
© 12.05.2016, Баронина Ю.А.
photo: Ambro by freedigitalphotos.net
Ссылаясь на современную экономическую конъюнктуру, многие эксперты склонны давать негативные прогнозы дальнейшего развития российской автомобильной промышленности. В частности, авторы доклада Boston Consulting Group говорят о возможном закрытии нескольких сборочных предприятий.
С конца 1990-х гг. мировые автопроизводители осуществили в России ряд проектов по строительству собственных заводов и созданию совместных предприятий с отечественными компаниями. За счет большой численности населения и низкой степени автомобилизации РФ была весьма привлекательна для открытия автомобильного производства. Однако усложнившаяся экономическая ситуация и слабый спрос на рынке заставляют иностранные компании задуматься о смене своих стратегий.
По данным доклада PricewaterhouseCoopers, падение российского рынка новых автотранспортных средств в 2015 г. составило 36% по отношению к предыдущему году1. Снижение спроса разной степени интенсивности отмечено во всех сегментах. Рынок автобусов просел на 23,5%, продажи легковых и легких коммерческих автомобилей упали на 36,2% и 37,4% соответственно, а спад спроса на грузовые автомобили достиг 44,4%.
В первом квартале 2016 г. рынок продолжил свое падение, и для кардинальных изменений пока нет никаких предпосылок. Ситуация на автомобильном рынке остается сложной из-за падения доходов населения и слабой национальной валюты. Большинство экспертов не разделяют мнение главы Минпромторга Дениса Мантурова о возможном постепенном восстановлении спроса в 2017 г.2 Ранее прогнозировалось, что к 2020 г. объем продаж может достичь 3,5 млн. автомобилей, однако теперь даже при самом оптимистичном раскладе этот показатель вряд ли превысит 1,9 млн. ед.
Разрабатывая свои стратегии для России, иностранные инвесторы рассчитывали на более высокий уровень спроса и теперь всеми силами пытаются оптимизировать выпуск автомобилей. В надежде избежать перепроизводства и затоваривания складов компаниям приходится периодически останавливать сборочные конвейеры. Неполная загруженность мощностей приводит к необходимости сокращения количества смен и длительности рабочей недели, на заводах стала использоваться практика принудительных отпусков и массовых увольнений «по соглашению сторон». Наиболее масштабными сокращениями отличился «АвтоВАЗ». В результате кадровой политики бывшего президента компании Бу Андерссона за последние два года работу на предприятии потеряли около 22 тыс. человек.
Первым крупным зарубежным игроком отрасли, радикально решившим проблему низкого спроса в России, стал американский концерн General Motors. Весной 2015 г. он объявил о консервации завода в Санкт-Петербурге, а также об уходе бренда Opel и большей части моделей Chevrolet с российского рынка. В недавно вышедшем докладе Boston Consulting Group говорится о возможном закрытии еще 3-6 автозаводов в ближайшие годы. Эксперты полагают, что в зоне риска находятся производители с фокусом развития в других странах БРИК и те, кто запустил свое производство недавно3. Помимо этого некоторым зарубежным компаниям придется пересмотреть модельный ряд и отказаться от неперспективных моделей. Задерживается и открытие новых предприятий: запуск производства автомобилей в Калининградском кластере отодвинут на 2019 г., хотя изначально выпуск планировалось запустить уже в этом году.
Чтобы помочь отрасли справиться с кризисом, государство финансирует сразу несколько программ стимулирования спроса. В 2015 г. на поддержку утилизации и trade-in, льготного автокредитования и льготного автолизинга, а также субсидирования закупок регионами газомоторной техники и машин для органов власти было выделено 43,3 млрд. руб.4 На автомобили, приобретенные с господдержкой, приходится около трети рынка прошлого года. В конце апреля 2016 г. на сайте Правительства РФ были опубликованы документы «О продлении программ льготного автокредитования и льготного лизинга автотранспортных средств»5 и «О бюджетных ассигнованиях на поддержку российских производителей колесных транспортных средств»6. Объем выделенных средств по этим постановлениям составляет 16,3 млрд. и 22,5 млрд. руб. соответственно. Однако, скорее всего размеры государственной помощи придется увеличивать.
Наращивание экспорта готовой продукции – еще один способ поддержать автомобильную отрасль. На данном этапе у России есть некоторое валютное преимущество, которое позволит ей занять конкурентные позиции за рубежом. При этом выгоднее всего экспортировать модели, производство которых отличается высокой степенью локализации. Емкость текущих ключевых рынков, прежде всего СНГ, ограничена, так что компании стремятся налаживать поставки в страны дальнего зарубежья. Первой иностранной компанией, решившейся на экспорт продукции российского производства в другие страны, стала южнокорейская Hyundai. В августе 2015 г. компания заключила договоры о поставке автомобилей, собранных в Санкт-Петербурге, для Египта и Ливана. В феврале 2016 г. компания Renault объявила о старте экспорта автомобилей, выпускаемых на российских мощностях, во Вьетнам. «АвтоВАЗ» также планирует увеличить экспорт в Египет и начать поставки в Сирию и Ливан.
Учитывая специфику автомобильной отрасли – ее полную зависимость от спроса, без улучшения экономической ситуации надеяться на динамичное восстановление объема производства не приходится. Государственная поддержка дает лишь кратковременный эффект, а расширение экспортных рынков – процесс, хотя и перспективный, но очень длительный.
Примечания:
1 Рынок легковых и коммерческих автомобилей в России: результаты 2015 г. и перспективы развития (https://www.pwc.ru/ru/automotive/publications/assets/auto-market-feb-16l.pdf)
2 Минпромторг ожидает постепенного восстановления российского авторынка в 2017 году (https://www.autostat.ru/news/25821/)
3 Российский автопром находится в опасности (http://www.vedomosti.ru/auto/articles/2016/05/06/640172-rossiiskii-avtoprom-nahoditsya-opasnosti)
4 Власти пообещали увеличить поддержку автопрома в 2016 году (http://www.rbc.ru/business/02/12/2015/565f21059a79471f5861a215)
5 О продлении программ льготного автокредитования и льготного лизинга автотранспортных средств (http://government.ru/docs/22851)
6 О бюджетных ассигнованиях на поддержку российских производителей колёсных транспортных средств(http://government.ru/docs/22850)
Нет комментариев