Семинар «Россия после выборов: преемственность или перемены?»

9474

26 марта 2018 г. состоялся очередной семинар Дискуссионного форума «Европейские диалоги» (Директор научных программ  д.полит.н. Арбатова Н.К.) на тему: «Россия после выборов: преемственность или перемены?»

 С докладами выступили: 

В дискуссии приняли участие учёные ИМЭМО РАН и приглашённые гости Института.

В докладе А.А. Мовчана отмечалось, что за последние годы в России сформировалась самовоспроизводящаяся бюрократическая система, практически управляющая страной и создающая «иллюзию феодального единства при полной феодальной раздробленности». Такая система, как считает А.А. Мовчан, серьёзно препятствует проведению необходимых экономических реформ. В России, по его мнению, существует абсолютный примат экономической тактики над стратегией (ставка на внутриэкономические факторы, контроль над капиталом, ограничение конкуренции и протекционизм). Единственным проявлением государственной стратегии в экономике А.А Мовчан считает национализацию, наиболее заметную в банковской, транспортной и строительной сферах. Так как российский бюджет в основном определяется ценой на нефть, то в ближайшие годы, по мнению А. Мовчана, в стране сохранится определённая экономическая стабильность, но при этом технологическое отставание увеличится, а риски техногенных катастроф возрастут. К концу 2020-х годов можно ожидать обострения экономических проблем, связанного с циклическим падением цен на нефть.

А.В. Колесников, обратившись к итогам президентских выборов, объяснил высокий уровень поддержки действующей власти её заигрыванием с избирателями из среднего и нижнего класса (введение в январе-феврале 2017 г. временных надбавок к зарплатам бюджетников, повышение доли социальных выплат), а также известными случаями «принуждения к голосованию» (требования подтверждения участия в голосовании, угрозы увольнений, вбрасывания бюллетеней и т.п.) Как отметил А.В. Колесников, состав российского среднего класса в последние годы существенно изменился (число «силовиков» и госслужащих выросло, а число занятых на производстве снизилось). По приведенным в его выступлении данным, доходы в бюджет от предпринимательской деятельности сегодня составляют только 7,6% (в 2010 г. – 10%, а в 2003 г. – около 15%). По мнению А.В. Колесникова, доля занятых в госсекторе уже превышает 50%, и население становится всё более «государственнозависимым» и подконтрольным власти. Тем не менее, всё контролировать она не в силах, и опасность техногенных катастроф в обозримом будущем сохраняется.
 
И.М. Бунин отметил, что «принуждение к выборам» существенного влияния на их результаты не оказало, о чём свидетельствуют итоги голосования за границей. По его мнению, гораздо более важную роль сыграли психологические факторы и прежде всего – ощущение униженности России Западом. В результате даже у многих представителей либерального лагеря возникла потребность «прислониться к лидеру». Как считает И.М. Бунин, В. Путин начнёт проводить реформы, долго откладывавшиеся перед выборами, в частности – пенсионную и налоговую реформы, что приведёт к повышению цен. По мнению И.М. Бунина, население это хорошо понимает и будет искать «козлов отпущения» в Думе и правительстве. Поэтому к 2021 г. (думские выборы) может возникнуть конфликтная ситуация, тем более, что каналов связи с обществом у Думы нет, а партийная система так и не сложилась.
 
А.В. Макаркин в своём выступлении остановился на основных вызовах России в период четвёртого президентства В. Путина и возможностях их преодоления. К краткосрочным вызовам он отнёс затухание экономического роста, сохранение зависимости от нефтяных цен и дальнейшую изоляцию России от Запада. Среднесрочными вызовами были названы: персоналистский характер российской власти, отставание России от мировых лидеров в области высоких технологий, «усталость населения от внешнеполитических приоритетов» и кризис пенсионной системы. Масштабную политическую либерализацию в качестве возможной реакции на эти вызовы А.В. Макаркин считает маловероятной, хотя понимание взаимозависимости внешней и социально-экономической политики, по его мнению, растёт. Первыми практическими шагами, как отмечалось в выступлении,  должны стать урегулирование украинского и сирийского кризисов и расширение диалога с Западом. При этом серьёзными «ограничителями» являются: низкий уровень взаимного доверия и высокий уровень разногласий, а также возможность сопротивления сближению с Западом со стороны приверженцев жёсткого курса в России. Наибольшие шансы на осуществление, по мнению А.В. Макаркина, имеют «оптимизационно-технократические реформы», направленные на экономическую модернизацию.
 
А.Г. Арбатов подробно остановился на внешне- и военно-политических аспектах взаимоотношений России с Западом. Он отметил, что большинство задач, поставленных В. Путиным в этой области, было выполнено (возвращение России статуса великой державы, возрождение военной мощи и её реальная демонстрация в Сирии, препятствие расширению НАТО, создание в противовес США таких объединений как ШОС, БРИКС и ряд других и т.д.). Однако «расплатой» за это стали усилившаяся гонка вооружений (разумеется, не только по российской вине) и полный распад прежней системы контроля над вооружениями, приведшие к более высокому уровню противостояния, чем во времена «холодной войны». Как отмечалось в докладе, количество натовских войск у границ России возросло и продолжает увеличиваться. 
В названных выше объединениях главную роль играет не Россия, а Китай, который не поддерживает внешнеполитические действия  России. (при том, что Россия Китай почти всегда поддерживает) Не только в военном, но и в экономическом плане Россия оказалась втянутой в бесконечные ближневосточные войны, где её возможности влияния весьма ограничены и сопряжены с большими рисками (людские и материальные потери, активизация и распространение терроризма и.т.д.) В числе возможных путей решения названных проблем были названы: снижение уровня военного противостояния (в частности, на основе выработанных Россией компромиссных и реалистичных предложений по разоружению); скорейшее урегулирование проблемы со вводом миротворческих сил на линию разграничения между воюющими сторонами в Украине, нормализация отношений с ЕС; выход России из войны на Ближнем Востоке, выстраивание взаимоотношений с Индией и Вьетнамом (среди прочего, и для сбалансирования неравноправных отношений с Китаем). Как подчеркнул А.Г. Арбатов, необходимость свернуть с пути конфронтации сегодня очевидна всем, и Россия могла бы сделать первый шаг.
 

Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
19.07.2024

На протяжении 2023 г. динамика развития мировой экономики находилась под мощным влиянием геополитических факторов, связанных с вооружённым конфликтом на территории Украины и сопутствующим санкционным противостоянием России с ведущими экономически развитыми странами. Аналитика Сергея Афонцева на сайте РСМД.

подробнее...

19.07.2024

На сайте РСМД опубликована статья Александра Ломанова и Леонида Гамзы «Китай: поиск устойчивого роста». Анализируются главные направления и тенденции развития Китая в 2023 году. Рассмотрено поступательное развитие российско-китайских связей и дальнейшее укрепление двусторонних отношений всестороннего стратегического партнерства.

подробнее...

Вышли из печати