
President Trump Signs a National Emergency Declaration by The White House // www.flickr.com/photos/whitehouse
© Журавлева В.Ю., 19.03.2020
В пятницу 13 марта президент США Д. Трамп объявил в стране чрезвычайное положение в связи с распространением вирусной инфекции COVID-19. Последний раз Трамп объявлял чрезвычайное положение год назад – 15 февраля 2019 года, чтобы под предлогом кризиса на сухопутной границе с Мексикой перенаправить нужные ему средства на строительство стены1. Тогда это вызвало большое возмущение со стороны конгрессменов-демократов, которые единогласно сочли этот шаг нарушением баланса властей и превышением полномочий со стороны Трампа. В этот раз, однако, сами же демократы требовали от президента активных действий, а либеральная пресса успела обвинить своего «любимца» в халатности и поведении, недостойном главы ведущей державы. В конце концов, Трамп проявил «всю серьезность». В этот раз он объявил чрезвычайное положение в соответствии с Законом Стэффорда 1988 г. о чрезвычайной помощи при бедствиях (Stafford Act), который предоставляет исполнительной власти дополнительные полномочия для оказания помощи властям штатов в условиях бедствий различного характера.
Чрезвычайное положение позволяет президенту США более гибко реагировать на стремительно распространяющуюся по стране пандемию: принимать исполнительные указы для разрешения конкретных ситуаций и высвобождать необходимые средства на те или иные нужды, связанные с борьбой с эпидемией. В ожидании согласования в Конгрессе антикризисного законопроекта, Д. Трамп в соответствии с установленным режимом объявил о выделении более 40 млрд долл. властям штатов, которых он также призвал объявить чрезвычайное положение, на борьбу с вирусом и проведение необходимых санитарно-эпидемиологических мероприятий. Эти средства могут быть направлены на оснащение больниц необходимым оборудованием, на финансирование общественных медицинских центров, которые работают на федеральные средства, в частности, выделенные по статьям медикейр и медикейд, предоставляя бесплатную медицинскую помощь малоимущим гражданам. Именно в таких центрах американцы могут сдать бесплатно кровь на коронавирус. Объявляя чрезвычайное положение, Д. Трамп заявил, что число мобильных точек, где можно сделать тест, будет постоянно увеличиваться. Мобильные точки, кстати, в прямом смысле мобильные: американцы могут сделать тест, не выходя из своей машины. Колорадо стал первым штатом, который организовал в Денвере такой процесс сдачи анализа на коронавирус. Выделенные администрацией Д. Трампа деньги также могут использоваться властями штатов на выплаты по безработице и обеспечение питанием наиболее незащищенных слоев населения.
Вслед за объявлением президентом чрезвычайного положения, 18 марта Конгресс согласовал законопроект о поддержании экономики и граждан в условиях пандемии. Этот закон инициировал самое масштабное единовременное выделение бюджетных средств на борьбу с кризисом: 1 триллион долларов только на поддержку страны в условиях эпидемии. Для сравнения, средства на борьбу с экономическим кризисом 2008-2009 гг. выделялись последовательно: сначала 700 млрд долл. было выделено при уходящей администрации Дж. Буша-мл., а затем администрация Б. Обамы добилась выделения еще 800 млрд долл. Министерство финансов планирует выделить из согласованного триллиона долл. 300 млрд долл. на помощь малому бизнесу, 50 млрд – на поддержание авиакомпаний, и 150 млрд – туристическому сектору, включая гостиницы. Кроме того, начиная с 6 апреля, федеральное правительство начнет выплаты непосредственно гражданам – на это выделено 250 млрд долл. Предполагается, что из этих средств федеральное правительство оплатит заболевшим гражданам пособия по болезни, а тем, кто вынужден был уйти на неоплачиваемый карантин, компенсирует этот беззарплатный период.
