Приоритеты и первые шаги Германии на посту председателя в ЕС

114

used image // www.eu2020.de/

© Матюхова Е.И., 30.07.2020

1 июля 2020 г. Германия приняла на себя полугодовое председательство по ротационному принципу в Совете Европейского союза (ЕС), институте ЕС, который играет ключевую роль в принятии решений на межправительственном уровне.

Не случайно председательство ФРГ проходит под девизом «Сделаем Европу сильнее. Вместе», что предполагает еще более тесное сотрудничество между государствами-членами по поиску коллективных решений региональных проблем. По мнению Берлина, только совместными усилиями всех участников Европейский союз сможет преодолеть нынешние сложности и сделать рывок в своем развитии, поскольку в некоторой степени «ЕС уязвим». Ему жизненно необходима сплоченность, так как «Европейская солидарность – это не просто гуманный жест, а долгосрочные инвестиции. Европейское единство – это не только политический императив, но и то, что в будущем непременно окупится»[1]. Интересно отметить, что в качестве логотипа председательствующая страна выбрала ленту Мёбиуса, названную в честь немецкого математика и астронома Августина Фердинанда Мёбиуса. Лента Мёбиуса в виде трехмерной неориентированной фигуры с одной границей и стороной символизирует собой «инновационную и интегрированную Европу, в которой единство создается путем обмена и сближения различных интересов стран-участниц ЕС»[2].

Авторитетная на мировой арене и сильная в социально-экономическом плане Германия справедливо считается локомотивом европейской интеграции, однако для Берлина председательство в Совете ЕС наступило далеко не в самый удачный момент политической жизни Евросоюза: пандемия коронавируса ввергла ЕС в беспрецедентный кризис не только в сфере здравоохранения, но и всей экономики. Ситуацию осложнят и другие проблемы, прежде всего, Брексит и начавшиеся трудные переговоры о будущем торговом соглашении между Соединенным Королевством и ЕС.

Однако многие страны-участницы делают ставку на то, что Германия все-таки сможет разрешить наиболее животрепещущие проблемы. На это надеется и сама Германия, которая в рамках своего председательства намерена стать неким коммуникационным мостом, который сможет объединить усилия государств в решении проблем, стоящих перед ЕС. Учитывая, что последнее председательство в ЕС Хорватии оценивается экспертами как, возможно, недостаточно успешное, а в последующие годы председательство перейдет также к малым странам ЕС Португалии и Словении, можно говорить о том, что для Евросоюза наступил подходящий момент для председательства в ЕС именно Германии.

С 2007 г. у ротационного председательства в ЕС свои особенности: оно имеет формат «коллективного тройного президентства». На полтора года три страны-председателя совместно разрабатывают повестку дня по текущим ключевым вопросам, которые предстоит поочередно решать. Важной частью функционирования ЕС становится то, что на политической арене ЕС спустя 13 лет вновь встречается первая группа «коллективного тройного президентства» в составе Германии, Португалии и Словении. Партнеры по «Трио» в своей общей программе, рассчитанной на 18 месяцев, для координации действий и большой преемственности подчеркивают необходимость укрепления социальной базы, что становится еще более актуальным в период пандемии.

В 2020 г. абсолютно все страны ЕС столкнулись с драматическим распространением COVID-19. Борьба с коронавирусной инфекцией и последствиями пандемии стала первостепенной задачей для председательства ФРГ. При разработке программы полугодового председательства Германия выдвинула в качестве приоритетов такие широкие системные задачи, как:

  • преодоление пандемии COVID-19,
  • восстановление экономики,
  • развитие инновационного потенциала,
  • продвижение справедливости, безопасности и общеевропейских ценностей,
  • поддержание устойчивости и стабильности Европейского союза в мире.

Фактически, в своей программе Берлин выделил шесть категорий приоритетов, среди которых заметно доминирует именно вопрос борьбы с пандемией и ее последствиями, что в нынешних обстоятельствах неудивительно: в свете кризисных тенденций, вызванных распространением пандемии, и весомых ограничений передвижений в ЕС, все большее внимание привлекает вопрос скорейшего восстановления экономики и поиска эффективных методов борьбы с пандемией. Теперь основное внимание должно быть сосредоточено на способности ЕС справиться с кризисом и окончательно выйти из него.

