
26 октября 2021 г. на экономическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова состоялась Пятая ежегодная научная конференция консорциума журналов экономического факультета МГУ.
В работе конференции, в рамках тематического направления «Экономика труда и управление персоналом», в формате онлайн приняли участие сотрудники Центра сравнительных социально-экономических и политических исследований к.полит.н. Зенков А.Р. и к.пед.н. Удовенко И.П.
И.П. Удовенко выступил с докладом на тему: «Оценка вклада работодателей̆ в создание благоприятных условий работникам, воспитывающим детей: опыт разработки методики». В своем выступлении докладчик обозначил наметившийся как в ряде зарубежных стран, так и в России тренд к применению современных цифровых технологий в сфере мониторинга корпоративной семейной политики.
И.П. Удовенко представил вниманию экспертов авторскую методику, разработанную на основе данных конкурса «Лучшее предприятие для работающих мам», проводившегося в Москве с 2008 по 2016 гг. По итогам проведённого эмпирического исследования был сделан вывод о том, что трансформация рынка труда приводит к существенному сокращению объемов преференций родителям по месту работы. Однако, анализ практик работодателей выявляет двойственность механизмов, применяемых к родителям в зависимости от характера социально-трудовых отношений. Параллельно с людьми, получающими разовые трудовые задания посредством цифровых платформ и не имеющих социальных преференций, продолжают трудиться люди с высоким уровнем корпоративных социальных гарантий. Поддержка работников с «родительскими» обязанностями становится одним из наиболее эффективных методов сохранения ценных специалистов в условиях углубляющегося «кадрового разрыва».
Доклад А.Р. Зенкова «Глобальная конкурентоспособность профессионального образования в нестабильном мире: взгляд через призму университетских рейтингов» был посвящен проблемам развития рейтинговых проектов в сфере образования. Автором было отмечено, что в настоящее время конкуренция между образовательными системами разных стран, отдельными университетами и даже образовательными программами неуклонно возрастает. В связи с этим в большинстве государств предпринимаются энергичные усилия для продвижения университетов в популярных рейтинговых проектах, инициируются новые рейтинги (региональные, национальные), расширяется поле предметных оценок в этой области.
Вместе с тем, наиболее известные глобальные университетские рейтинги имеют ряд определенных недостатков и серьёзные методологические ограничения, препятствующие продвижению в них вузов, в первую очередь, незападного происхождения. В заключении доклада было показано, что университетские рейтинги не следует рассматривать в качестве единственно верного инструмента оценивания академических достижений и эффективности работы университетов.
Значительно более важным, по мнению докладчика, сегодня становится не столько продвижение вузов в рейтинговых таблицах, сколько развитие перспективных и стратегически важных научных направлений, имеющих потенциал не только к ускорению перехода национальных университетов в верхние строчки глобальных метрик, но и хорошие шансы для органичного преобразования всей системы науки и образования.
Нет комментариев