
13 марта 2024 г. прошёл ситуационный анализ Отдела европейских поитических исследований (ОЕПИ) «Концепция неделимой европейской безопасности: от Хельсинкского Акта до Парижской Хартии. Часть 2».
С докладами выступили:
- научный сотрудник, к.и.н. Павлова М.С. – «Политика ПНР в период подготовки Хельсинкской конференции». Проанализированы подходы руководства ПНР к идее общеевропейской безопасности, а также представлены собственно польские идеи по общеевропейскому сотрудничеству, в т.ч. «план Рапацкого».
- научный сотрудник, к.полит.н. Соколова П.С. – «Роль Югославии в Хельсинском процессе». Обозначены основные итоги деятельности Югославии в многосторонней работе при подготовке Хельсинского заключительного акта и в последовавший за этим период. Входя в группу нейтральных и неприсоединившихся стран, югославская делегация внесла важный вклад в сближение позиций государств ОВД и НАТО. После подписания Заключительного Акта вместе с Румынией Югославия последовательно отстаивала идею проведения последующих регулярных форумов ОБСЕ. Белградская встреча (1977-1978) создала прецедент предметного обсуждения вопроса о выполнении хельсинских договоренностей. Однако начавшийся в 1991 г. кризис и распад бывшей Югославии исключили Белград из рядов активных участников хельсинского процесса. Балканский регион превратился в опытную площадку становления постбиполярной системы безопасности.
- старший научный сотрудник, к.полит.н. Шумицкая Е.В. – «Влияние политики разрядки на политическое и экономическое развитие Болгарии и Румынии». Рассмотрены факторы, которые способствовали укреплению особого курса румынского государства и строгой ориентации Болгарии на СССР. Было подчеркнуто, что «потепление» международной обстановки благоприятно сказалось в первую очередь на экономическом развитии обеих республик, не вызвав существенных внутриполитических изменений.
- младший научный сотрудник Посаженникова А.А. – «Взгляд стран Бенилюкс на архитектуру европейской безопасности и роль СБСЕ в ней (1975—1991 гг.)». Исследована трансформация позиций Бельгии, Нидерландов и Люксембурга по вопросу об архитектуре европейской безопасности через отражение ее в отношении трех стран к Совещанию по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Сделан вывод о том, что государства высоко оценивали концепцию неделимости безопасности, видя в ней сочетание военной и политической(связанной в правами человека) проблематики, а также поддерживали работу Европейского политического сотрудничества в ходе СБСЕ. Для Нидерландов основной сферой деятельности в Совещании стала разработка некоторых договоренностей в сфере прав человека, в то время как Бельгияограничивалась поддержкой общих для Сообществ и НАТО позиций, а представители Люксембурга стремились «заявить о себе», осуществляя активную посредническую деятельность между делегациями.
- заведующая отделом, д.полит.н. Арбатова Н.К. – «Этапы большой разрядки: от Хельсинки до Парижа». В докладе проанализированы предпосылки и движущие силы Хельсинского процесса. Выявлены противоречия в подходах СССР и Запада к хельсинскому компромиссу. Охарактеризована модель коллективной европейской безопасности, представленная на Хельсинском саммите СБСЕ в1975. Дана оценка Парижского совещание СБСЕ 1990 г.
- заведующая отделом, д.полит.н. Арбатова Н.К. – «Эволюция политики разрядки Италии 1975–1990». Представлены результаты исследования константы и особенности внешней политики Италии, предопределившие ее участие в разрядке международной напряженности. Проанализирована роль левых политических сил в налаживании отношений между Востоком и Западом. Выявлены особые интересы Италии как средней страны Западной Европы и ее роль в подготовке Парижского саммита СБСЕ.
Нет комментариев