Семинар Центра европейских исследований

253

09 сентября в 15:00 в онлайн-формате состоялся очередной научный семинар Центра европейских исследований.

Тема семинара: "Участие Huawei в развитии сетей 5G в странах ЕС".

Основной докладчик – младший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Карина Алиевна Гемуева.

В докладе было подчеркнуто, что конфликт вокруг китайской компании Huawei, в который невольно оказались втянуты страны ЕС, можно считать одним из ярких проявлений нарастающего противостояния Китая со странами Запада в экономической, технологической и геополитической сферах. В ходе оживленных дискуссий вскрылись как растущее недовольство отдельными аспектами двустороннего взаимодействия с Китаем, так и глубинные противоречия внутри самого Европейского союза. 

Удержание доминирующих позиций на рынке ЕС критически важно для Huawei не только с коммерческой, но и со стратегической точки зрения. Поэтому неудивительно, что Huawei предприняла решительные действия по защите своих интересов. Значительное внимание было уделено созданию положительного образа компании в СМИ, оперативному взаимодействию с органами власти, был сделан поворот к большей открытости и готовности к компромиссам. В частности, были открыты центры кибербезопасности в Бонне и Брюсселе, которые предоставили возможность клиентам и регулирующим органам проводить тестирование оборудования и программных компонентов Huawei, включая проверку исходного кода. Также был предложен такой политический шаг, как открытие в странах ЕС производственных мощностей, ориентированных непосредственно на европейский рынок. 

Действующая система сертификации радио- и телекоммуникационного терминального оборудования в странах Евросоюза, равно как и будущая европейская структура сертификации кибербезопасности цифровых продуктов, процессов и услуг, в принципе не могут полностью гарантировать безопасность аппаратного и программного обеспечения, а могут лишь свидетельствовать о соответствии определенным требованиям. Ситуация осложняется множеством других факторов, таких как необходимость частых обновлений программного обеспечения, различная степень надежности в зависимости от архитектуры сети, параллельное развитие средств защиты данных и противодействия киберугрозам, человеческий фактор и пр. В результате ни одна телекоммуникационная компания, включая Huawei, не может полностью исключить все риски в своих решениях. В связи с этим такой подход, который можно описать как «презумпция вины» в отношении компании Huawei, ставит США изначально в более выигрышную позицию.

В настоящее время в открытом доступе отсутствует необходимая первичная документация в виде отчетов, протоколов, технических описаний и пр., подтвержденная независимой авторитетной экспертизой. Для новостных изданий стало нормой ссылаться на внутренние отчеты, недоступные для просмотра, или представлять информацию из «достоверных источников» без указания имен с целью сохранения анонимности. Политические деятели и даже технические специалисты напрямую или косвенно могут служить проводниками интересов посторонних акторов. В данной ситуации становится сложным отделить факты от суждений, экспертную оценку от навязываемого мнения. Это затрудняет беспристрастное рассмотрение вопроса и формирование аргументированной позиции и служит благодатной почвой для ведения информационной войны. 

В рамках отдельных стран ЕС конфликт интересов бизнеса и агентств национальной безопасности, поляризация мнений среди политической элиты затрудняют формулирование четкой единой позиции. Помимо этого, на страны ЕС оказывается давление со стороны как США, так и Китая, вплоть до явных и неявных угроз. Так, действия США включали призывы к должностным лицам исключить использование оборудования Huawei, исходя из рисков информационной безопасности, и активную пропаганду своей позиции в СМИ и в среде экспертного сообщества. Причиной промедления в принятии окончательного решения также может быть и нежелание политических лидеров принять ответственность за возможные негативные последствия экономического, социального и политического характера. 

Диаметрально противоположные позиции стран, тяготеющих к одному из двух полюсов силы, возможность манипулирования ситуацией в интересах отдельных акторов вследствие чрезмерной политизации вопроса затрудняют формулирование единой независимой стратегии на уровне Евросоюза и приводят к принятию компромиссных решений. Поскольку принятие адресных мер к китайской компании носило бы дискриминационный характер, ЕС идет по пути повышения требований к безопасности сетей и защите личных данных потребителей для всех участников рынка, что также подразумевает дополнительную финансовую нагрузку на сектор. В связи с повисшей неопределенностью многие операторы и представители власти занимают выжидательную позицию. Промедление с развертыванием сетей 5G может обернуться ослаблением позиций ЕС как глобального игрока на рынке ИКТ.

В последовавшей за основным докладом дискуссии к.э.н. А.В. Авилова проанализировала содержание изданного правительством Италии 7 августа 2020 г. декрета, содержащего 15 условий использования технологий Huawei при развитии в стране сетей связи 5-го поколения. Главными из них являются: 1) запрет на передачу правительственным инстанциям других стран информации и данных, полученных в ходе производственной деятельности и 2) обязательное предоставление в распоряжение Комитета по мониторингу, созданному при правительстве Италии, технической документации на применяемое оборудование, с проведением мер верификации и контроля при возможном участии третьей стороны. Компания Telecom Italia, возглавляющая создание национальной сети 5G, должна разработать план диверсификации поставщиков оборудования и дважды в год отправлять в правительство отчёт о принимаемых мерах кибербезопасности.

