на передачу правительственным инстанциям других стран информации и данных, полученных в ходе производственной деятельности и 2) обязательное предоставление в распоряжение Комитета по мониторингу, созданному при правительстве Италии, технической документации на применяемое оборудование, с проведением мер верификации и контроля при возможном участии третьей стороны. Компания Telecom Italia, возглавляющая создание национальной сети 5G, должна разработать план диверсификации поставщиков оборудования и дважды в год отправлять в правительство отчёт о принимаемых мерах кибербезопасности.
Этот декрет, носящий явно компромиссный характер, подводит черту под дискуссией вокруг Huawei, в которой позиции участников существенно расходились. В правительстве главным сторонником сотрудничества с Китаем, в том числе с Huawei, является министр иностранных дел (в недавнем прошлом – министр экономики и лидер Движения пяти звезд) Л. Ди Майо, по настоянию которого Италия подписала в марте 2019 г. меморандум о присоединении к проекту «Один пояс – один путь». Правые партии «Лига» и «Братья Италии» выступали противниками сближения с Китаем. Объясняясь по этому вопросу с представителями США, указывавшими на риски такого сотрудничества, Ди Майо обосновывал свою позицию соображениями конкурентоспособности (поскольку у других стран ЕС тоже есть соглашения с Китаем) и обещал принять все необходимые меры в плане безопасности.
Декрет от 7 августа призван служить ответом на резолюцию парламентского комитета по безопасности (возглавляемого представителем «Лиги»), обсуждавшейся в Палате депутатов в декабре 2019 г. В ней констатировался риск, связанный с зависимостью от Huawei как единственного поставщика технологий 5G, и предлагалось отстранить эту компанию от проекта сооружения национальной сети сверхскоростной связи. В качестве доводов за отстранение указывались инфильтрация китайского капитала в информационный сектор экономики Италии и потенциальная заинтересованность служб безопасности и правительства Китая в информации, доступной благодаря новым технологиям связи. В ходе обсуждения, в то же время, отмечалось, что отстранение Huawei приведёт к крупным дополнительным издержкам в развитии сетей 5G и предлагалось обеспечить незамедлительный контроль государственных экспертов по кибербезопасности над работой находящихся в Италии китайских лабораторий, включая национальную сертификацию производимого ими оборудования. Принятый по итогам обсуждения Закон о кибербезопасности мог трактоваться двояко: в нем вводилось понятие «периметр безопасности», но осуждалась дискриминация неевропейских операторов.
Huawei, присутствующая в Италии уже 15 лет, имеет в Милане научно-исследовательский центр с персоналом 800 человек. Huawei Italia планирует в ближайшие три года вложить 2,75 млрд евро в сотрудничество с местным бизнесом и в развитие НИР, обещая создать около 1 тыс. основных и более 2 тыс. смежных рабочих мест. По соглашению с университетом г. Павия создаётся инновационный центр микроэлектроники. У компании есть соглашения с 14 итальянскими университетами и несколько действующих лабораторий. В Риме открыт ее офис для демонстрации новинок ИКТ. Руководство Huawei Italia, протестуя против дискриминации по отношению к компаниям стран-нечленов ЕС, подчеркивает «прозрачность» своей деятельности и готовность сотрудничать с итальянской администрацией.
К.ю.н. В.А. Оленченко отметил, что тема Huawei представлена также в странах Северной Европы и Прибалтике. В частности, китайская компания участвует в проектах по внедрению сетей 5G в Финляндии и Эстонии. Реализацией проекта на территории обеих стран занимается компания Elisa, зарегистрированная в Финляндии. Компания координирует деятельность финляндской корпорации Nokia и китайской Huawei. Сотрудничество между ними имеет форму корпоративного взаимодействия: Huawei поставляет отдельные компоненты для сетей 5G и активно инвестирует в совместную деятельность с Nokia. Так, на передающих вышках используются узлы связи, производимые Huawei. Работы по проекту 5G в финляндско-эстонском пространстве носят достаточно продвинутый характер. В частности, тестовые включения проводились уже летом 2019 г. Предполагалось, что ощутимые результаты появятся в 2020 г., однако темпы работ замедлились из-за пандемии COVID-19.
Д.э.н. М.В. Клинова обратила внимание на обеспокоенность Европейской комиссии активностью китайских компаний, которая выходит за рамки кибербезопасности и даже – в более широком смысле – экономики. В марте 2019 г. Еврокомиссия выпустила документ «ЕС – Китай: стратегический взгляд», в котором Китай определен не только как «экономический конкурент», но и как «системный противник, продвигающий альтернативные модели управления». Французские исследователи из Европейского совета по международным отношениям Ф. Годеман и А. Васселье опубликовали годом ранее книгу с броским названием «Китай у ворот. Стратегия для Европы». В ней они пишут о росте влияния «неокапитализма» китайского образца, опирающегося на сильное «государство-партию». На этом фоне политики вновь оживили тему «экономического патриотизма», и эта тема получает поддержку у населения. В условиях пандемии Германия и Франция выступили в мае с инициативой относительно посткризисного восстановления экономики, в которой призвали усилить контроль на страновом и общеевропейском уровнях над «неевропейскими инвестициями в стратегические отрасли» (в том числе здравоохранение, фармацевтику, биотехнологии), всемерно поощряя европейских инвесторов.
Нет комментариев