Миллениалы Индии – новая реальность ХХI века?

601

© 10.12.2019, Брагина Е.А.

The millennials portrayal in the media is unfair - GRN Somashekar // www.thehindubusinessline.com

С определенным отставанием, когда ХХI век уже уверенно отсчитывал свои первые годы, была признана необходимость определить суть, количественные масштабы, политические и экономические ориентиры, а также перспективы когорты человечества, получившей название, отражающее переход рубежа нового тысячелетия. В исследовательской литературе сформировалось признание поколения со звучным названием «миллениалы» (millennials). Определение быстро получило широкое признание, благодаря своей адекватности и легкости запоминания, что произошло впервые, если иметь в виду огромные масштабы числа людей этой категории в мире1.

Однако четкого мнения, а главное, количественных оценок, кого можно/нужно причислять к этому слою населения, какие годы считать исходными, определяющими для отсчёта, не сложилось, и количественно категория остается неточной по времени и масштабам. Во всех оценках признано, что речь идёт о молодом поколении, рождение которого так или иначе привязано к пересечению рубежа второго и третьего тысячелетий. Соответственно, обсуждение связано с будущим мира, воплощенным в сотнях миллионов молодых людей, независимо от страны их происхождения.

Основным признаком принадлежности к новому поколению третьего тысячелетия закономерно стал возраст, отсчитываемый, хотя и с некоторой разницей в исходных годах, от рубежа ХХ и ХХI веков. Этот особый и выразительный критерий отражает самый главный признак категории миллениалов – люди, входившие в жизнь на переломе, переходе, завершении второго тысячелетия и начале третьего. Другим это определение и не может быть, поскольку само содержание категории «миллениалы» не имеет иной/общей характеристики или обоснования.

В любом варианте это характеристика поколения, входившего в жизнь, когда мир с разной скоростью, масштабами и практическим освоением, но неизбежно становился цифровым.

Численность этого поколения и его особенности по-разному прослеживаются в современной Индии. Страну в целом отличает высокая доля молодежи – группа людей в возрасте до 25 лет достигает 40- 45% всего населения страны при общей его численности 1,3 млрд человек. (Реальный показатель молодого слоя населения выше указанной цифры, но точные данные отсутствуют из-за трудностей и недостатков статистических подсчётов). При использовании масштабных показателей попытки их стратификации дают приблизительные результаты. Например, Morgan Stanley в своих расчётах, не детализируя, относит к миллениалам 400 млн человек в Индии, родившихся после 1982 г., ныне это 46% рабочей силы страны, но исходный год всё же далек от 21 века. Медианный возраст населения Индии ныне один из самых молодых в мире – 27 лет.

Индийские социологи сделали попытку стратифицировать молодое поколение своей страны, связав его численность и жизненные ориентиры с рубежом ХХI века. Итоговые количественные показатели числа миллениалов отсутствуют, поскольку сама категория не имеет единой точки отсчёта. Причем различия в количественных оценках достигают значимых величин. В индийских публикациях на эту тему в одну группу исследователями включены «миллениалы», родившиеся между 1981 и 1996 гг., значительную часть которых составляют ныне уже сформировавшиеся люди в расцвете сил, в самом работоспособном возрасте от 25 до 38 лет. К сожалению, хотя бы примерных оценок их распределения по типам трудовой занятости, уровню образования, доходам в исследованиях о миллениалах не приводится. Есть варианты, определяющие миллениалов как родившихся в 1980-1999 гг., в этом случае различия в их численности не имеют принципиального характера по сравнению с предыдущей группой. Рожденные до 1981 г. классифицируются как отдельное поколение (pre-millennials) и никак не учитываются и не рассматриваются, хотя это в основном тоже работоспособная часть населения страны, продолжающая вносить свой вклад в производство и потребление.

Родившиеся после 1996 г. – молодая и многочисленная группа, считается особым новым поколением, постмиллениалами, объединенными дополнительно определением «поколение Z». Можно предположить, что значительная часть этого поколения молодежи уже сформировала свои стремления, выбор учебы, работы, основные жизненные интересы, но такие сведения не приводятся. Миллениалы и постмиллениалы в совокупности составляют почти половину взрослого населения Индии.

Обе группы наблюдатели напрямую связывают с современным этапом развития цифровой экономики, высокой долей образованной молодежи Индии, работающей преимущественно на предприятиях в высокотехнологичных отраслях. Страна занимает второе место в мире по использованию компьютеров (первое – КНР). Однако начавшиеся под давлением кризисных явлений сокращения персонала и в этой сфере могут существенно снизить занятость миллениалов. Ситуация с работой для них недавно осложнилась, поскольку администрация Д. Трампа ограничила в середине 2019 г. выдачу въездных рабочих виз в США для индийского квалифицированного персонала.