Ставя во главу угла проблему распространения коронавируса как самую опасную и разрушительную на сегодняшний день, Германия исходит из того, что эту проблему возможно разрешить посредством развития и усиления социально-экономической базы Евросоюза. Решающим условием процветания в ЕС является экономическое восстановление национальных экономик государств-членов, а также развитие социальной составляющей общества на основе соблюдения принципов Декларации о социальных правах граждан ЕС и в том числе при финансовой поддержке Европейского социального фонда.

С этой целью необходимо содействовать максимально быстрому восстановлению экономики, сохранять и расширять рабочие места, поддерживать открытость рынков и укреплять торговлю и инвестиции. Однако все это должно осуществляться без применения национальными правительствами протекционистских мер. Весьма интересной представляется идея, которая уже после трудных четырехдневных переговоров была одобрена остальными государствами-членами, – внести корректировки в Многолетний финансовый план ЕС на период 2021-2027 гг., добавив в него инструмент временного восстановления как некой инвестиции в будущее, что поможет укрепить в дальнейшем Единый внутренний рынок.

Перебои в поставках медицинских препаратов, техники и средств защиты поставили на повестку дня задачу укрепления стратегических производственно-сбытовых цепочек в ЕС, и это становится неотъемлемым элементом успешного функционирования Союза в кризисных условиях. В свою очередь, возникшая зависимость от поставок из-за рубежа также осложняет проблему безработицы в условиях карантинных мер. Для решения проблемы безработицы ФРГ планирует активно работать вместе с Европейской комиссией и странами-участницами, используя ресурсы Европейского социального фонда плюс. Председательствующая страна также сосредоточится на укреплении Европейского центра по профилактике заболеваний и борьбе с ними за счет улучшения возможностей и качества прогнозирования, создания базы данных государств-членов и разработки цифровой системы раннего предупреждения.

Тем самым, к первому приоритету Берлин относит совместное и скоординированное решение проблем, устойчивое экономическое и социальное восстановление, совершенствование инструментов антикризисного управления ЕС, сотрудничество с международным сообществом в борьбе с коронавирусом.

Несомненно, ситуация с COVID-19 еще раз выявила важность обеспечения надежных и суверенных данных. Пандемия как никогда ясно продемонстрировала, что Евросоюз должен достичь суверенитета в цифровой области, чтобы оставаться способным действовать самостоятельно в любой ситуации. Поэтому вторая категория приоритетов включается в меры по созданию более сильной и инновационной Европы.

Реализация этого приоритете включает в себя следующее:

  • расширение цифрового суверенитета ЕС путем использования технологий искусственного интеллекта в различных секторах, в первую очередь, в экономике и здравоохранении, что является необходимым условием экономического восстановления и обеспечения конкурентоспособности ЕС, а также в цифровом образовании, использующем новую платформу для работодателей и кандидатов на общеевропейском рынке занятости Europass, в рамках которой в том числе организована профессиональная подготовка учителей;
  • повышение конкурентоспособности, создание устойчивой архитектуры финансового рынка, модернизацию законодательного пакета по структурным фондам ЕС;
  • стабильную финансовую политику и справедливое налогообложение, с упором на эффективную борьбу с уклонением от уплаты налогов, отмыванием денег и финансированием терроризма.

Пандемия COVID-19 привела к серьезным нарушениям в повседневной жизни многих граждан ЕС и тем самым усугубила неравенство. Поэтому Германия полна решимости преодолеть социальные последствия кризиса, которые зафиксированы в третьем разделе приоритетов под названием справедливая Европа. Именно такая Европа, точнее – такой Европейский союз, предполагает укрепление социальной сплоченности и солидарности, разработку основы для национальных систем защиты минимальных доходов и улучшения соблюдения условий труда сезонных работников; обеспечение всех условий для участия молодежи в трудовой деятельности путем непрерывного образования и профессиональной подготовки; гендерное равенство, включая введение равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности и борьбу с гендерным насилием.

В настоящее время вопросы о качестве окружающей среды в странах ЕС приобретают все большее значение. Неслучайно поэтому охрана окружающей среды и устойчивое развитие занимают принципиально важное место в программе председательства ФРГ. Так, стабильная Европа является четвертым важным приоритетом председательства Германии. Планами в этой области являются дальнейшая последовательная реализация политики в области климата, окружающей среды и биоразнообразия путем организации переговоров по 8-й Программе ЕС в области охраны окружающей среды, публикация выводов по новой Стратегии ЕС в области биоразнообразия, завершение обсуждений проекта Европейского закона о климате, устанавливающего цель климатической нейтральности к 2050 г.

