Просчеты тарифной политики Трампа проявляются на фоне пандемии COVID-19

1020

Image by Marco Verch under Creative Commons 2.0 license

Дмитриев С.С., 01.04.2020

Анализируя причины выхода США на первое место мирового “антирейтинга” по числу случаев заражения коронавирусом, американские аналитики обращают внимание в первую очередь на дисбаланс спроса и предложения на медицинское оборудование, инструменты, фармацевтические средства и расходные материалы. При этом многие авторитетные эксперты приходят к выводу, что сложившаяся негативная ситуация была, по меньшей мере частично, спровоцирована тарифными мерами администрации Трампа.

До того момента, когда Белый дом инициировал торговую войну с Китаем, особое значение для США имел именно азиатский рынок медицинских товаров. Доля Китая в американском импорте товаров медицинского назначения устойчиво росла. В 2018 г. импорт биопрепаратов из Китая составил 266 млн долл. по сравнению с 194 млн долл. в 2017 г. Импорт медицинского оборудования вырос за 2010-2018 гг. на 78% – до 5,9 млрд долл., фармацевтических препаратов непосредственно из Китая – на 76% до 3,1 млрд долл. В 2018 фин. г. в импорте лекарственных средств в США 13,4% приходилось на Китай – меньше только чем из Канады1. Однако, и эти цифры считаются сильно заниженными, учитывая доминирующее положение Китая на мировом рынке активных фармацевтических ингредиентов (АФИ), на импорт которых ориентированы фармацевтические компании США.

Особенно критической оставалась зависимость США от импорта из Китая средств индивидуальной защиты медперсонала и расходных материалов: по защитной одежде – на 45%, медицинским маскам – 70%, перчаткам – 58% и т.д.2 Уровень таможенного обложения импорта в эту страну товаров, как впоследствии оказалось жизненно необходимых для противодействия распространению COVID-19, в этот период был достаточно низким. Для половины товаров из этого списка американский тариф равнялся нулю, остальные облагались по умеренным ставкам – от 4.5% до 8%. За период с июля 2018 г. по сентябрь 2019 г. Трамп, на основании положений раздела 301 закона о торговле 1974 г., обложил дополнительными пошлинами практически весь американский импорт медицинского оборудования, инструментов и расходных материалов из Китая. При этом ставки на импорт были повышены сразу на 10% или даже на 25%.

Обращает на себя внимание тот факт, что Трамп не прислушался к прозвучавшим на слушаниях в Конгрессе США предупреждениям специалистов о приоритетности обеспечения внутреннего рынка медицинским оборудованием, инструментами и расходными материалами и, в связи с этим, о вероятных опасных последствиях для системы здравоохранения страны от введения высоких тарифов. Между тем, налаживание массового производства остродефицитных медикаментов и медицинского оборудования в самих США оказалось трудно реализуемым в ограниченные сроки. Местные производители больничного оборудования и инструментов также столкнулись с ростом затрат, вызванных пошлинами Трампа (25-процентные тарифы распространяются и на более чем 100 млрд долл. частей, узлов и компонентов для медоборудования из Китая). Кроме того, из-за сложной процедуры регулирования, практикуемой Агентством по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных препаратов, сроки одобрения и последующего внедрения товаров для медицинского применения обычно растягиваются на годы.

В самом Китае на фоне резкого увеличения внутреннего спроса на медицинскую технику и расходные материалы протекционистские меры США сработали в качестве мобилизационного стимула. Так, по сообщению The New York Times, объем производства в этой стране защитных масок увеличился в 12 раз – до рекордного уровня в 116 млн в день. Кроме того, действия администрации Трампа вынудили Китай переключить с США на другие рынки часть продаж защитного снаряжения для врачей и медсестер и высокотехнологичного оборудования для мониторинга пациентов.

