По результатам конференции будет подготовлена брошюра, которая выйдет на русском и английском языках и будет представлена на сайте ИМЭМО РАН.
Во вступительном слове директор ИМЭМО РАН, академик А.А. Дынкин напомнил об основных этапах и достижениях проекта. Он обратил внимание, что сейчас Россию и США разделяют заметные разногласия по вопросам ядерного разоружения. Однако, одной из точек соприкосновения интересов двух держав является необходимость расширения круга государств-участников процесса ядерного разоружения. После 20 лет глубоких сокращений ядерных вооружений России и США-пришла пора поставить вопрос и об участии в этом процессе третьих ядерных государствах. Именно эта предпосылка лежит в основе проекта ИМЭМО-NTI текущего года.
В выступлениях на конференции прозвучала позиция, что Пакистан является соперником Индии в ядерной сфере. Потенциальному ядерному конфликту Индии с Пакистаном могут способствовать факторы разного рода, в том числе, такие как обострение территориальных претензий, ухудшение экономической ситуации,принятие узкогрупповых решений (в условиях концентрации власти в руках небольшой группы лиц), эскалация конфликта в случае ядерного терроризма, нарастание религиозных противоречий.
Было обращено внимание на то, что после 1998 г. из Пакистана исходили заявления о возможности применения ядерного оружия первым. Было отмечено,что у Карачи отсутствует официальная ядерная доктрина и ее заменяют оперативные планы применения ЯО. В Индии существует мнение, что Пакистан способен применить ЯО, если Индия переступит некую «красную линию». Под этим понятием в Карачи подразумевают совершение Индией ряда действий угрожающих национальной безопасности Пакистана (политически, военных, экономических).
Со своей стороны Индия декларировала обязательство не применять ядерное оружие первой. После распада СССР Дели взял курс на сотрудничество и с РФ и с США одновременно.
Существующие на современном этапе противоречия между Индией и Пакистаном велики и перспектив снижения их уровня пока не предвидится. Фактически, началась гонка вооружений между Индией и Пакистаном, в том числеи в ядерной области. Дополнительным «элементом» этой гонки, подлежащим учету для Дели, является «фактор Китая».
Индия не исключает возможные перспективные шаги, направленные на понижение уровня военного противостояния с Пакистаноми снижение уровня угрозы друг для друга. Действенными мерами могут быть создание демилитаризованных зон, а также запрет на ядерные испытания. Возможно также рассмотреть перспективу применения элементов опыта переговоров СССР/РФ–США по сокращению и ограничению ЯО в переговорном процессе Индии с Пакистаном.
Несмотря на обладание Индией и Пакистаном ядерным оружием, эти государства не считаются «юридически признанными» ядерными державами. По мнению некоторых выступающих такая ситуация выглядит абсурдной, но требует осторожного и взвешенного подхода.
Для Индии «ядерный статус» - это символ фактической принадлежности к державам не только с региональными, но и с глобальными интересами и соответствующими позициями. Для Пакистана такой статус в международном контексте ассоциируется с лидерством и авторитетом в исламском мире, поскольку он является единственным мусульманским государством, обладающим ракетно-ядерным оружием.
Направленность внешнеполитического и военного планирования Индии на протяжении последнего десятилетия показывает, что«китайский фактор» всегда оказывал на Дели значительное воздействие, предопределив, по авторитетным источникам, решение индийского руководства переступить «ядерный порог». Принцип «максимальной убедительности минимального сдерживания», провозглашенный Дели, в отношении Пакистана сводится к способности Индии нанести ущерб в результате ответного ядерного удара.
Ситуация с «ядерным статусом» Индии и Пакистана на сегодня вызывает серьезную озабоченность. Однако набирающие силы тенденции двустороннего и многостороннего порядка в треугольнике Индия-Китай-Пакистан, участие этих стран в более широком взаимодействии мирового уровня способны оказать заметное позитивное воздействие на состояние безопасности региона.
Было обращено внимание на объективные сложности как нынешнего переговорного процесса по сокращению и ограничению ядерных вооружений, таки, особенно, перспективного – включающего новые страны. Дополнительным препятствием здесь служит то, что т.н. «девятка» ядерных государств не всегда имеет должный уровень межгосударственных отношений, позволяющий вступать в переговоры такого рода. В то же время, ситуация с Индией и Пакистаном в значительной степени уникальна: между ними имеются отношения ядерного сдерживания, есть и сопоставимый ядерный потенциал, что создает объективные предпосылки для переговорного процесса. В качестве концептуального подхода, за основу может быть взята схема Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), заключенного между СССР и США.
Выступавшими был предложен комплекс возможных мер по повышению ядерной безопасности в Южной Азии. Было отмечено, что наибольшее внимание должно уделяться предотвращению конфликтов между Индией и Пакистаном и,тем более, возможности применения ядерного оружия. Мировому сообществу необходимо способствовать выработке и конкретизации подходов по построению системы безопасности в Южной Азии. В последовавшей за основными докладами дискуссии был обсужден широкий круг вопросов обеспечения безопасности в Южной Азии, мер доверия, сокращения и ограничения ядерных вооружений, нераспространения ОМУ.
В выступлениях и дискуссии приняли участие: руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, академик РАН А.Г. Арбатов; старшийнаучный сотрудник сектора Азии Российского института стратегических исследований Б.М. Волхонский; главный научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, генерал-майор (в отставке) В.З. Дворкин; ведущий научный сотрудник Института США и Канады РАН, генерал-полковник (в отставке) В.И. Есин; первый советник Посольства Польши в Российской Федерации Роман Ковальчук; заместитель начальника отдела оборонной политики Российского института стратегических исследований Е.В. Новиков; доцент кафедры политологии и социологии Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова А.Н. Перенджиев; ведущийнаучный сотрудник Центра по изучению проблем контроля над вооружениями, энергетики и экологии В.И. Рыбаченков; заведующий сектором Центра научных исследований Комитета ученых за глобальную безопасность Л.Ф. Рябихин; ведущий научный сотрудник ИВ РАН В.И. Сажин; старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН П.В. Топычканов; член дирекции ИМЭМО РАН генерал армии (в отставке), чрезвычайный иполномочный посол В.И. Трубников; главный научный сотрудник Центра военно-воздушных исследований (Нью-Дели, Индия) чрезвычайный и полномочный посолШил Кант Шарма.
Нет комментариев