Рабочая встреча в рамках проекта «Россия и глубокое ядерное разоружение»

539

18 марта 2010 г. в Институте мировой экономики и международных отношений РАН состоялась рабочая встреча в рамках проекта «Россия и глубокое ядерное разоружение». Этот проект осуществляется институтом совместно с «Инициативой по сокращению ядерной угрозы» (NTI) – международной некоммерческой организацией, деятельность которой направлена на уменьшение опасности, связанной с ядерным, биологическим и химическим оружием. Сопредседателем NTI является известный сенатор retrica для компьютера Сэм Нанн, активно выступающий за сокращение и ограничение ядерных вооружений, укрепление сотрудничества между Россией и США в ядерной сфере и, в более широком формате – в обеспечении международной безопасности.

Открыл встречу директор ИМЭМО РАН, академик А.А. Дынкин. С докладами и со-докладами на встрече выступили: руководитель проекта – главный научный сотрудник ИМЭМО РАН В.З. Дворкин; член-корреспондент РАН, руководитель Центра проблем международной безопасности А.Г. Арбатов; заведующий сектором С.К. Ознобищев, заведующий отделом А.А. Пикаев.

В дискуссии принимали участие известные эксперты в области ядерных вооружений, аналитики и представители СМИ, среди них – заместитель директора ИМЭМО РАН, член-корреспондент РАН В.Г. Барановский; профессор, генерал-полковник (в отставке), консультант командующего Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) В.И. Есин; главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Н.И. Калинина; заместитель директора Института стратегической стабильности, ранее – участник переговоров по СНВ, генерал-майор в отставке В.С. Колтунов; военный обозреватель «РИА-Новости» В.И.Литовкин; бывший постоянный представителем СССР и России при международных организациях в Вене, посол, Р.М.Тимербаев; директор Института политического и военного анализа А.А. Шаравин и др.

В приветственном слове академик А.А.Дынкин дал анализ современного состояния российско-американских отношений и переговоров по разоружению. Он подверг критике общепринятый подход, что международная безопасность гарантируется только посредством ядерного сдерживания. После завершения холодной войны и ухода в прошлое идеологического противостояния, в условиях глобализации ядерное сдерживание в его традиционном понимании становится менее значимым. Вероятность преднамеренного массированного нападения великих держав друг на друга перестает быть фактором реальной политики, однако новые геополитические реалии сопровождаются и появлением новых угроз, среди которых приоритетными являются терроризм и распространение ядерного оружия. Реалистичный подход к обеспечению безопасности требует переноса военно-политических усилий на коллективное противодействие подобным реальным вызовам и угрозам. В контексте переговоров по сокращению СНВ Россия может достичь приемлемого решения актуальных для себя проблем – приостановить расширение НАТО, ограничить развитие высокоточного оружия, сдержать гонку вооружений в космосе.

Академик А.А.Дынкин кратко представил проект и проинформировал, что в течение календарного года пройдет еще три заседания. Их темами будут: взаимодействие России и НАТО; взаимосвязь ПРО, ядерного нераспространения и разоружения; обязательства по неприменению ядерного оружия. Если на первой встрече, носившей рабочий характер, присутствуют только российские участники, то в последующих трех будут принимать участие также и известные зарубежные эксперты.

С докладом по стратегической стабильности в новых условиях выступил руководитель проекта В.З.Дворкин. Он акцентировал внимание на том, что представления о стратегической стабильности сложились в период «холодной войны», когда это понятие практически полностью рассматривалось через призму двусторонних отношений СССР и США. В эпоху глобализации представления о стратегической стабильности значительно расширились за счет новых угроз.

В.З.Дворкин представил собравшимся определения стратегической стабильности, ее характеристики и составные части. Особое внимание в докладе было уделено рассмотрению дестабилизирующих факторов в динамике их современного развития, а также перспективным направлениям укрепления стабильности. Докладчик высказал мнение, что дестабилизирующее влияние ПРО в условиях нового договора с США, даже в случае одностороннего развертывания противоракетных систем по плану Обамы, окажется практически неразличимым, особенно с учетом высокоэффективных средств преодоления ПРО, имеющихся у российских стратегических ядерных сил. Однако такие действия американской стороны лишь ухудшат политические отношения двух стран и поэтому радикальным выходом из возможного противоракетного кризиса были бы совместные работы по ПРО.