Во всех характеристиках количественно огромных, неоднородных по составу групп миллениалов и постмиллениалов как определенной страты населения Индии, его особой категории, одно из первых мест занимают их жизненные ориентиры, настроения, приоритеты, определяющие во многом поведенческие стереотипы и предпочтения в обществе. Как общая характерная черта, чаще всего отмечается их склонность к приобретению земли, домов, квартир, машин, но какая часть этой большой группы населения может позволить себе эти траты, нигде не отмечено. Крупная фирма, работающая с недвижимостью в одном из самых богатых городов Индии – Бангалоре, описывает тип своей клиентуры как совсем других людей от 25 до 35 лет, технически грамотных, образованных, работающих на современных технологичных предприятиях, занимающихся фитнесом. Их заработки составляют, по оценкам, до 70% доходов всех домохозяйств Индии. При крупных покупках они осмотрительны, тщательно выбирают и не торопятся принимать окончательное решение. Крупнейшие мировые кампании начинают ориентироваться на эту огромную покупательскую прослойку, оформившуюся в Индии. Например, Самсунг наметил выпуск серии смартфонов «М», ориентированных именно на миллениалов. Туристические компании, работающие в Индии, отмечают принципиальное отличие запросов миллениалов от других клиентов: «Они рассматривают путешествия как часть своего жизненного опыта, а не как роскошь». По оценкам, в 2020 г. число индийцев, путешествующих за рубежом, превысит 50 млн человек. Показатель пока невелик, но он динамично растёт.

Но наблюдатели не едины в оценках интересов и поведения миллениалов, отмечая, что определенная их часть не стремится обзаводиться солидной собственностью, земельными участками, большими квартирами, домами, предпочитая пользоваться съёмным жильём, машинами и т.д. В этой группе велика доля женщин, сравнительно недавно перебравшихся в города и не располагающих значительными доходами.

В исследованиях чаще всего подчеркивается, что для миллениалов в шкале их жизненных ценностей высокое место занимает образование. На такую численно большую, молодую по возрасту группу населения с относительно высокой долей женщин, обратили внимание ведущие международные торговые сети, активно работающие, в том числе и в Индии. Потребительские предпочтения этих огромных по численности, во многом относительно новых по возможностям и ориентирам молодых групп населения, как считают внимательные наблюдатели, подтверждаются современной практикой. При сохранении высоких темпов экономического роста они способны сыграть существенную роль в укреплении, а также в модернизации экономики Индии.

Как и в любом государстве, системы базовых ценностей, психологические, в том числе потребительские ориентиры такого количества молодых людей активно воздействуют на экономику. Изучение, качественные характеристики и оценки господствующих настроений этой многомиллионной части населения важны и востребованы, поскольку речь идет о людских ресурсах страны, выборе профессии, ориентирах, возможностях и перспективах. Важнейшую, если не определяющую роль, имеет платежеспособный спрос этой многочисленной прослойки населения, отражающий различия жизненных ориентиров разнообразных по устремлениям масс людей. К сожалению, хотя бы примерных количественных оценок распределения миллениалов по уровню образования, типам трудовой занятости, доходам в исследованиях пока не приводится. Есть констатация, которую поддерживают практически все авторы, пишущие о миллениалах, что они составляют весомую, хотя и неоднородную часть покупателей в современной Индии. Соответственно, оценки их покупательной способности носят неточный характер, что связано, в том числе с теневой экономики Индии, существенно искажающей содержание этой важной категории. Но надо учесть, что предпочтения миллениалов как покупателей, незначительно завязаны на теневую часть индийской экономики по сравнению с большинством населения страны с низкими доходами.

Что касается покупательной способности населения Индии в целом, то согласно обзору Геллапа 2017 г., этот показатель по 10 балльной шкале снизился до 4,0 баллов против 4,4 в 2014 г2. Сокращение такого важного показателя, хотя и небольшое, произошло на фоне высоких темпов роста экономики страны, что свидетельствует о сохранении и даже углублении неравномерности в распределении доходов. Показатель ожидаемого роста потребления в стране в целом в 2020 г. оценивается в 3,6 трлн долл., что в четыре раза превышает этот показатель 10-летней давности. Не совсем понятно, как такой прогноз увязывается с очевидным снижением темпов экономического роста ВВП Индии, опустившимся ниже 5% в первой половине 2019 г., и предсказаниями его дальнейшего падения3.

Миллениалы теоретически способны внести оживление в современную жизнь Индии, возможно, предотвратить надвигающийся экономический кризис, но пока реальных предпосылок к такому развороту событий не просматривается.

Примечания:

1 https://www.livemint.com/news/india/how-india-s-millennials-sp 24.november. 2019

2 Asia Times. 04.12.2019.

3 https://www.thenational.ae/business/how-millennials-are-changing-india-s-market-dynamics-1.815331


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
06.08.2020

Онлайн-брифинг Федора Войтоловского в международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» о текущем состоянии российско-американских отношений.

подробнее...

05.08.2020

Состоялся очередной научно-практический семинар в рамках сотрудничества ИМЭМО РАН и Международного финансового центра «Астана» (Казахстан). С докладом на тему «Развитие отношений США и КНР: экономика и политика» выступил Федор Войтоловский. 

подробнее...

Вышли из печати