Опасения американцев, что Китай введет эмбарго на экспорт дефицитного оборудования и расходных средств, не материализовались. Тем не менее, следствием тарифной политики Трампа явилось сокращение закупок в Китае значительной номенклатуры товаров. Американский импорт из КНР медицинских изделий, охватываемых 25-процентными тарифами, уменьшился на 16% или почти на 200 млн долл. между 2017 и 2019 гг., в том числе: компьютерных томографов – на 64%, мониторов пациентов и пульсоксиметров – на 39%, термометров – на 15% и т.д.3 К числу других негативных последствий протекционистских действий Трампа относится чувствительное для американской индустрии здравоохранения нарушение сложившихся цепочек поставок. Госпитали США впервые за многие годы столкнулись с реальным дефицитом медицинского оборудования и, особенно, расходных материалов. Мэры Нью-Йорка, Нового Орлеана, Детройта и ряда других городов США сообщили о нехватке 28.5 млн масок для лица, 24.4 млн единиц средств индивидуальной защиты, включая халаты и перчатки, 7.9 млн тест-наборов и 139 тыс. аппаратов для искусственной вентиляции легких (ИВЛ)4. Трамп, впрочем, посчитал претензии регионов завышенными.

Сложившейся ситуацией не замедлили воспользоваться страны Европы, Азии и Латинской Америки, конкурентоспособность экспорта которых по итогам торговой войны США с Китаем повысилась. За период с 2017 г. по 2019 г. увеличился американский импорт из третьих стран кислородных концентраторов, термометров, рентгеновского оборудования, компьютерных томографов. Однако указанная продукция пользуется повышенным спросом и на европейских рынках. Так что во многих случаях у американских медицинских учреждений не остается другого выбора, как продолжать покупать товары китайского производства, но уже по действующим повышенным ценам, абсорбировавшим таможенные пошлины Трампа.

В сложившейся обстановке аналитики предупреждают Белый дом об угрозе возникновения глобального дефицита остро необходимых для борьбы с пандемией COVID-19 товаров в случае дальнейшей эскалации политики изоляционизма в мире. За период с января по март 2020 г., после того как пандемия распространилась на Европу и США, сразу 24 страны, включая Германию, Францию, Тайвань и Южную Корею, отреагировали введением экспортных ограничений. В частности, Евросоюз объявил о введении моратория на шестинедельный период, начиная с 15 марта 2020 г., на экспорт пяти видов медицинских изделий в страны, не входящие в этот торговый блок. При этом, не исключается, что катализатором для таких действий могли послужить неосторожные заявление Трампа о возможности ужесточения контроля за грузоперевозками из стран Союза. Между тем, Евросоюз является главным поставщиком в США систем КТ, мониторов пациентов, пульсоксиметров и рентгеновского оборудования. Так что в критической ситуации наиболее надежными источниками снабжения США дефицитными медицинскими изделиями могут оказаться лишь Мексика и Канада, возможности которых существенно уступают потенциалу конкурентов.

Для сохранения объемов импорта из КНР администрация Трампа пытается использовать в качестве приманки обещания понизить на временной основе ранее введенные пошлины. В феврале 2020 г. по итогам переговоров по "первой фазе" торгового соглашения с Китаем, введенный с 1 сентября 2019 г. 15% тариф на 3,3 млрд долл. импорта критически важных продуктов для здравоохранения уже был уменьшен до 7.5%.

Формально на данном этапе под 25-процентные тарифы Трампа все еще подпадает импорт медицинского оборудования и расходных материалов совокупной стоимостью 1,1 млрд долл., включая: защитные маски и головные уборы (их импорт из Китая в 2017 г. составлял 331 млн долл.); термометры (251 млн); антисептики для рук (151 млн); компьютерные томографы (135 млн); ультразвуковое медоборудование (86 млн); мониторы пациентов и пульсоксиметры (65 млн); рентгеновские аппараты (40 млн); а также кислородные приборы (12 млн долл.). Пошлина в 7.5% сохраняется для индивидуального защитного оборудования (2 459 млн долл.); защитных очков (448 млн); одежды (158 млн); перчаток (150 млн); и головных уборов (37 млн долл.). Не облагаются дополнительными пошлинами только ИВЛ, кислородные маски и аэрозольные аппараты (352 млн долл.); катетеры и зонды (247 млн); а также дыхательные маски (4 млн долл.)5.

