27-28 ноября 2020 г. в Москве состоялась Ежегодная конференция Российской ассоциации политической науки (РАПН) «Политическое представительство и публичная власть: трансформации и перспективы». Конференция проходила в онлайн-формате на платформе Московского педагогического государственного университета и собрала более 500 участников – представителей российских университетских и академических научных центров, а также зарубежных ученых. В центре внимания была проблематика представительства и публичной власти в условиях их трансформации, новые подходы к анализу публичной политики и управления. Политологический форум прошел в юбилейный для РАПН год: общественной организации, объединяющей российских политологов, исполнилось 65 лет.
В конференции приняли участие сотрудники ИМЭМО РАН И.С. Семененко, И.В. Данилин, С.П. Артеев, Н.В. Кардава, М.И. Сигачев, Н.И. Шапиро.
И.С. Семененко выступила модератором и сделала доклад на заседании Исследовательского комитета РАПН по политической идентичности. В докладе была отмечена потребность в дальнейшей разработке понятийного аппарата, связанного с изучением политических изменений и оценкой потенциала идентичности как нематериального ресурса общественного развития. В частности, таких категорий, как политика идентичности и политика развития, разделенные общества, «новый» национализм, новые политические пространства. Были выделены приоритетные для современной политической науки направления в изучении политики идентичности. В этом ряду – изучение субъектов политики идентичности и новых механизмов ее проведения в жизнь, путей позитивного сочетания разных политически значимых идентичностей в реализации приоритетов политики развития на национальном, региональном и локальном уровнях. Были описаны контуры и перспективная повестка дня «этического поворота» в социальных науках, особенно актуального в условиях растущего в связи с эпидемическим кризисом социального отчуждения и долгосрочных последствий широкомасштабного внедрения цифровых технологий, отмечена роль профессиональных экспертных сообществ в продвижении дискуссии вокруг целей и нравственных императивов современного развития.
С.П. Артеев посвятил свой доклад рассмотрению категории «новых политических пространств» и роли этнической идентичности в структурировании таких пространств. В докладе было отмечено, что соединение дискурсов этнической идентичности и новых политических пространств позволяет выделить в этой категории понятие «этномиров». Под ними понимаются транснациональные сообщества, формируемые по принципу этнокультурной общности и претендующие на международную политическую субъектность. Характерными примерами являются тюркский мир или финно-угорский мир.
М.И. Сигачев выступил на тематическом заседании, посвященном политическим партиям и политическому представительству. В выступлении была проанализирована панъевропейская (континентальная) разновидность нового правого национализма. Наиболее яркий пример этого политического феномена – появившееся в начале XXI века идентаристское движение в Европе. У этого явления французские идейные истоки, в частности, французское движение «новых правых», рожденное в конце 1960-х гг. в качестве реакции на «красный май» 1968 г. Сегодня идентаристское движение пустило корни и в германоязычных странах, например, в Австрии. В программных документах движения критике подвергаются не только мейнстримные системные партии, что характерно и для других правых национал-популистов, но также и национализм, равно как и институт национального государства. Вместе с тем в партийно-парламентском спектре Европы идентаристы никак не представлены.
Н.В. Кардава в рамках заседания Исследовательского комитета по геополитике и безопасности рассмотрел опыт Германии в обеспечении кибербезопасности. В выступлении было отмечено, что в этой стране создана сеть государственных ведомств и компаний, которые занимаются вопросами обеспечения кибербезопасности и регулирования киберпространства. Подход к политике обеспечения кибербезопасности носит комплексный характер и включает активное участие спецслужб – ФРГ так же, как США и Великобритания, комбинирует кибероперации с радиоэлектронной разведкой. В качестве приоритетных направлений политики в сфере киберпространства власти ФРГ выделяют обеспечение безопасной и автономной работы в цифровом пространстве и совместных потребностей кибернетической безопасности государства и экономики, создание мощной и устойчивой общегосударственной архитектуры кибербезопасности, активное позиционирование Германии в европейской и международной политике кибербезопасности. Было также отмечено, что взаимодействие между ФРГ и РФ в области обеспечения кибербезопасности носит фрагментарный характер из-за взаимного недоверия и ввиду политики наднациональных органов ЕС, которая не способствует кооперации стран ЕС в этой области с другими государствами.
Н.И. Шапиро представила доклад, посвященный деградации системы контроля над вооружениями в контексте отношений между Россией и Западом. Было отмечено, что данный тренд обозначился в политике американских администраций задолго до прихода Д. Трампа к власти, и рассмотрены шаги последней администрации, отражающие стремление освободиться от международных обязательств на ключевых направлениях, связанных с контролем над вооружениями. Деградация системы контроля стимулирует стороны к поиску новых механизмов обеспечения военно-политической сдержанности, однако кризис доверия и накопленные противоречия, отягощенные новыми взаимными подозрениями и обвинениями, служат существенным препятствием для реанимирования диалога по вопросам правового оформления ограничения или сокращения вооружений.
Специальное заседание конференции было посвящено прогнозированию в международных отношениях в эпоху турбулентности. И.В. Данилин представил доклад, посвященный анализу американской политики технологических ограничений против КНР (2018-2020 гг.). Существующие концепции санкционной политики и торговых войн не объясняют в полной мере новой ситуации в отношениях держав. Налицо сочетание двух феноменов. Во-первых, секьюритизации – известной как на примере различных военных и «двойных» технологий (ср. феномен COCOM в период холодной войны, космических технологий в постбиполярный период), так и стратегических ресурсов (от нефти до редкоземельных металлов). Объектом секьюритизации в данном случае выступают как сами цифровые технологии, так и первичные данные – ключевой ресурс развития в условиях нового этапа цифровой революции. Во-вторых, речь идет о новом проявлении т.н. нео-технонационализма — на этот раз в его внешнеориентированной версии, предполагающей глобальную проекцию национальных технологических компаний, платформ и технологий как фактор усиления национальной мощи. Эта новая ситуация ставит ряд вопросов о будущем и, прежде всего, о выборе США и КНР стратегии реализации лидерства. Здесь фиксируются два экстремума: техноэкономические «режимы» (взаимосвязанные с торгово-экономическими альянсами/партнерствами) против комбинации «экспорта» стандартов и норм в сочетании с двусторонними договоренностями с партнерами.
Нет комментариев