Этот декрет, носящий явно компромиссный характер, подводит черту под дискуссией вокруг Huawei, в которой позиции участников существенно расходились. В правительстве главным сторонником сотрудничества с Китаем, в том числе с Huawei, является министр иностранных дел (в недавнем прошлом – министр экономики и лидер Движения пяти звезд) Л. Ди Майо, по настоянию которого Италия подписала в марте 2019 г. меморандум о присоединении к проекту «Один пояс – один путь». Правые партии «Лига» и «Братья Италии» выступали противниками сближения с Китаем. Объясняясь по этому вопросу с представителями США, указывавшими на риски такого сотрудничества, Ди Майо обосновывал свою позицию соображениями конкурентоспособности (поскольку у других стран ЕС тоже есть соглашения с Китаем) и обещал принять все необходимые меры в плане безопасности.

Декрет от 7 августа призван служить ответом на резолюцию парламентского комитета по безопасности (возглавляемого представителем «Лиги»), обсуждавшейся в Палате депутатов в декабре 2019 г. В ней констатировался риск, связанный с зависимостью от Huawei как единственного поставщика технологий 5G, и предлагалось отстранить эту компанию от проекта сооружения национальной сети сверхскоростной связи. В качестве доводов за отстранение указывались инфильтрация китайского капитала в информационный сектор экономики Италии и потенциальная заинтересованность служб безопасности и правительства Китая в информации, доступной благодаря новым технологиям связи. В ходе обсуждения, в то же время, отмечалось, что отстранение Huawei приведёт к крупным дополнительным издержкам в развитии сетей 5G и предлагалось обеспечить незамедлительный контроль государственных экспертов по кибербезопасности над работой находящихся в Италии китайских лабораторий, включая национальную сертификацию производимого ими оборудования. Принятый по итогам обсуждения Закон о кибербезопасности мог трактоваться двояко: в нем вводилось понятие «периметр безопасности», но осуждалась дискриминация неевропейских операторов.

Huawei, присутствующая в Италии уже 15 лет, имеет в Милане научно-исследовательский центр с персоналом 800 человек. Huawei Italia планирует в ближайшие три года вложить 2,75 млрд евро в сотрудничество с местным бизнесом и в развитие НИР, обещая создать около 1 тыс. основных и более 2 тыс. смежных рабочих мест. По соглашению с университетом г. Павия создаётся инновационный центр микроэлектроники. У компании есть соглашения с 14 итальянскими университетами и несколько действующих лабораторий. В Риме открыт ее офис для демонстрации новинок ИКТ. Руководство Huawei Italia, протестуя против дискриминации по отношению к компаниям стран-нечленов ЕС, подчеркивает «прозрачность» своей деятельности и готовность сотрудничать с итальянской администрацией.

К.ю.н. В.А. Оленченко отметил, что тема Huawei представлена также в странах Северной Европы и Прибалтике. В частности, китайская компания участвует в проектах по внедрению сетей 5G в Финляндии и Эстонии. Реализацией проекта на территории обеих стран занимается компания Elisa, зарегистрированная в Финляндии. Компания координирует деятельность финляндской корпорации Nokia и китайской Huawei. Сотрудничество между ними имеет форму корпоративного взаимодействия: Huawei поставляет отдельные компоненты для сетей 5G и активно инвестирует в совместную деятельность с Nokia. Так, на передающих вышках используются узлы связи, производимые Huawei. Работы по проекту 5G в финляндско-эстонском пространстве носят достаточно продвинутый характер. В частности, тестовые включения проводились уже летом 2019 г. Предполагалось, что ощутимые результаты появятся в 2020 г., однако темпы работ замедлились из-за пандемии COVID-19.

Д.э.н. М.В. Клинова обратила внимание на обеспокоенность Европейской комиссии активностью китайских компаний, которая выходит за рамки кибербезопасности и даже – в более широком смысле – экономики. В марте 2019 г. Еврокомиссия выпустила документ «ЕС – Китай: стратегический взгляд», в котором Китай определен не только как «экономический конкурент», но и как «системный противник, продвигающий альтернативные модели управления». Французские исследователи из Европейского совета по международным отношениям Ф. Годеман и А. Васселье опубликовали годом ранее книгу с броским названием «Китай у ворот. Стратегия для Европы». В ней они пишут о росте влияния «неокапитализма» китайского образца, опирающегося на сильное «государство-партию». На этом фоне политики вновь оживили тему «экономического патриотизма», и эта тема получает поддержку у населения. В условиях пандемии Германия и Франция выступили в мае с инициативой относительно посткризисного восстановления экономики, в которой призвали усилить контроль на страновом и общеевропейском уровнях над «неевропейскими инвестициями в стратегические отрасли» (в том числе здравоохранение, фармацевтику, биотехнологии), всемерно поощряя европейских инвесторов.

Тезисы доклада

 Презентация

 


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.09.2020

Cостоялось заседание Совета по приоритетному направлению научно-технологического развития Российской Федерации под председательством академика РАН Александра Дынкина.

подробнее...

25.09.2020

ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН и Международный научный центр  Сибирского отделения РАН по проблемам трансграничных взаимодействий в Северной и Северо-Восточной Азии подписали Соглашение о сетевом партнерстве.

подробнее...

Вышли из печати