Кроме этого, серьезный акцент делается на Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.; устойчивом функционировании сельского хозяйства и рыболовной промышленности; в том числе на обеспечении региональной продовольственной безопасности с помощью реализации Целей в области устойчивого развития и разработке новой Повестки дня для потребителей, которая направлена на содействие защите потребителей путем адаптации к современным цифровым и экологические проблемам, а также повышение эффективности защиты существующих прав потребителей.

Пятая категория приоритетов направлена на защиту и развитие безопасности и общих ценностей путем укрепления фундаментальных ценностей и основных прав человека, обеспечения безопасности граждан, обновления политики в сфере миграции и предоставления убежища для создания справедливой, оперативной, эффективной и защищенной от кризисов системы. Поэтому необходимо непрерывно продолжать работать над присоединением ЕС к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также улучшать трансграничное сотрудничество между полицейскими органами через Европейское полицейское партнерство.

Безусловно, немаловажным фактором стабильного развития ЕС выступает его геополитическое положение, поэтому завершающим приоритетом является развитие сотрудничества ЕС с другими игроками на мировой арене, наряду с поддержанием геостратегических приоритетов, разработкой системы управления конфликтами и содействия миру, созданием инструментов для сильного ЕС на мировой арене.

ФРГ планирует развивать всестороннее и активное сотрудничество с США; с Китаем на основе долгосрочных общих интересов и ценностей ЕС; с Африканским Союзом; с Западными Балканами по вопросам переговоров о вступлении стран в ЕС; с Россией на основе пяти принципов ЕС, сформированных бывшим Верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерикой Могерини; с государствами Азии в отношении развития энергетических, транспортных и цифровых сетей; со странами Латинской Америки и Карибского бассейна. Наконец, значимым является выстраивание новых отношений с Великобританией на основе совместно согласованной Политической декларации и мандата Еврокомиссии на ведение переговоров по вопросу будущего торгового соглашения.

Все же главным приоритетом председательства Германии является то, чтобы ЕС вышел из кризиса сплоченным и более сильным актором, который сможет в любой ситуации отстоять свои интересы в мире. В связи с этим канцлер Германии Ангела Меркель отмечает, что необходимо «не просто стабилизировать ЕС в краткосрочной перспективе, что было бы слишком маленьким шагом. Нам [Европейскому союзу] нужен Союз, который дает основания для надежды…, который смело и уверенно может решает поставленные задачи»[1]. Поскольку во многих государствах-членах евроскептики усиленно готовятся к тому, чтобы успешно использовать кризис в своих политических целях, Ангела Меркель призывает страны-участницы «не быть наивными» и отмечает важность демонстрации совместных и сплоченных действий ЕС, которые могут стать серьезным щитом для всего Союза.

Однако подобный набор приоритетов в программе председательства не исключает и активных выступлений против. Критики концептуального плана Германии обвиняют ее в продвижении своих узкоэгоистических целей, что противоречить идеи о том, что председательствующая в Совете ЕС страна принимает на себя функции посредника, обязана действовать в общеевропейских интересах, а не отстаивать собственные национальные. Так, сопредседатель политической группы в Европарламенте «Европейские объединённые левые/Лево-зелёные Севера» Мартин Ширдеван указывает на то, что «Германия – это страна, которая больше всего выигрывает от единого рынка ЕС и валютного союза. Берлину пора что-то дать взамен и перестать натравливать государства-члены друг на друга»[3].

Подобным образом высказывает свое мнение и специалист по макроэкономическим исследованиям и стратегии французской независимой управляющей компании Financière de la Cité Николя Гетцманн, который считает, что Ангела Меркель намерена использовать период председательства для укрепления гегемонии Германии в ЕС. По его мнению, все чаще в политическом дискурсе Евросоюза заметно набирает популярность идея о том, что Берлин – это центр власти в ЕС, что является тревожным обстоятельством, поскольку стратегия Берлина не соответствует стоящим сейчас перед ЕС задачам. Главная проблема кроется в том, что Германия хочет занять в мире место сильной экспортной экономики, что предполагает проведение политики конкурентоспособности. Однако такой подход обладает широким рядом недостатков, в первую очередь вследствие сильной зависимости ЕС от внешних рынков[4].

