Образование в условиях пандемии: что показывает кризис?

7273

photo provided by the author

© Зенков А.Р., 17.04.2020

Пандемия COVID-19 затронула большинство стран мира и практически все сферы общественной жизни, не стала исключением и система образования. Одним из способов сдерживания коронавирусной инфекции по-прежнему остается социальная изоляция, ее меры потребовали частичного или полного закрытия образовательных учреждений и сопутствующей им инфраструктуры.

В результате более 1,5 млрд учащихся по всему миру (91,3% от общего числа обучающихся) отрезаны от своих школ и университетовi. В складывающихся обстоятельствах государственные власти, руководители учреждений образования, преподаватели, а также сами обучающиеся и их родители спешно адаптируются к новым условиям обучения, осваивая различные форматы удаленного взаимодействия.

Еще совсем недавно специалисты спорили о том, как и когда цифровые технологии изменят облик современного образования, как они повлияют на общие представления об обучении и, конечно, о том, каким будет отклик действующей системы образования на цифровой вызов.

В свете последних событий стало очевидно, что ответы на некоторые из поставленных вопросов могут быть получены быстрее, чем того можно было ожидать. Пандемия уже стала катализатором стремительных изменений в этой сфере. Руководители образования в самых разных уголках Земли почти одномоментно оказались перед сложным выбором: попытаться перевести образовательные процессы в онлайн-среду или поставить обучение «на паузу», временно прекратив деятельность учреждений.

Пойдя по первому пути, страны в большинстве случаев сталкиваются с целым рядом общих проблем – различиями в доступности каналов связи, недостатком оборудования и программного обеспечения, дороговизной телекоммуникационных услуг.

В этих условиях правительства и профессиональные организации, представители деловых кругов объединяют усилия для выстраивания образовательного процесса при помощи всех доступных средств, пытаясь буквально «на ходу» снизить градус сложившегося серьезного цифрового неравенства. Появляющиеся практики перевода очного обучения в онлайн-среду или дистанционные образовательные форматы можно свести к нескольким направлениям:

  • организация обучения с использованием образовательных онлайн-платформii
  • передача образовательного контента по теле и радиоканаламiii
  • проведение занятий с помощью социальных сетей, мессенджеров и электронной почты
  • тиражирование «твердых» копий учебных материалов и их доставка учащимся на домiv

Для обеспечения образовательного процесса используется как специализированная инфраструктура, так и некоторые «повседневные» цифровые сервисы, получившие широкое распространение в последние годы. Специалисты ЮНЕСКО в этой связи предлагают следующую классификацию инструментов организации дистанционного обучения:

  • ресурсы, обеспечивающие психосоциальную поддержку участников образовательных отношений в условиях пандемии
  • системы управления цифровым обучением (Google classroom, Moodle, Blackboard, Canvas)
  • приложения для обучения на базе мобильных устройств
  • программы с расширенной оффлайн-функциональностью
  • массовые открытые онлайн-курсы (МООК)
  • сервисы самообучения
  • электронные ридеры
  • программы, обеспечивающие возможность совместной работы в режиме онлайн (Skype, Zoom, WebEx)
  • инструменты для создания цифрового учебного контента и многочисленные электронные базы учебных материаловv

Несмотря на достаточно широкий спектр имеющихся технологий, даже страны-лидеры в области цифровизации экономики (США, Китай, Япония) испытывают значительные трудности при организации онлайн-обучения.

При этом наибольшую сложность составляет не столько отсутствие инфраструктуры или неготовность преподавателей к освоению тех или иных технологий цифрового обучения, сколько то, что сложившаяся ситуация радикально меняет устоявшиеся модели социального взаимодействия. Между людьми разных поколений разрываются существующие социальные связи, общение между учениками и учителями переходит в новый формат, в отдельных случаях в семьях, где к процессу обучения часто вынуждены подключаться все их члены, фиксируется рост напряженности. Для многих семей лишение детей школьного питания превращается в жизненную проблему. Оказать целенаправленную, адресную поддержку детям в условиях пандемии призвал Генеральный секретарь ООНvi.

