К вопросу о возможности договорного выхода Великобритании из ЕС

883

© 21.10.2019, Андреева Т.Н.

Brexit by Christoph Scholz // https://www.flickr.com/photos/140988606@N08/

Новый договор о выходе Великобритании из Евросоюза (Brexit) получил одобрение на очередном саммите Европейского Союза 17-18 октября 2019 г. Текст соглашения, разработанного кабинетом британского премьера Б. Джонсона, в основном вобрал в себя положения первоначального проекта договора кабинета Т.  Мэй, трижды отклоненного Палатой общин британского парламента. В новом договоре сохранилось положение о выплате Британией отступных Евросоюзу в размере 39 млрд фунтов стерлингов. Королевство распространяло на себя действие законодательства Евросоюза весь переходный период до конца 2020 г. (а возможно и дольше). Гарантировалось соблюдение прав граждан ЕС в Великобритании и британцев в странах ЕС.

Главным изменением в договоре стал новый подход к решению проблемы сохранения открытой границы между Северной Ирландией и Республикой Ирландия после Brexit. Ранее именно этот пункт договора явился основной причиной провала договора кабинета Т. Мэй в британском парламенте и ее отставки.

В новой редакции договора это положение претерпело серьезные изменения. Теперь, оставаясь в Едином европейском рынке, Северная Ирландия являлась бы частью таможенной территории королевства. Великобритания выходила  целиком (вместе с Северной Ирландией) из таможенного союза с ЕС и могла бы заключать торговые соглашения со всеми странами в мире. Таможенная граница между Ирландией и Северной Ирландией проходила по Ирландскому морю между Великобританией и островом Ирландия с таможенными пунктами в портах Северной Ирландии. Таможенными сборами облагались  только товары, идущие в Республику Ирландия.

Вместе с тем в новом договоре Северная Ирландия выступала в роли «входа» в таможенную зону ЕС. Британия могла накладывать тарифы на ввозимую сюда продукцию, если таковая не поступала дальше на территорию Ирландии (и ЕС). Планировалось создание Совместной комиссии Британия-ЕС, которая определяла список товаров, отправляющихся на Единый рынок и облагаемых НДС ЕС. При этом за сбор НДС для Союза отвечало королевство. Ожидалось, что Северная Ирландия продолжит следовать правилам ЕС в вопросах стандартизации продукции и соблюдения санитарных норм на сельскохозяйственную продукцию.

По новому договору Ассамблея Северной Ирландии получает право через четыре года после Brexit отказаться (проголосовав простым большинством голосов) от вводимых договором торговых условий. Если результат такого голосования окажется положительным, то Великобритания и ЕС должны договориться в течение двух лет о шагах по защите мирного процесса и о предотвращении появления жесткой границы на острове.

Одобрение Евросоюзом нового договора о выходе, казалось, решало проблему бездоговорного выхода страны из ЕС и делало ненужным выполнение «закона Бенна» от 4 сентября сего года.  Акт предписывал британскому премьеру просить у ЕС отсрочки Brexit в случае отсутствия согласованного сторонами текста нового договора  на момент проведения саммита ЕС 17-18 октября.  Однако большинство депутатов Палаты общин неоднозначно относятся к идее Brexit и к положениям договора. Поэтому одобрение этого документа британским парламентом на дату окончания действия 50 статьи Лиссабонского соглашения – 31 октября этого года – представляется сложной задачей.

В данный момент в Палате общин британского парламента правительству не хватает 58 голосов для получения рабочего большинства, необходимого для одобрения правительственных законопроектов.

Лейбористская партия, Партия либеральных демократов, Шотландская национальная партия высказались против договора Б. Джонсона. Хотя в данный момент партии разобщены, они выступают за проведение второго референдума по Brexit, а Либеральные демократы хотят полной отмены выхода.

Считая, что этот договор не позволит Британии принимать собственные законы и открывает путь для последующих уступок Евросоюзу, лидер Партии Brexit Найджел Фарадж призвал парламентариев отклонить законопроект Б. Джонсона. Демократическая юнионистская партия Северной Ирландии (ДЮП) также не поддерживает новое соглашение.  По мнению партии, сильное влияние ЕС  в случаях наложения тарифов и применения новых таможенных правил в Северной Ирландии после Brexit сохранится, а голосование в Ассамблее простым большинством нарушит Белфастское соглашение 1998 г1. Отказ ДЮП поддержать законопроект Б. Джонсона лишит правительство голосов многих колеблющихся депутатов парламента (в том числе и от консервативной партии). Однако ряд британских аналитиков полагают, что Б. Джонсону обеспечено как минимум 286 голосов парламентариев (голосовавших третий раз за договор Т. Мэй), поддержка большей части членов «Европейской исследовательской группы» (80 человек), 17 из 21 депутата, выгнанных Б. Джонсоном из парламентской фракции консервативной партии в сентябре, и 50 депутатов от лейбористской партии2.

Голосование в Палате общин 19 октября в поддержку поправки Оливера Летвина (322 голоса против 306) показало решительный настрой парламентариев помешать выходу страны из ЕС 31 октября. Поправка, направленная на получение согласия ЕС на пролонгацию действия 50 статьи Лиссабонского договора после 31 октября в целях принятия законов, препятствующих беспорядочному выходу, сделала голосование по законопроекту правительства в этот день невозможным. Теперь правительству предстоит внести соответствующие законопроекты в парламент и противостоять попыткам оппозиции вынести договор о выходе на второй общегосударственный референдум вместе с вопросом о полной отмене Brexit. В такой ситуации автор сомневается, что законопроект Б. Джонсона получит одобрение парламента в ближайшие дни до официальной даты выхода страны из ЕС 31 октября.

После принятия поправки Летвина 19 октября Б. Джонсон был вынужден направить ЕС два письма. Первое было отправлено без его подписи и является копией просьбы о продлении Brexit, зафиксированной в «законе Бенна». Второе – послание самого премьера, в котором он разъяснял ЕС пагубность продления Brexit для британской экономики и экономики Евросоюза.

В сложившейся ситуации судьбу Brexit опять решает Евросоюз. Как представляется автору, в условиях торгово-экономической войны между США и ЕС и существования у Союза массы разнообразных накопившихся трудноразрешимых проблем, например, иммиграционная проблема, проблема возвращения жен и детей боевиков Исламского государства (запрещенной в РФ террористической организации), проблема потепления климата и т.д., Евросоюз предпочтет отказать британским парламентариям. Второй вариант Договора о «разводе» принят 27 странами ЕС. Он дает Союзу возможность избежать калечащего его экономику бездоговорного выхода Британии и сконцентрировать усилия на решении неотложных проблем. ЕС получит желанные отступные за «развод», при этом Британии будет сложно шантажировать организацию при заключении торгового соглашения.

Примечания:

1 Davies G. DUP statement in full: Why we can’t support Boris’ new Brexit deal. The Daily Telegraph, 17 October 2019.

2 Scott P. Brexit vote: Will Boris Johnson’s deal pass through Parliament? We crunch the numbers. The Daily Telegraph, 17 October 2019.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати