

by Commander, U.S. Naval Forces Europe-Africa/U.S. 6th Fleet // www.flickr.com/photos/cne-cna-c6f/
© Овчарук А.П., 20.07.2022
В начале июля 2022 г. президент А. Дуда на заседании Совета национальной безопасности (СНБ) Республики Польша впервые сделал официальное заявление о том, что c вступлением Швеции и Финляндии в Североатлантический альянс «Балтийское море станет внутренним бассейном НАТО»1. Позже с подобным заявлением выступил польский вице-премьер и министр национальной обороны М. Блащак, утверждая, что при «значительном» усилении альянса за счет данных стран якобы повысится безопасность стран Балтийского моря и особенно Польши2.
Такие заявления польских официальных лиц являются провокационными, поскольку поляки уже не видят присутствия России в Балтийском море и создают ложное понимание системы безопасности в регионе. По мере дальнейшего наращивания стратегических, экономических и военно-технических возможностей Североатлантического альянса будет усиливаться и локальная напряженность.
После вступления Швеции и Финляндии в НАТО 95% береговой линии Балтийского моря будет находиться в распоряжении военного блока. Обе страны обладают боеспособными вооруженными силами, военно-техническим потенциалом и человеческими ресурсами. Все это значительно расширит возможности альянса в регионе, увеличит протяженность его границы с Россией почти в два раза – до 2 600 км, позволит активно использовать уже имеющуюся и развивать новую военную инфраструктуру на их больших территориях.
Как считают польские эксперты, новое расширение НАТО особенно выгодно для стран Балтии и Польши, которые получат важное стратегическое и оборонительное пространство на случай возможного военного конфликта с Россией3. Поэтому решение Стокгольма и Хельсинки о вступлении в НАТО меняет всю военно-политическую расстановку сил в Балтийском регионе. Оно не только выводит альянс непосредственно на границы с Россией, но и создает угрозу конфликта на ее северных рубежах и на Балтике.
Свое заявление перед членами СНБ Польши А. Дуда сделал сразу же после участия в саммите НАТО в Мадриде 29–30 июня 2022 г., который принял новую стратегию и официально пригласил Финляндию и Швецию в члены альянса. Это свидетельствует о том, что стратегические планы НАТО в Балтийском регионе серьезно обсуждались на саммите. Его решения очень высоко оценил польский президент, выразивший надежду на то, что этот саммит будет переломным в переустройстве всей архитектуры европейской безопасности4.
Балтийское море площадью 419 тыс. кв. км – это один из крупнейших международных морских и торговых путей. Безусловно, важное геостратегическое, военное и экономическое значение оно имеет для Польши. Ее интересы на Балтике в первую очередь связаны с реализацией крупных экономических и энергетических проектов. Это, прежде всего, строящийся польско-датский газопровод Baltic Pipe с подключением к норвежской газотранспортной сети и терминал Свиноуйсьце – газовый хаб американских нефтегазовых компаний для Восточной и Центральной Европы, плавучий терминал сжиженного газа в районе Гданьска. В связи с этим зависимость Польши от экономического и военно-политического потенциала Балтийского моря в среднесрочной перспективе будет постоянно расти, что и предопределит ее дальнейшую активность в регионе.
Провокационные заявления властей Польши сделаны в контексте антироссийской риторики и практических действий ЕС и НАТО по эскалации напряженности в Балтийском регионе. Это и спешное решение о приеме Финляндии и Швеции в Североатлантический альянс, попытки Литвы ограничить сухопутный транзит российских грузов через ее территорию в Калининградскую область, высказывания бывшего руководителя МВД Латвии Мариса Гулбиса о намерении ЕС и НАТО «забрать» Калининград5. Блокада российского полуанклава Литвой продолжается. Для решения проблемы с транзитом товаров вмешались Еврокомиссия и Германия, но положительного результата в интересах России еще не достигнуто.
Кроме того, 15 марта 2022 г. Совет государств Балтийского моря (СГБМ) под давлением НАТО и ЕС принял незаконное и дискриминационное решение об исключении России из данной организации. Лишение членства в СГБМ не позволит РФ развивать взаимодействие со странами региона и участвовать в коллективных решениях проблем Балтийского моря. Однако это не будет способствовать и обеспечению региональной безопасности, которое возможно только с участием Российской Федерации и с учетом ее интересов.
Такие действия Польши, Литвы, Латвии, ЕС и НАТО только способствуют росту международной напряженности, увеличению числа рисков для дальнейшей эскалации и экономических потерь в Балтийском регионе.
Решение о «переформатировании» военных сил НАТО на Балтике было принято еще в 2016 г. на встрече стран-участниц альянса после политических событий на Украине 2014 г. Тогда руководство блока аргументировало это стремлением обеспечить безопасность прибалтийским республикам якобы в связи с военными угрозами со стороны России. Оно поставило задачу обезопасить гипотетический «Сувалкский коридор» длиною 100 км между Калининградом и Белоруссией: создать надежную систему коммуникаций, логистики, слаженного взаимодействия между Польшей и Прибалтикой для оперативной переброски туда войск и вооружений из других стран альянса.