Принимая во внимание всю сложность и драматичность сложившейся ситуации, следует отметить, что для системы образования любого государства сегодня появляется и уникальная возможность самодиагностики в «боевых» условиях. Образовательные учреждения могут опробовать эффективность предлагаемых цифровых решений, определить свои потребности в технологической модернизации, в случае необходимости продумать вопросы организации переподготовки и дополнительного обучения преподавателей.

Кроме того, вынужденная самоизоляция способствует и некоторым позитивным общественным изменениям: растет интерес к самообучению через онлайн-сервисыvii, крупные издательства отмечают повышение спроса на учебные материалы в цифровом форматеviii.

Дискуссии о новой цифровой реальности и трансформациях социальной сферы идут уже достаточно давно, однако именно сейчас эти изменения ощущаются с наибольшей остротой. Буквально на глазах происходит переосмысление обучения как важной социальной практики. Ускоренная цифровизация становится своего рода проверкой на прочность преподавателей, учебных заведений, национальных образовательных систем, и, что может быть самое важное – способности человечества к кооперации в условиях больших вызовов.

Пока совершенно неясно, какой опыт из этой вынужденной стремительной цифровизации удастся вынести и каждому отдельному образовательному учреждению, и всей системе образования, и всем нам, в том или ином качестве сталкивающимся в большинстве своем с этой системой и той новой социальной реальностью, которая формируется вокруг нее в связи с пандемией. Возможно, именно сейчас для институтов образования и всего общества складываются наиболее благоприятные условия для выработки комплексных стратегий развития. Определенное «затишье», вызванное временной изоляцией, позволит по-новому взглянуть на то, что составляет сердцевину современного образования, лучше понять, какие задачи мы ставим перед ним на ближайшее будущее и, главное – ответить на вопрос, а так ли необходима его тотальная трансформация в цифру?

Примечания:

i COVID-19 Educational Disruption and Response. UNESCO. – URL: https://en.unesco.org/covid19/educationresponse (дата обращения: 15.04.2020)
ii National learning platforms and tools. UNESCO. – URL: https://en.unesco.org/covid19/educationresponse/nationalresponses#EASTERN%20EUROPE%20&%20CENTRAL%20ASIA (дата обращения: 13.04.2020)
iii How countries are using edtech (including online learning, radio, television, texting) to support access to remote learning during the COVID-19 pandemic. The World Bank. – URL: https://www.worldbank.org/en/topic/edutech/brief/how-countries-are-using-edtech-to-support-remote-learning-during-the-covid-19-pandemic (дата обращения: 13.04.2020)
iv La clase del día: ideas para articular las propuestas de Seguimos Educando. Ministerio de Educatión Argentina. – URL: https://www.educ.ar/noticias/200376/la-clase-del-diacutea-ideas-para-articular-las-propuestas-de-seguimos-educando (дата обращения: 15.04.2020)
v Distance learning solutions. UNESCO. – URL: https://en.unesco.org/covid19/educationresponse/solutions (дата обращения: 14.04.2020)
vi Генсек ООН допустил, что мир может потерять сотни тысяч детей в 2020 году. – URL: https://news.mail.ru/politics/41420340/?frommail=1 (дата обращения: 16.04.2020)
vii Covid-19 impact: Online learning companies see spike in number of students. – URL: https://www.livemint.com/companies/news/covid-19-impact-online-learning-companies-see-spike-in-number-of-students-11584724448197.html (дата обращения: 14.04.2020)
viii Online learning rockets in coronavirus pandemic, says Pearson. Reuters. – URL: https://www.reuters.com/article/us-health-coronavirus-education-pearson/online-learning-rockets-in-coronavirus-pandemic-says-pearson-idUSKBN21D384 (дата обращения: 13.04.2020)


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

26.03.2024

Дина Малышева выступила с докладом «Активизация нерегиональных сил (США/ЕС) в сфере безопасности Центральной Азии» в рамках Международной научной конференции «XII. Безопасность и развитие в Центральной Евразии» в РУДН.

подробнее...

Вышли из печати