Круглый стол «ИТР: между «дружбой» и «недружбой»

2902

Происходящие в обширном Индо-Тихоокеанском регионе социально-экономические, политические и технологические изменения оказывают серьезное влияние и на систему международных отношений в ИТР. Это ставит российскую внешнюю политику перед необходимостью учитывать эти изменения и своевременно адаптироваться к ним. Новым фактором, влияющим на позиционирование России в ИТР, на ее отношения со странами региона стала Специальная военная операция ВС РФ на Украине. Отмеченные изменения ставят перед аналитиками много вопросов как прикладного, так и фундаментально-академического характера. Требуется также анализ долговременных и краткосрочных тенденций в развитии международных отношений в регионе.  

Эти темы и стали предметом обсуждения на круглом столе «ИТР: между «дружбой» и «недружбой», проведенным 17 октября 2022 г. Центром азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН. Мероприятие вели академик Михеев В.В. и к.и.н. Рябов А.В.

Были заслушаны выступления:

  • руководителя Центра азиатско-тихоокеанских исследований д.и.н. Ломанова А.В.;
  • руководителя Школы востоковедения Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ к.и.н. Карнеева А.Н.;
  • заведующего Сектором экономики и политики Китая к.э.н. Луконина С.А.;
  • руководителя Группы Южной Азии и региона Индийского океана к.и.н. Куприянова А.В.
  • ведущего научного сотрудника Группы общих проблем Азиатско-Тихоокеанского региона д.и.н. Канаева Е.А.;
  • главного научного сотрудника Группы региональных политических проблем стран Востока и Юга д.и.н. Сумского В.В.;
  • научного сотрудника Группы Южной Азии и региона Индийского океана к.полит.н. Терских М.А.;
  • старшего научного сотрудника Группы экономики и политики Японии к.полит.н. Воды К.Р.;
  • руководителя Группы экономики и политики Японии к.э.н. Швыдко В.Г.;
  • старшего научного сотрудника Группы общих проблем Азиатско-Тихоокеанского региона Давыдова О.В.

Участники «круглого стола» были едины во мнении, что определяющим фактором в развитии международных отношений в регионе на сегодняшний день является состояние американо-китайских отношений, которые оказывают мощное воздействие на позиционирование других государств, и прямо или косвенно и на их отношения с Россией. Новым фактором, оказывающим всестороннее влияние на современное состояние американо-китайских отношений, является осознание правящими кругами обеих стран невозможности возврата отношений к тому их уровню и характеру, который существовал до 2012 года. На Западе и прежде всего в США убедились, что при Си Цзиньпине нельзя ожидать от КНР продолжения политики демократизации и открытости, которая по мере ее осуществления способствовала бы дальнейшему сближению Китая с Западом, его постепенной вестернизации.  В Китае же поняли, что в США, увидев в КНР серьезного соперника в борьбе за мировое лидерство, не заинтересованы в сохранении и развитии прежнего уровня экономического и технологического сотрудничества, а, напротив, взяли курс на ослабление позиций КНР в мире. В таких условиях Китай объективно и на длительную перспективу будет заинтересован в сохранении тесных партнерских отношений с Россией. Отказаться от этого его может заставить только резкие изменения в американо-китайских отношениях, их поворот к интенсивному сотрудничеству, чего вряд ли можно ожидать в ближайшей перспективе.

Российско-индийские отношения испытывают на себе влияние различных, подчас разнонаправленных интересов. Так, политическое руководство страны хотело бы сохранить отношения сотрудничества с Россией на длительную перспективу и опасается ее ослабления под давлением Западных санкций. В то же время крупный индийский бизнес, глубоко интегрированный в глобальные экономические связи, очень опасается вторичных санкций со стороны Запада, и потому предпочитает поставить отношения с российскими компаниями «на паузу». Зато к сотрудничеству с РФ готов средний бизнес Индии, не имеющий выходов на мировые рынки. Но заинтересованным российским структурам следует понимать, что его потенциал ограничен.  Значительная же часть городского среднего класса крупнейших городов страны, а также экспертного сообщества, напротив, находятся под сильным идеологическим влиянием Запада и склонны обвинять Россию в конфликте на Украине. 

Трудности объективного характера возникают у России в развитии отношений со странами АСЕАН.  Государства, входящие в эту ассоциацию, заинтересованы прежде всего в технологическом развитии, в осуществлении цифровизации их экономик. Однако в этом России очень сложно соперничать с Китаем и развитыми государствами Запада. В то же время страны АСЕАН стремятся к тому, чтобы избежать вовлечения в китайско-американское соперничество.  В связи со СВО большинство (8 государств) АСЕАН заявили о нежелании присоединяться к антироссийским санкциям и сохранять уже существующие совместные проекты с Россией. Но при этом они четко придерживаются линии на замораживание отношений с РФ, если только возникает угроза вторичных санкций  против их банков и компаний. Только одна страна АСЕАН – Сингапур – ввела санкции против России, но они затронули такие сферы, в которых сотрудничества между РФ и этим городом-государством никогда не было. 

Япония присоединилась к антироссийским санкциям в значительной мере под давлением США, хотя в Токио и осознают, что неравноправный характер этого союза создает определенные ограничения для реализации внешнеполитических интересов Японии. При этом японские правящие круги хотели бы сохранить возможности для возобновления диалога с Россией в будущем и надеются на продолжение переговоров о заключении мирного договора. Важно также, что санкции со стороны Японии не затрагивают кульурную, образовательную и научную сферу. 

Схожую позицию занимают и в руководстве Республики Корея, которое присоединилось к санкциям под мощным давлением Вашингтона. Там, в отличие от Японии, даже не хотели бы прекращения экономического сотрудничества с Россией, и определенные возможности для развития сотрудничества с этой страной у России сохраняются и ныне. Желательно только отказаться от выдвижения невыполнимых требований к Сеулу, связанному тесными союзническими отношениями с США.

Что же касается позиций КНДР, то потенциал развития сотрудничества с этой страной практически отсутствует. Политические симпатии к России, которые Пхеньян в последнее время публично демонстрирует, носят конъюнктурный и персоналистский характер.

Состоявшееся обсуждение показало, что Россия по-прежнему обладает возможностями для разностороннего сотрудничества с государствами ИТР. СВО и введение жестких западных санкций против РФ кардинально не повлияли на отношения России со странами региона и тем более, не разрушили их. В обширном регионе нет государств, придерживающихся последовательной недружественной линии в отношении России. В то же время в виду масштабов региона, внутрирегионального разнообразия, России для развития отношений со странами ИТР нужно использовать дифференцированные подходы, учитывающие многообразие интересов, расположенных в нем государств и активно выступать с собственными инициативами, которые могли бы вызвать заинтересованность у ее партнеров. 

 


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
05.12.2024

Фёдор Войтоловский награждён юбилейным знаком «20 лет Организации договора о коллективной безопасности» за активное участие в научно-аналитическом сотрудничестве.

подробнее...

05.12.2024

Станислав Жуков выступил с докладом «Решения и инициативы СОР29: возможности и риски для России» на научно-практической конференции «Национальная система мониторинга климатически активных веществ: итоги первого этапа ВИП ГЗ».

подробнее...

Вышли из печати