Семинар «Россия и Европа: традиционные ценности»

2148

22 декабря 2014 г. состоялся очередной семинар Дискуссионного форума «Европейские диалоги» (Директор научных программ д. полит. н. Арбатова Н.К.) на тему «Россия и Европа: традиционные ценности».

С докладами выступили: философ, профессор РГГУ И.Г. Яковенко и философ, декан факультета россиеведения в Институте социальных наук И.Б.Чубайс.

В дискуссии приняли участие учѐные ИМЭМО: заведующий отделом экономической теории, д.э.н. С.А. Афонцев, академик А.Г. Арбатов, д.полит.н. В.И. Васильев, заведующий сектором военно-политического анализа, профессор МГИМО С.К. Ознобищев, руководитель группы изучения политических институтов д.и.н. К.Г. Холодковский, д.э.н. В.Л. Шейнис., профессор А.Б. Зубов.

В докладе И.Б. Чубайса был дан анализ генезису формирования ценностных ориентиров в Западной Европе и России, выделены особенности и различия условий существования двух социумов в политическом, экономическом и культурном пространствах европейского континента. Если в ходе эволюционного развития в Западной Европе, а постепенно и в еѐ восточной части в общественном мнении стали преобладать и продолжают доминировать закон и вытекающие из него правовые приоритеты, то в России, по мнению докладчика, укоренились и стали традиционными ценности: доброта, честность, совестливость, трудолюбие. Другое дело, как они имплементируются в повседневной жизни общества и политической практике. Так, произошедший разрыв русского пространства в 1917 г. привел к девальвации, казалось, благородных и понятных гражданам добродетелей. Тем временем западная часть цивилизации континента, несмотря на жестокие испытания в известные периоды истории, сохранила свою приверженность демократическим принципам создания и управления государством, что позволяет гражданам конструктивно взаимодействовать с властью, в цивилизованных рамках решать конфликты. Особые пути развития русской цивилизации с их многообразными привлекательными лозунгами и дефинициями отражают противоречивый поиск государственности, что на практике выхолащивалось революционными рывками либо мобилизационными механизмами подъема экономики с «раскрытием творческой энергии масс». И.Б.Чубайс обратил внимание на актуальность всестороннего осмысления прошлого с привлечением, как он выразился, исследователей внесистемной науки, результаты работы которых должны быть учтены при выработке перспективных проектов развития страны с превентивными инструментариями противодействия тоталитаризму. В качестве примера докладчик привел изыскания «внесистемной науки» по проблемам Великой Отечественной войны, включая даже возможную трансформацию принятого названия в «Отечественную войну 1941-1945 гг.». По его мнению, современный гибрид государственной символики времен царской эпохи и советского режима свидетельствует о разных подходах к определению места и роли России в современном мире. Он считает, что правовая оценка на государственном уровне идеологии и политики Советского Союза могла бы стать принципиальным этапом преодоления разрыва пространства русской цивилизации, дать импульс качественному развитию реального правового государства и формированию русской идентичности.

И.Г. Яковенко рассмотрел различные эпохи модернизации России, процесс которой еще далек до своего завершения. Казалось, что смена эпох в России в 1991г. заложила новый фундамент для запуска модернизации в благоприятных международных условиях. Но это был лишь качественный переход. При выделении фактора православной церкви, он констатировал, что все православные государства континента «ушли в Европу», а часть из них уже выбрала вектор европейской интеграции и формирует ценности по европейской матрице. Если Россия продолжает находиться в состоянии «качелей» относительно ее пути дальнейшего развития, то другие православные страны идут по пути модернизации. Развитие культуры подчиняется закону цикличности. Отторжение - необходимое условие слома старого и рывка вперед. Когда эта задача решена, наступает этап обратного движения маятника. При этом неоднозначную роль играет раскол культурного сознания, в котором воплощены два противоположных воззрения на власть – она одновременно – «и священна и омерзительна». Цивилизационное видение российских проблем позволяет давать ответы на вопросы, которые представляются сложноразрешимыми.

Состоявшаяся живая и откровенная дискуссия, включая полемику между докладчиками, указывает на востребованность всестороннего изучения ценностных основ развития России, на возможность выхода на устойчивую траекторию сближения России с современным Западом. Была высказана консолидированная точка зрения относительно неизбежности партнерства Москвы с еѐ западными партнерами при объективном анализе особенностей развития России и других европейских государств. Как правило, удачно практикуемый в европейских странах синтез закона с морально-этическими нормами мог бы помочь элитам России найти эффективный алгоритм привлечения интеллектуального потенциала, организационных и материальных ресурсов для выхода из системного кризиса и модернизации экономической модели и системы управления РФ.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
07.10.2024

Центр ближневосточных исследований провел очередной Ближневосточный семинар им. Г.И. Мирского на тему «Исследования Сокотры в российском востоковедении». На семинаре выступил академик РАН, научный руководитель Института востоковедения РАН Виталий Наумкин.

подробнее...

04.10.2024

Антон Борейко выступил с докладом на IX Конференции по стратегическим исследованиям (IX Conferencia de Estudios Estratégicos), организованной Центром исследований международной политики (CIPI), Куба.

подробнее...

Вышли из печати