Кроме того, указ о чрезвычайном положении реактивировал закон времен Корейской войны – «Закон об оборонном производстве 1950 г.», который обновлялся последний раз в 2009 г. в ответ на повышенную угрозу террористических атак. Закон предоставляет президенту расширенные полномочия в отношении промышленных предприятий, производящих оборудование и средства, необходимые для защиты от вируса и борьбы с ним. В частности, оборонные предприятия в соответствии с этим законом должны наладить массовое производство защитной одежды, перчаток и масок, а также медицинских приборов, таких как аппараты вентиляции легких.
Можно только гадать, как долго бы Д. Трамп тянул с антикризисными мерами и объявлением чрезвычайного положения в других условиях, но с большой вероятностью предвыборная кампания и необходимость президента работать на нее, ускорили этот шаг. Критика со стороны демократов – дело привычное для Д. Трампа, но обвинения в бездействии для переизбирающегося президента могут быть фатальными.
Предвыборная гонка неизбежно политизировала COVID-19, сделав его фактором политической борьбы. В свою очередь, пандемия полностью изменила условия избирательной кампании 2020 и характер ее протекания. Избрание президента в условиях масштабной, имеющей глобальный характер, эпидемии, в которой могут умереть миллионы американцев – это не выборы в условиях надвигающегося экономического кризиса, когда страна избрала первого афроамериканского президента. Ставки для кандидатов гораздо более высокие, на кону жизни граждан, и тем более они высоки для переизбирающегося президента, который в отличие от его демократических конкурентов, будучи лицом, наделенным властью и ответственностью, рискует по ходу кампании получить счет в несколько тысячей (в лучшем случае) этих жизней.
Неожиданно самый важный тест своего президентства Д. Трамп вынужден проходить в разгар избирательной кампании. Дж. Буш-мл. переизбирался через три года после трагедии 11 сентября 2001 г., когда с одной стороны весь ужас трагедии уже был позади, и первая растерянность президента успела отойти на второй план, а с другой стороны, уровень массового шока был достаточно высок, чтобы не менять главнокомандующего по ходу войны. Д. Трамп, в отличие от Дж. Буша-мл., может легко оказаться или спасителем нации, или главным козлом отпущения, и зависеть это будет не только от него и его непосредственной реакции на развитие событий.
Эпидемия полностью изменила избирательную кампанию 2020, не только сменив фокус дебатов, но и изменив настроения, как граждан, так и самих кандидатов. Неожиданно информационное пространство и время, которое всецело принадлежало только предвыборным баталиям, конкуренции кандидатов, обоюдным обвинениям, сравнениям предвыборных платформ, было захвачено вирусом в буквальном смысле этого слова. Эпидемия стала основным содержанием всех информационных ресурсов от телевидения до социальных сетей. Граждане больше не обсуждают за кого голосовать, они обсуждают, где купить продукты, как избежать заражения, как пережить карантин. Электорат стоит в очереди не на голосование, а на сдачу крови на вирус. Кандидаты отменяют свои массовые выступления и обращаются к своим избирателям в видео конференциях, не с критикой своих конкурентов, а с призывом ответственно подойти к своему здоровью и не ходить на избирательные участки, если они плохо себя чувствуют или просто не уверены в своей защищенности.
Общее правило, которое ввел Д. Трамп, об отмене мероприятий, в которых участвуют больше 10 человек, распространилось и на мир политики. Сенаторов призывают участвовать в важных голосованиях по очереди, не собираясь в зале вместе единовременно. Рассматриваются предложения о переходе на дистанционное обсуждение законопроектов и даже о полном карантине федеральной власти.
Параллельно власти штатов по очереди переносят первичные выборы на более поздний срок. Впервые чрезвычайные обстоятельства заставили американские власти отойти от традиции и запланированного расписания. Ни праймериз, ни тем более сами выборы ни разу не переносились в истории США. В 1864 г. Линкольн отказался перенести выборы президента, которые в итоге проходили в самый разгар гражданской войны. В 1918 г. праймериз прошли во всех штатах, несмотря на глобальную эпидемию испанского гриппа.
Отдельные штаты начали объявлять чрезвычайное положения на своей территории еще до того, как Трамп объявил чрезвычайное положение на федеральном уровне. Теоретически это дает им право не только закрывать бары и рестораны, но и отменять любые законы, правила и регулятивные нормы. Этим и воспользовался губернатор штата Огайо, отменив праймериз за два дня до их проведения. Огайо стал не первым штатом, отложившим выборы, первыми такое решение приняли в штатах Юта и Вайоминг, за ними последовали Луизина и Джорджия. Губернатор Огайо перенес праймериз аж на 2 июня, несмотря на попытки окружного суда оспорить это решение. За Огайо последовали еще несколько штатов: Кентукки, Алабама, Миссури. Очевидно, что это не окончательный список: по мере распространения эпидемии, все больше и больше штатов будут следовать примеру друг друга.
Таким образом, избирательный график сдвигается. Однако по текущей версии правил проведения выборов 2020 г., принятой Национальным комитетом Демократической партии, все штаты должны выбрать своих делегатов до 20 июня, а первичные выборы вообще должны закончиться до 9 июня. Национальный конвент Демократической партии назначен на 13 июля. Учитывая многоступенчатость избирательного процесса, штатам, отложившим выборы на июнь, придется очень сильно поторопиться со всеми этапами праймериз, чтобы успеть выбрать своих делегатов на Конвент. Нельзя исключить и того, что комитету Демократической партии придется пересмотреть общий график избирательной кампании.
Пока 17 марта фактически завершился самый интенсивный этап первичной гонки. В отличие от Огайо три других штата – Флорида, Иллинойс и Аризона провели запланированные праймериз, которые окончательно закрепили лидирующие позиции Дж. Байдена: 1203 делегата у него уже есть, у Сандерса – 902. Учитывая, что все самые крупные штаты с большим числом делегатов уже провели свои голосования, изменить этот расклад для Сандерса практически невозможно. По всей видимости, неопределившиеся с выбором избиратели сделали свой выбор – они голосуют за того, кто имеет больше шансов победить Д. Трампа. Несмотря на то, что более 50% демократического электората поддерживают революционные идеи Б. Сандерса, в его способность победить на федеральном уровне они не верят и выбирают меньшее из двух зол. Сам Б. Сандерс, не отказываясь от продолжения гонки, уже говорит о необходимости демократической коалиции ради победы над действующим президентом, даже если во главе этой коалиции будет стоять его конкурент. Вынужденная пауза в первичном голосовании еще больше усиливает психологическое ощущение фактической завершенности демократической гонки за номинацию.
Неизбежно возникает вопрос: а может ли COVID-19 радикально изменить избирательную кампанию 2020, заставив федеральные власти отменить второй этап выборов? Теоретически это возможно, если Конгресс проголосует за перенос выборов. Сам действующий президент повлиять на такое решение Конгресса не может, тем более, учитывая, что его партия контролирует только Сенат. А заставить демократов отменить выборы, которые они рассматривают, как возможность избавиться от президента, разрушающего их страну, может только совершенно неконтролируемое развитие текущей эпидемии. Помимо этого, сложности с переносом выборов связаны еще и с тем, что в соответствии с XX поправкой к Конституции, принятой в 1933 г., полномочия президента заканчиваются 20 января того года, когда заканчивается его срок, и к этому времени должен быть избран новый президент. Это означает, что даже, если Конгресс решит отложить выборы, нового президента все равно нужно избрать до 20 января, в противном случае придется менять Конституцию, что в США сделать не так просто, а по времени это может быть еще дольше, чем выбрать президента.
Примечания:
1 В.Журавлева. Чрезвычайное положение по-американски. https://www.imemo.ru/index.php?page_id=502&id=4808
Нет комментариев