© 29.08.2016, Кравцов А.А.
Ariane 5 // by www.flickr.com/photos/martin55
Франция намерена сохранить ведущие позиции на мировом рынке коммерческих запусков космических аппаратов в условиях усиления конкуренции со стороны Великобритании и Германии, а также стран с развивающимися рынками, стимулируя коммерциализацию спутниковых данных и развивая свою программу европейской ракеты-носителя. Об этом свидетельствует опубликованный в июле этого года Министерством экономики, промышленности и цифровых технологий доклад «OpenSpace, открытость как ответ на вызовы, стоящие перед космической промышленностью»1, содержащий рекомендации по развитию аэрокосмического комплекса Французской республики.
Повышение экономической отдачи от космической промышленности – одна из основных целей, сформулированных в докладе. Предполагается сосредоточить усилия на трёх направлениях: стимулировании коммерческого спроса на данные, получаемые со спутников, разработке спутников и развитии средств их доставки на орбиту. Для привлечения частного и государственного секторов к использованию спутниковых данных во Франции запущено две программы. Программа PEPS (Plateforme d’Exploitation des Produits Sentinel) предоставляет частным и государственным акторам информацию, собранную спутниками по программе «Коперник». В рамках программы L’Equipex GEOSUD разрабатывается национальная инфраструктура доступа к спутниковым данным для членов научного сообщества и государственных структур. Одновременно рекомендуется активнее использовать спутники для доступа к широкополосному интернету, а сам доступ включить в пакет универсальных услуг связи ЕС. Предлагается направить на финансирование разработки телекоммуникационных спутников по 100 млн. евро в год со сроком инвестирования в 5-10 лет. В 2016 г. на развитие исследовательских и коммуникационных спутников во Франции выделено 118,3 млн. евро (8,2% бюджета космической программы страны). Однако из них 89 млн. приходится на финансирование профильных программ Европейского космического агентства (ESA) и лишь 29,3 млн. выделяется на расходы Национального центра космических исследований (CNES) по данному направлению.
Авторы доклада подчёркивают необходимость обеспечить Франции и ЕС независимый доступ к освоению космоса, но под этой формулировкой нетрудно обнаружить стремление французов сохранить ведущие позиции в космической промышленности Европы. Франция обеспокоена отставанием от Великобритании, а в перспективе и от Германии в разработке телекоммуникационных спутников. К 2030 г. Великобритания планирует увеличить свою долю на мировом космическом рынке с нынешних 7% до 10%. Правительство ФРГ в 2010 г. опубликовало «космическую программу», в которой выражено намерение Германии влиять на развитие ESA. Германия поддерживает ESA как основного исполнителя европейских космических программ и борется за назначение своих граждан на руководящие должности. Не меньшее беспокойство у французского руководства вызывает возрастающее давление со стороны развивающихся стран, разрабатывающих и запускающих собственные носители. За последние десять лет Индия произвела 33 запуска, КНР – 143, а ЕС – 93.
Гарантией конкурентоспособности Франции, а вместе с ней и ЕС, в области космических исследований и освоения космоса, с точки зрения экспертов, является дальнейшее развитие проекта европейской ракеты-носителя «Ариан» (Ariane). Также данный проект поможет Франции сохранить лидерство в ЕС в разработке ракет-носителей, так как французский CNES по решению ESA со времени запуска в 1979 г. проекта «Ариан» является его главным исполнителем.
Однако, несмотря на преимущества, которые даёт программа «Ариан» Франции и ЕС, она находится под угрозой. Её основной инвестор – ESA – сомневается в целесообразности продолжения проекта. Оно поставило разработчикам условия, по которым следующая версия носителя, «Ариан-6», должна быть примерно равна по стоимости американскому аналогу «Falcon 9» и дешевле, чем её российский аналог – «Союз». Это означает, что по сравнению с «Ариан-5», стоимость носителя должна снизиться примерно вдвое. Франция выступает за сохранение и дальнейшее развитие проекта. По данным французской стороны, экономическая отдача от инвестиций в «Ариан» оказалась в 2,2 раза выше, чем в среднем по проектам ESA.
Франция располагает мощным конкурентным преимуществом, которое она намерена задействовать в борьбе за сохранение ведущих позиций в Евросоюзе в разработке ракет-носителей. Для независимого запуска космических аппаратов необходимы не только свои носители, но и собственный космодром, а Франция предоставляет ЕС Гвианский космический центр (CSG) на базе космодрома Куру (Французская Гвиана). Близость Куру к экватору позволяет производить запуски с меньшими затратами топлива и по большому числу различных траекторий. Поэтому данный космодром становится стратегическим ресурсом для освоения космоса. В перспективе при содействии ESA, уже финансирующего более половины стоимости обслуживания космодрома, Франция планирует превратить пусковую площадку в масштабный космический центр для коммерческих запусков спутников разного профиля. По мнению французов, комплементарность проектов «Ариан» и Гвианского космического центра является дополнительным аргументом в пользу их сохранения и развития. О значении, которое французские власти придают этим проектам, говорит сумма, выделенная на их финансирование. В 2016 г. на разработку «Ариан-6», поддержание коммерческой привлекательности «Ариан-5» и развитие Гвианского космического центра во Франции направлено 512,8 млн. евро (35,6% бюджета французской космической программы). Однако эти проекты в значительной степени реализуются при содействии или под руководством ESA, на расходы которой приходится значительная часть этой суммы (378,3 млн. евро).
Ключевая роль в разработке европейских ракет-носителей и удобный космодром в экваториальной зоне позволяют Франции претендовать на лидерство в ЕС в области космических исследований и освоения космоса. Но Франция не может самостоятельно финансировать эти проекты в полном объёме и в этом отношении зависит от ESA, в котором доминируют страны Евросоюза. Поэтому дальнейшую судьбу французской космической программы определит воля европейских чиновников, среди которых сильны позиции конкурентов – Великобритании и Германии. В этом контексте заявленный выход Великобритании из ЕС едва ли окажет существенное влияние на ситуацию, поскольку ESA формально не является организацией ЕС и допускает полноправное членство стран, не входящих в него. Решение по вопросу продолжения программы «Ариан» станет итогом борьбы интересов ведущих стран Западной Европы.
Примечания:
1 OpenSpace, l'ouverture comme réponse aux défis de la filière spatiale. 2016 URL: https://cnes.fr/sites/default/files/drupal/201607/default/rapportfioraso2016.pdf
Нет комментариев