Тем не менее многие выступают с активной поддержкой председательствующей Германии. Американский неправительственный аналитический центр в области международных отношений Atlantic Council обращает внимание на то, что после того, как крупнейшая экономика ЕС взяла на себя управление, резко увеличился ее авторитет и укрепился политический капитал государства[5]. Как результат успешной политики, авторитет Меркель повысился и внутри государства, о чем свидетельствует ее личный рейтинг одобрения, который достиг впечатляющего уровня в 71%. Теперь, как было сказано в редакционной статье британской Guardian накануне вступления Германии на пост председателя Совета ЕС, никто не сможет критиковать Германию за то, что она «руководит с тыла», поскольку госпожа канцлер будет руководить «с фронта»[6]

Исходя из нынешней ситуации в Евросоюзе и мире, можно констатировать, что перед Германией стоит очень сложная задача. Кое-что уже удалось сделать. В июле в ЕС прошла неделя устойчивого энергообеспечения, а также конференция по цифровой политике. «Трио» представило совместную декларацию о гендерном равенстве. А одним из главных событий июля стало то, что страны, наконец, достигли соглашения по общему бюджету Союза на 2021-2027 гг. объемом 1074,3 млрд евро и фонду восстановления экономики после пандемии коронавируса в размере 750 млрд евро, средства для которого будут заимствованы на финансовых рынках и распределены между странами в форме грантов, а не кредитов, что представляет собой историческую веху в бюджетной и финансовой истории ЕС. Расплачиваться по этим масштабным кредитам Евросоюз предполагает в течение по меньшей мере четырех семилетних бюджетных циклов, которые последуют за Многолетним финансовым планом на 2021–2027 годы.

Однако все еще остаются чрезвычайно серьезные последствия кризиса в связи с COVID-19, которые предстоит решать еще не одно председательство. К тому же планы Берлина могут быть сорваны практическими и материально-техническими проблемами Евросоюза, вызванными пандемией. Тем не менее многие эксперты уверены, что Германия обладает достаточными ресурсами, чтобы содействовать выходу ЕС из кризиса. И сама Ангела Меркель вселяет надежду, отмечая, что она «верит в Европейский Союз. Твердо верит в ЕС, поскольку это не только наследие, но и надежда и видение будущего».

Примечания:

[1] Speech by Federal Chancellor Angela Merkel on the German Presidency of the Council of the EU 2020 to the European Parliament in Brussels on 8 July 2020. 08.07.2020. URL: https://www.eu2020.de/eu2020-en/aktuelles/reden/speech-chancellor-merkel-european-parliament/2366782.
[2] Together for Europe’s recovery. Programme for Germany’s Presidency of the Council of the European Union. 1 July to 31 December 2020. URL: https://www.eu2020.de/blob/2360248/e0312c50f910931819ab67f630d15b2f/pdf-programm-en-data.pdf.
[3] Angela Merkel’s Council presidency will be a critical test for EU solidarity ǀ View. 01.07.2020. URL: https://www.euronews.com/2020/07/01/angela-merkel-s-council-presidency-will-be-a-critical-test-for-eu-solidarity-view.
[4] Le Figaro (Франция): Берлин — столица Европы? 13.07.2020. URL: https://inosmi.ru/politic/20200713/247746376.html
[5] Berlin takes over the EU presidency: Lower your expectations. URL: https://www.atlanticcouncil.org/blogs/new-atlanticist/berlin-takes-over-the-eu-presidency-lower-your-expectations/.
[6] The Guardian view on Germany taking the EU presidency: good timing. 28.06.2020. URL: https://www.theguardian.com/commentisfree/2020/jun/28/the-guardian-view-on-germany-taking-the-eu-presidency-good-timing.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
06.08.2020

Онлайн-брифинг Федора Войтоловского в международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» о текущем состоянии российско-американских отношений.

подробнее...

05.08.2020

Состоялся очередной научно-практический семинар в рамках сотрудничества ИМЭМО РАН и Международного финансового центра «Астана» (Казахстан). С докладом на тему «Развитие отношений США и КНР: экономика и политика» выступил Федор Войтоловский. 

подробнее...

Вышли из печати