Внимание собравшихся было обращено на то, что у экспертов нет пока четкого представления о том, как будет эволюционировать понятие стратегической стабильности при существенном сокращении боезарядов (менее 1000 единиц) у России и США.

Руководитель Центра проблем международной безопасности, член-корреспондент РАН А.Г.Арбатов в своем докладе сконцентрировал внимание на опасностях сохранения концепции ответно-встречного удара в ядерном планировании США и России. В то же время им было высказано мнение, что живучесть ядерных сил обеих стран должна быть обеспечена на взаимной основе, прежде всего, за счет сокращения контрсилового потенциала США.

Это необходимо учитывать при дальнейших сокращениях стратегических ядерных потенциалов в целях поддержания стабильности. Он также выразил согласие с предыдущим докладчиком в том, что дальнейшее линейное сокращение ниже уровня в 1000 боеголовок может создать ситуацию стратегической нестабильности, тем более, если не будет снижаться воздействие имеющихся дестабилизирующих факторов. В докладе был предложен возможный набор мер, направленных на понижение боеготовности. Заведующий отделом ИМЭМО РАН А.А. Пикаев в своем выступлении дал развернутый анализ планам развития стратегических ядерных потенциалов Франции, Великобритании и Китая. Особое внимание было уделено возможностям и перспективам присоединения этих стран к процессу сокращения и ограничения СНВ, предпринимаемым ими односторонним мерам по оптимизации и сокращению имеющихся ядерных арсеналов. При обсуждении этого комплекса проблем, был затронут и вопрос о перспективах присоединения к процессу контроля над ядерными вооружениями «непризнанных» ядерных государств – Индии, Пакистана, Израиля.

Заведующий сектором С.К. Ознобищев привлек внимание к проблеме распространения ракет и ракетных технологий в контексте деструктивного влияния этого процесса на стратегическую стабильность. Он заключил, что повышение эффективности ограничений здесь возможно лишь на путях юридически обязывающей договоренности при условии существенного роста российско-американского взаимодействия. В ходе дискуссии внимание было обращено на опасность роста потенциалов государств (в первую очередь, Ирана и КНДР), политика которых и действия в ракетно-ядерной сфере вызывает растущую озабоченность мирового сообщества.

Выступавшие на мероприятии известные эксперты выразили озабоченность в связи с сохраняющимися и даже растущими угрозами для стратегической стабильности. Было обращено внимание на присутствие дестабилизирующих факторов в военных планах Вашингтона, в частности, на возрождение идеи размещения ПРО в Европе, сохранение возвратного потенциала для стратегических носителей США.

Одновременно было выражено мнение, что нынешние отношения России и США в области стратегических вооружений нельзя рассматривать в рамках подходов, имевших место при ядерном противостоянии СССР и США. Тогда речь шла об обеспечении «паритета возможностей», а в нынешних условиях достижение паритета не представляется необходимой задачей – следует лишь сохранить потенциал нанесения недопустимого ущерба, уровень которого в современном мире существенно снизился. Сегодня сохранение стратегического ядерного потенциала для России все больше превращается в вопрос обеспечения геополитического статуса, что открывает возможности для уверенного обеспечения безопасности меньшими средствами.

Подробно были рассмотрены такие факторы, определяющие стратегическую стабильность, как изменение соотношения боеголовок и носителей, выживаемость, ограничение систем ПРО, развитие высокоточного оружия большой дальности, космических систем, возможности понижения боеготовности, перспектива достижения договоренностей в области тактического ядерного оружия и вывода американских ядерных средств из Европы. Было подчеркнуто, что предложение о создании совместной ПРО потребует нового, как минимум партнерского, уровня взаимодействия Москвы и Вашингтона, достижение которого имеет, также, и ключевое значения для укрепления стратегической стабильности.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
19.02.2024

Дискуссионный форум «Европейский союз в полицентричном мире» провел семинар «Многосторонний ядерный мир». С докладами выступили Алексей Арбатов и Петр Топычканов.

подробнее...

16.02.2024

Сектор Кавказа Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН совместно с Центром изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья ИВ РАН провели очередное заседание научно-практического семинара «Кавказ в прошлом и настоящем  (общество и политика, экономика и культура)».

подробнее...

Вышли из печати