Поляки и литовцы в последнее время быстрыми темпами повышают боеготовность мобильного командного пункта интернациональной дивизии «Север-Восток», расположенного в «Сувалкском коридоре». С военной точки зрения они рассматривают его в качестве объекта возможной «российской агрессии» и самого уязвимого направления НАТО на границе между Польшей и Литвой. После недавнего инспектирования этого участка территории президенты обеих стран заявили о его «надежном» укреплении совместными силами своих военных и при поддержке альянса.
Польский аналитик профессор А. Легуцка, пытаясь оправдать милитаризацию Балтийского моря странами альянса, утверждает, что Россия якобы могла бы уже сегодня начать военные действия в регионе, но ее сдерживают события на Украине. По ее мнению, в Балтийском регионе и без этого сложилась опасная обстановка, поскольку в Калининградской области размещено гиперзвуковое оружие и системы вооружений двойного назначения, способные нести ядерное оружие3.
Россия еще в 2016 г. заявила, что для оправдания милитаризации альянсом Балтийского моря нет каких-либо угроз, и предложила все проблемы региона решать в рамках существующих многосторонних форматов6. Однако Североатлантический альянс не стремится к ведению какого-либо конструктивного диалога по вопросам безопасности. Это означает, что под предлогом «российской угрозы» он продолжит активно наращивать свою военную мощь в Балтийском регионе, ослабляя обороноспособность Российской Федерации, и тем самым еще больше дестабилизировать ситуацию в Европе.
Так, на саммите в Мадриде Россия была названа «самой значительной и прямой угрозой безопасности союзникам и миру, стабильности в Евроатлантическом регионе»7. В Балтийском море зреет потенциально возможное военное противостояние между Россией и НАТО, способное со временем выйти из-под контроля и управления. Хотя руководство блока и заявляет о том, что не стремится к военному конфликту, эскалация напряженности и концентрация большого количества вооружений в бассейне Балтийского моря продолжается, а это – путь к серьезному локальному кризису.
Комплексный анализ складывающейся политической, военной, экономической обстановки в Балтийском регионе свидетельствует о том, что Запад пока полностью игнорирует национальные интересы и гарантии безопасности России, ускоренными темпами приближает инфраструктуру НАТО к российской территории за счет новых членов блока, наращивает свой военный потенциал, пытается блокировать Калининградскую область, увеличивает степень напряженности.
Милитаристская политика Североатлантического альянса в Балтийском море в последние годы стимулировала российское руководство к действиям оборонительного характера, обеспечению национальных интересов страны и сохранению своей территориальной целостности. В современных условиях жесткого противостояния России и НАТО решить эти задачи одними только политическими и дипломатическими мероприятиями, к сожалению, не удастся. Послевоенная архитектура европейской безопасности практически разрушена. Ее придется создавать уже на иных условиях и по новым международным меркам.
Примечания:
1 Wystąpienie Prezydenta Andrzeja Dudy otwierające posiedzenie Rady Bezpieczeństwa Narodowego. 04/07/2022. URL: https://www.youtube.com/watch?v=pEHy7WWUETw
2 Błaszczak o akcesie Szwecji i Finlandii do NATO: niewykluczone, że na tym posiedzeniu Sejm ratyfikuje decyzję. URL: https://polskieradio24.pl/7/129/artykul/2994711,blaszczak-o-akcesie-szwecji-i-finlandii-do-nato-niewykluczone-ze-na-tym-posiedzeniu-sejm-ratyfikuje-decyzje
3 Legucka Agnieszka. Rosja wobec rozszerzenia NATO o Szwecję i Finlandię. Biuletyn 110. 08 LIP 2022 URL: https://www.pism.pl/publikacje/rosja-wobec-rozszerzenia-nato-o-szwecje-i-finlandie
4 Miernicka Magdalena. Światowi liderzy już w Madrycie. Рpolska-zbrojna.pl. 28.06.2022, URL: http://polska-zbrojna.pl/home/articleshow/37548?t=Swiatowi-liderzy-juz-w-Madrycie
5 В Латвии заявили о первом шаге по отсечению Калининграда от России. 27.06.2022. URL: https://lenta.ru/news/2022/06/27/latvia/?utm_source=yxnews&utm_medium=deskto
6 Лавров: на Балтике нет угроз, которые оправдывали бы милитаризацию региона. ТАСС. 06.06.2016 г. URL: https://tass.ru/politika/3342642
7 NATO 2022 STRATEGIC CONCEPT. 30/06/2022. URL: https://www.nato.int/strategic-concept/
Нет комментариев