Круглый стол «ИТР: между «дружбой» и «недружбой»

2918

Происходящие в обширном Индо-Тихоокеанском регионе социально-экономические, политические и технологические изменения оказывают серьезное влияние и на систему международных отношений в ИТР. Это ставит российскую внешнюю политику перед необходимостью учитывать эти изменения и своевременно адаптироваться к ним. Новым фактором, влияющим на позиционирование России в ИТР, на ее отношения со странами региона стала Специальная военная операция ВС РФ на Украине. Отмеченные изменения ставят перед аналитиками много вопросов как прикладного, так и фундаментально-академического характера. Требуется также анализ долговременных и краткосрочных тенденций в развитии международных отношений в регионе.  

Эти темы и стали предметом обсуждения на круглом столе «ИТР: между «дружбой» и «недружбой», проведенным 17 октября 2022 г. Центром азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН. Мероприятие вели академик Михеев В.В. и к.и.н. Рябов А.В.

Были заслушаны выступления:

  • руководителя Центра азиатско-тихоокеанских исследований д.и.н. Ломанова А.В.;
  • руководителя Школы востоковедения Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ к.и.н. Карнеева А.Н.;
  • заведующего Сектором экономики и политики Китая к.э.н. Луконина С.А.;
  • руководителя Группы Южной Азии и региона Индийского океана к.и.н. Куприянова А.В.
  • ведущего научного сотрудника Группы общих проблем Азиатско-Тихоокеанского региона д.и.н. Канаева Е.А.;
  • главного научного сотрудника Группы региональных политических проблем стран Востока и Юга д.и.н. Сумского В.В.;
  • научного сотрудника Группы Южной Азии и региона Индийского океана к.полит.н. Терских М.А.;
  • старшего научного сотрудника Группы экономики и политики Японии к.полит.н. Воды К.Р.;
  • руководителя Группы экономики и политики Японии к.э.н. Швыдко В.Г.;
  • старшего научного сотрудника Группы общих проблем Азиатско-Тихоокеанского региона Давыдова О.В.

Участники «круглого стола» были едины во мнении, что определяющим фактором в развитии международных отношений в регионе на сегодняшний день является состояние американо-китайских отношений, которые оказывают мощное воздействие на позиционирование других государств, и прямо или косвенно и на их отношения с Россией. Новым фактором, оказывающим всестороннее влияние на современное состояние американо-китайских отношений, является осознание правящими кругами обеих стран невозможности возврата отношений к тому их уровню и характеру, который существовал до 2012 года. На Западе и прежде всего в США убедились, что при Си Цзиньпине нельзя ожидать от КНР продолжения политики демократизации и открытости, которая по мере ее осуществления способствовала бы дальнейшему сближению Китая с Западом, его постепенной вестернизации.  В Китае же поняли, что в США, увидев в КНР серьезного соперника в борьбе за мировое лидерство, не заинтересованы в сохранении и развитии прежнего уровня экономического и технологического сотрудничества, а, напротив, взяли курс на ослабление позиций КНР в мире. В таких условиях Китай объективно и на длительную перспективу будет заинтересован в сохранении тесных партнерских отношений с Россией. Отказаться от этого его может заставить только резкие изменения в американо-китайских отношениях, их поворот к интенсивному сотрудничеству, чего вряд ли можно ожидать в ближайшей перспективе.

Российско-индийские отношения испытывают на себе влияние различных, подчас разнонаправленных интересов. Так, политическое руководство страны хотело бы сохранить отношения сотрудничества с Россией на длительную перспективу и опасается ее ослабления под давлением Западных санкций. В то же время крупный индийский бизнес, глубоко интегрированный в глобальные экономические связи, очень опасается вторичных санкций со стороны Запада, и потому предпочитает поставить отношения с российскими компаниями «на паузу». Зато к сотрудничеству с РФ готов средний бизнес Индии, не имеющий выходов на мировые рынки. Но заинтересованным российским структурам следует понимать, что его потенциал ограничен.  Значительная же часть городского среднего класса крупнейших городов страны, а также экспертного сообщества, напротив, находятся под сильным идеологическим влиянием Запада и склонны обвинять Россию в конфликте на Украине. 

Трудности объективного характера возникают у России в развитии отношений со странами АСЕАН.  Государства, входящие в эту ассоциацию, заинтересованы прежде всего в технологическом развитии, в осуществлении цифровизации их экономик. Однако в этом России очень сложно соперничать с Китаем и развитыми государствами Запада. В то же время страны АСЕАН стремятся к тому, чтобы избежать вовлечения в китайско-американское соперничество.  В связи со СВО большинство (8 государств) АСЕАН заявили о нежелании присоединяться к антироссийским санкциям и сохранять уже существующие совместные проекты с Россией. Но при этом они четко придерживаются линии на замораживание отношений с РФ, если только возникает угроза вторичных санкций  против их банков и компаний. Только одна страна АСЕАН – Сингапур – ввела санкции против России, но они затронули такие сферы, в которых сотрудничества между РФ и этим городом-государством никогда не было. 

Япония присоединилась к антироссийским санкциям в значительной мере под давлением США, хотя в Токио и осознают, что неравноправный характер этого союза создает определенные ограничения для реализации внешнеполитических интересов Японии. При этом японские правящие круги хотели бы сохранить возможности для возобновления диалога с Россией в будущем и надеются на продолжение переговоров о заключении мирного договора. Важно также, что санкции со стороны Японии не затрагивают кульурную, образовательную и научную сферу. 

Схожую позицию занимают и в руководстве Республики Корея, которое присоединилось к санкциям под мощным давлением Вашингтона. Там, в отличие от Японии, даже не хотели бы прекращения экономического сотрудничества с Россией, и определенные возможности для развития сотрудничества с этой страной у России сохраняются и ныне. Желательно только отказаться от выдвижения невыполнимых требований к Сеулу, связанному тесными союзническими отношениями с США.

Что же касается позиций КНДР, то потенциал развития сотрудничества с этой страной практически отсутствует. Политические симпатии к России, которые Пхеньян в последнее время публично демонстрирует, носят конъюнктурный и персоналистский характер.

Состоявшееся обсуждение показало, что Россия по-прежнему обладает возможностями для разностороннего сотрудничества с государствами ИТР. СВО и введение жестких западных санкций против РФ кардинально не повлияли на отношения России со странами региона и тем более, не разрушили их. В обширном регионе нет государств, придерживающихся последовательной недружественной линии в отношении России. В то же время в виду масштабов региона, внутрирегионального разнообразия, России для развития отношений со странами ИТР нужно использовать дифференцированные подходы, учитывающие многообразие интересов, расположенных в нем государств и активно выступать с собственными инициативами, которые могли бы вызвать заинтересованность у ее партнеров. 

 


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
08.07.2025

Выходит в свет очередной выпуск журнала «Мировая экономика и международные отношения» (№ 7, 2025). Ведущее место в нем занимают статьи по экономической проблематике.

подробнее...

07.07.2025

На сайте РСМД опубликован доклад «Внерегиональные акторы на Балканах». Автором главы «Политика Европейского союза на Западных Балканах» выступила Полина Соколова.

подробнее...

Вышли из печати