Норвегия: результаты государственной поддержки НИОКР

5630

© 21.06.2016, Мамедьяров З.А. 

Oslo \ by www.flickr.com/photos/froderamone/

В Норвегии существует положительная корреляция между государственной поддержкой инновационной деятельности в частном секторе и ускорением инновационного развития. Это выявлено в опубликованном недавно Статистическим управлением Норвегии исследовании «Инновации и эффекты создания добавленной стоимости в результате нескольких законодательных инициатив».

Авторы доклада проанализировали результативность всех имеющихся в Норвегии государственных механизмов финансовой поддержки инновационной активности, включая налоговые льготы и экспортные кредиты (GIEK, ECN). Выводы строились на основе изучения деятельности норвежских компаний в 2001–2013 гг. Расчёты показали положительную корреляцию масштабов государственного финансирования инновационной активности с оборотом компаний (а также числом работников). Положительное влияние оказывают все типы государственной поддержки, однако особо эффективными являются программы налоговых льгот и кредитов. Каждый миллион норвежских крон (107 тыс. евро), вложенный правительством в поддержку инновационной деятельности частного сектора посредством налоговых льгот по программе SkatteFUNN, увеличивает добавленную стоимость в среднем на 1,8 млн ежегодно (исследовался период в три года после получения компанией субсидии). При этом наибольший эффект дает поддержка в размере, превышающем 1,5 млн крон. Если же компании предоставляется сумма менее 0,5 млн крон, результат оказывается нулевым. Это свидетельствует о существовании минимально достаточного для повышения уровня инновационности компании масштаба господдержки, или порога, ниже которого величина субсидии не должна опускаться.

Успешно развиваясь, компании, получающие какую-либо финансовую поддержку ИР от государства, в среднем демонстрируют прибыльность инвестиций в размере 7% годовых, что, правда, несколько ниже, чем в компаниях, привлекающих исключительно частные инвестиции. Впрочем, это обстоятельство объясняется тем, что компании, поддерживаемые государством, ведут не только коммерческую деятельность — исследование показало, что они получают больше патентов и публикуют больше научных статей, что также отвечает целям государственной поддержки.

Заметим, что затраты на ИР в Норвегии сегодня несколько ниже средних показателей ЕС (1,7% против 1,95% ВВП). Источником половины этих затрат традиционно является государственный бюджет (тогда как, например, в Германии, Франции и Нидерландах — около 30%, а в Великобритании и Италии — менее 20%). При этом 55% государственного финансирования ИР занимают государственные инвестиции, в т.ч. налоговые льготы и прямые субсидии (весьма высокий показатель для развитых стран), а остальная часть распределяется через университетские фонды. Усиленная государственная поддержка (в первую очередь за счет программы SkatteFUNN — схемы налоговых скидок для компаний, ведущих ИР) способствует тому, что корпоративный сектор в Норвегии в последние годы ведет ИР активнее, чем в ЕС и других странах Скандинавии, показывая среднегодовые темпы прироста затрат в 10%. Наибольший рост ИР наблюдается в компаниях с числом сотрудников 10-49 (рост на 24%) и более 500 (рост на 42%). Львиную долю — 90% — расходов на ИР составляют затраты таких отраслей как услуги и обрабатывающая промышленность, в то время как доля отраслей добычи газа и нефти не превышает 5%, ИР в них по большей части ведутся за счет корпоративных инвестиций. По темпам прироста человеко-лет, затраченных на ИР, Норвегия опережает ЕС более чем в 3 раза (8,7% против 2,6%), а Швецию и Данию — в 5-6 раз. Также стоит отметить, что по доле затрат на ИР в ВВП Норвегия, все еще отставая от нескольких лидирующих в науке стран ЕС, в отличие от них демонстрирует восходящий тренд. 

Рис. 1. Государственное финансирование ИР в Норвегии.

Авторы доклада подчеркивают эффективность государственной поддержки ИР в частном секторе экономики, особо отмечая её положительное влияние на молодые компании, обычно страдающие от недостатка капитала. Более того, не все компании (в силу своих небольших размеров, операционной деятельности или иных факторов) могут получить крупную субсидию (например, от Совета по научным исследованиям Норвегии (RCN)), поэтому механизмы поддержки малых форм предпринимательства (SkateFUNN и Innovation Norway) эффективны в том смысле, что позволяют бизнесу вырасти до размеров, дающих право претендовать на значительный государственный грант.

Совет по научным исследованиям Норвегии выразил намерение усилить поддержку ИР во всех секторах экономики, увеличив свой бюджет на 2017 год на 1,2 млрд крон — наибольший рост затрат запланирован на развитие НИОКР-инфраструктуры, интернационализацию, привлечение лучших ученых и поддержку талантов.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
24.01.2025

Уважаемые авторы! Обращаем ваше внимание на то, что прием статьей в выпуски издания «Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН» на 2025 год ЗАКРЫТ! Номера текущего года полностью укомплектованы.

подробнее...

22.01.2025

Академик-секретарь Отделения глобальных проблем и международных отношений РАН, президент ИМЭМО РАН Александр Дынкин представил научному сообществу нового руководителя Института Соединенных Штатов Америки и Канады имени академика А.Г. Арбатова Российской академии наук (ИСКРАН) – Наталью Цветкову.

подробнее...

Вышли из печати