Тем не менее, для абсолютного большинства облагаемых пошлинами Трампа товарных позиций действуют объявленные в марте с.г. временные изъятия, как для товаров, используемых при лечении коронавируса. Всего было предоставлено порядка 200 таких исключений. Однако их временный характер не придает уверенности китайской стороне в том, что Трамп, руководствуясь сиюминутными соображениями, не отменит временные льготы и не вернет пошлины к исходным 25%.

На основании оценки сложившейся за последнее время критической ситуации с распространением COVID-19, Аппарат торгового представителя США объявил о возможности временной отмены пошлин для более широкого круга изделий, применяемых для лечения коронавируса. Такого рода изменения могут быть внесены не ранее 25 июня 2020 г. по результатам публичных слушаний. Важно, что ожидаемые послабления могут распространяться не только на готовую продукцию, но и на сырье и промежуточные продукты, задействованные в цепочках производства.

Распространение пандемии явилось также основанием для внесения коррективов в действующие регламенты министерств и ведомств. Так, столкнувшись с недостатком тест-систем, ИВЛ и респираторов иностранного производства, Агентство по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных препаратов распорядилось ускорить процедуру их сертификации.

Администрация Трампа не пошла на поводу у Конгресса и не воспользовалась ни советами конгрессмена Коллинза полностью запретить экспорт американского медицинского оборудования, ни рекомендациями советника Белого дома по торговле Наварро – воспретить импорт медицинских товаров из Китая или из любой другой страны. Более того, Трамп объявил в стране режим чрезвычайной ситуации и предоставил своей администрации право самой устанавливать общенациональные приоритеты в части распределения всех медицинских ресурсов в стране и принимать меры против неоправданного накапливания средств защиты и дезинфектантов отдельными госпиталями и другими собственниками.

Подписанный президентом закон об оказании экономической помощи сфере здравоохранения (Coronavirus Aid, Relief, and Economic Security Act) предусматривает, в числе прочего, выделение 100 млрд долл. для больниц и медицинских работников и 27 млрд долл. – на вакцины, терапию и средства индивидуальной защиты6. Федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям объявило о поставке госпиталям 9 млн респираторных масок, 20 млн хирургических масок и почти 6 тыс. ИВЛ для медицинских нужд. На основании закона о производстве в интересах национальной обороны (Defense Production Act) Трамп своим распоряжением уполномочил министерство здравоохранения принять меры для налаживания выпуска ИВЛ на предприятиях General Motors. Госдеп и Агентство международного развития США предоставили 100 млн долл. КНР и другим пострадавшим странам на борьбу с распространением COVID-19.

Есть основания полагать, что предпринятые меры в совокупности могут принести положительные результаты, смягчая ожидаемые негативные последствия для экономики страны, спровоцированные пандемией.

Примечания:

1 2019 Report to Congress of the U.S.-China Economic and Security Review Commission. Washington, DC, November 2019 \\ https://www.uscc.gov/sites/default/files/2019-11/2019%20Annual%20Report%20to%20Congress.pdf

2 Bown C. COVID-19: China's exports of medical supplies provide a ray of hope. PIIE. Washington, DC, March 26, 2020 \\ https://www.piie.com/blogs/trade-and-investment-policy-watch/covid-19-chinas-exports-medical-supplies-provide-ray-hope

3 Bown C. Trump's trade policy is hampering the US fight against COVID-19. PIIE. Washington, DC, March 13, 2020 \\ https://www.piie.com/blogs/trade-and-investment-policy-watch/trumps-trade-policy-hampering-us-fight-against-covid-19

4 Shortages of COVID-19 Emergency Equipment in U.S. Cities. A Survey of the Nation's Mayors. Washington, DC, March 2020 \\ https://www.usmayors.org/issues/covid-19/equipment-survey/

5 Bown C. Trump's trade policy is hampering the US fight against COVID-19. PIIE. Washington, DC, March 13, 2020 \\ https://www.piie.com/blogs/trade-and-investment-policy-watch/trumps-trade-policy-hampering-us-fight-against-covid-19

6 Secretary Azar Statement on President Trump's Signing of the CARES Act. Washington, DC, March 27, 2020 \\ https://www.hhs.gov/about/news/2020/03/27/secretary-azar-statement-on-president-trumps-signing-of-the-cares-act.html


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати