16–18 декабря в Москве состоялся IX Всероссийский конгресс политологов «Россия и политический порядок в меняющемся мире: ценности, институты, перспективы». Конгресс прошел в смешанном формате и с широким международным участием на площадках МГИМО (У) МИД РФ и Финансового университета при Правительстве РФ. Состоялись три пленарных заседания. С докладами на пленарных сессиях выступили академик РАН А.Г. Арбатов, академик РАН Н.И. Иванова, к.и.н. А.В. Рябов.
На площадках исследовательских комитетов (ИК) и тематических секций, в рамках круглых столов и специальных заседаний выступили сотрудники ИМЭМО РАН академик В.Г. Барановский, чл.-к. РАН И.С. Семененко, д.полит.н. И.Л.Прохоренко, д.полит.н. М.В. Стрежнева, д.полит.н. А.И. Никитин, к.х.н. В.В. Лапкин, к.и.н. А.В. Короткова, к.полит.н. Е.М. Харитонова, к.полит.н. М.И. Сигачев, к.полит.н. С.П. Артеев, к.и.н. А.В. Загорский, к.и.н. С.К. Ознобищев, к.тех.н. К.В. Богданов, н.с. Д.В. Стефанович, м.н.с. Е.И. Матюхова, м.н.с. Т.И. Хайнацкая, м.н.с. Н.В. Кардава, м.н.с. Н.И. Шапиро.
На организованном на площадке Исследовательского комитета РАПН по политической идентичности специальном тематическом заседании «От разделенных обществ к солидарным обществам: потенциал политики идентичности» были предложены теоретико-методологические подходы к анализу феномена разделенных обществ и представлены результаты сравнительного анализа социальных и политических размежеваний на уровне стран и регионов мира, в том числе во Франции, Великобритании, Германии, в ряде российских регионов. Были также даны оценки возможностей и ограничений политики идентичности в их преодолении. Обсуждение этих проблем было продолжено на площадке ИК по политической идентичности, где в центре дискуссии были вопросы формирования гражданской идентичности в России и Армении (были представлены доклады коллег из Российско-Армянского (Славянского) университета д.полит.н. О.Л.Саркисяна и к.полит.н. Н.А. Думаналяна и коллег из РУДН, работающих про совместному исследовательскому проекту), теоретико-методологические проблемы оценки эффективности политики идентичности, роли доверия к власти как индикатора интегрированности общества (д.полит.н. З.А. Жаде и коллеги из Адыгейского университета), различные аспекты молодежной политики, политики идентичности на уровне локальных и национально-территориальных сообществ, а также роли политики идентичности в межгосударственных взаимодействиях.
В выступлении И.С. Семененко были проанализированы причины актуализации тематики разделенных обществ в современной политической науке. Размежевания вокруг доступа к жизненным благам и конфликты интересов, определяющие привычные социальные разделения и политические противостояния, все более явственно дополняются в публичном дискурсе их ценностным измерением. В центре противостояний оказываются смысложизненные ориентиры человека и их актуализация в групповых и индивидуальных идентичностях. Ценностные противостояния во многом определяют приоритеты политики развития. На характере происходящих политических изменений сказываются и кумулятивные эффекты углубления размежеваний в социально-политическом развитии и в структуре современного миропорядка, и разная природа размежеваний. Теоретические подходы к их анализу неодномерны, они включают не только территориальные, но и экстратеррриториальные сообщества, разделения по разным осевым линиям в реальной политике и в дискурсе о социальных трансформациях. В том числе – в отношении возможностей и ограничений в преодолении цифрового неравенства и социального отчуждения. «Культурные войны» в США и «войны памяти» в Европе свидетельствуют о деструктивном потенциале углубления ценностных разделений для «благополучных» западных обществ. В контексте политического анализа ключевое значение приобретает оценка ресурсного потенциала политики идентичности, возможности выстраивания диалога вокруг возможной повестки дня нового общественного договора о развитии. Особое внимание в докладе было обращено на предложенные в свое время Г.Г. Дилигенским подходы социально-политической психологии. Развивающий эти идеи идентитарный подход, рассматривающий в том числе институциональные возможности и ограничения репрезентации идентичности в пространстве публичной политики (в частности, ввиду «диктата» политкорректности), актуализирует вопрос о нравственных вызовах и ориентирах развития и о его этическом измерении.
В выступлении В.В. Лапкина подчеркивалось, что современная политическая наука изначально формировалась как ответ на вызовы сложного общества модерна, общества, принципиальной, сущностной характеристикой которого была его неоднородность. Его становление стало решающим импульсом к появлению современного государства – особой политической организации (особого институционального ансамбля), дополняющей, а затем и подменяющей традиционные институты социального контроля. За счет этого глобальное политическое развитие вышло на принципиально иной трек, резко расширяющихся возможностей и ограничения политико-институционального регулирования в сложносоставных обществах. Именно формирование идеалтипической модели национально-территориального государства и ее повсеместное распространение придало глобальный размах процессам модернизации. Ключевым элементом политической организации национально-территориальных сообществ стал институт политического представительства (позднее – представительной демократии), посредством которого осуществлялась институционализация латентных социальных расколов, их превращение в инструмент и ресурс консолидации национального государства и общества модерна. Но сегодня проявились новые вызовы, обусловленные тенденциями атомизации современной социальной среды, разгосударствления и денационализации государственности, расширяющимся конфликтом иерархической и сетевой парадигм структурной организации общения, экспансией экстратерриториальных сообществ. Сложное общество постепенно, но последовательно утрачивает прежде обязательную связь с определенными (атрибутирующими его) нацией (национальностью) и территорией. В континууме более универсальных, пространственно делокализованных и неотчетливо идентифицируемых экстратерриториальных сообществ привычные нам национальные и территориальные сообщества оказываются своего рода лишь вырожденными случаями. Изучение таких экстратерриториальных сообществ, характеризующих их размежеваний и практик их политизации становится сегодня актуальнейшей задачей политической науки, важнейшим направлением разработки ее теории и методологии.
И.Л. Прохоренко посвятила свое выступление роли института монархии в «разделенных обществах» в Европе. Вопросы о том, не являются ли немногие существующие европейские монархии институциональным анахронизмом, сохраняют ли они свои значение и роль в процессе принятия государственных решений, тем более – в системе многоуровневого управления в Европейском союзе с весомым наднациональным компонентом, в чем видят свое предназначение королевские дома Европы и как воспринимают их рядовые граждане, имеет ли перспективы сохранение монархии как института политической власти в европейских странах, не просто оказались в последние годы в центре общественных дискуссий в тех или иных конституционных (парламентских) монархиях Европы. Они стали ключевыми для политики идентичности в этих странах, а для некоторых, например для Испании, – еще и частью «войн памяти». Обсуждение этих вопросов не только политизировано и экономизировано, а порой и радикализировано. Частью дискуссий становится и споры о моральном статусе монарха и/или его наследников и ближайших родственников в контексте громких скандалов, связанных с именами членов королевской семьи. В условиях растущего культурного разнообразия, подъема регионального национализма и сепаратизма в развитых и благополучных странах Европы в институте монархии продолжают традиционно видеть символ традиций, единства политической и гражданской нации, устойчивости политической системы, преемственности политического курса. Сохраняя политическую нейтральность, оставаясь вне политики, точнее – над политикой, монарх как глава государства и главнокомандующий, фактически имеющий номинальную власть и представительские функции, тем не менее обладает значимыми возможностями в регулирования кризисных ситуаций в стране (что порой и происходит), его задача заключается в том, чтобы выступить посредником без вмешательства в пользу той или иной стороны, защищая общее благо. В этом смысле институт монархии обладает потенциалом сплочения общества, однако в разделенных обществах он становится объектом жесткой критики со стороны, прежде всего, сторонников республиканской формы правления и региональных националистов. Монархию часто стремятся представить неким маркером политической идентичности, знаком политических разногласий, часто по вопросу государственно-территориального устройства страны в децентрализованных унитарных государствах или квазифедерациях. От чего зависит способность монархии «соединять» разъединенные общества? Очевидно, имеют свое значение личность монарха, традиции династии, следование ею определенным правилам поведения, с одной стороны, а с другой, – открытость реалиям, вызовам и новым ценностям современного мира. Немаловажную роль играет политика идентичности, в том числе политика памяти, которые партии истеблишмента используют для формирования инклюзивной гражданской нации и в которых символическая роль монархии занимает одно из центральных мест, прежде всего в плане гаранта стабильности и укрепления демократических институтов. Но и сам монарх и его семья проводят собственную политику идентичности, используя различные инструменты, а порой и практики, которые некоторые могут оценить как популистские.
В выступлении М.И. Сигачёва были затронуты вопросы роли социально-политических размежеваний в политическом развитии Франции и рассмотрен феномен правого популизма сквозь призму тех разделений, которые существуют во французском обществе и определяют специфику его социально-политического развития. Были выделены следующие разделения: 1) по вопросу глобализации на сторонников «внешней» (глобальной, транснациональной) и внутренней (суверенной, национальной) ориентации 2) на сторонников мигрантов и противников поддержки миграции 3) вокруг популистской дихотомии народ – элиты; 4) по линии Север-Юг, с учетом проблем Окситании, Прованса, бретонского регионализма; 5) по вопросу отношения к европейской интеграции (на евроскептиков и еврооптимистов) 6) биополитические размежевания в связи с пандемией COVID-19. Было отмечено, что французский правый популизм, квинтэссенцией которого в последние десятилетия являлся лепенизм, выступает во многом как зеркало раскола на «две Франции». Французские евроскептики и национал-суверенисты представляют собой не столько антиевропейские силы, выступающие против Европы как таковой, сколько альтеревропейские, находящиеся в поиске европейской альтернативы неолиберальному глобализму, своего рода альтернативной модели европейской интеграции.
В выступлении Е.И. Матюховой поставлен вопрос о роли созданных по инициативе федерального правительства Германии специальных экспертных комиссий по вопросам регулирования миграции и интеграции мигрантов в принимающее общество. Значение таких экспертных групп, состоящих как из практиков, так и из теоретиков, велико, особенно в поликультурном немецком обществе, где необходимо постоянно совершенствовать интеграционные инструменты и практики. В ФРГ осознают ограниченность исключительно регулирования «сверху» для решения проблем в данной сфере. Именно поэтому и была инициирована работа экспертных пулов: оценки специалистов могут дать «ценный импульс» развитию и совершенствованию политики на различных уровнях, от федерального и земельного до регионального и муниципального. По мнению высшего политического руководства Германии, независимые экспертные комиссии могут не только представить объективный анализ текущей ситуации в тех или иных сферах, но и предложить альтернативы решения тех или иных проблем. Германия предпринимает весьма смелые шаги: правительство не только активно привлекает независимых экспертов, но и не боится размещать в открытом доступе весьма чувствительную информацию, публикуя экспертные итоговые выводы и оценки. В то же время, несмотря на особое внимание независимости комиссии от правительственных структур в проведении исследования, анализ ее состава свидетельствует о том, что в комиссию были назначены именно сторонники иммиграции.
В выступлении Е.М. Харитоновой были проанализированы новые тенденции, которые проявились в политических дискуссиях и в общественных настроениях в Великобритании в связи с принятым в 2016 г. решением о выходе страны из ЕС и в последующие несколько лет. Брекзит можно рассматривать и как отражение текущих процессов в британском обществе и в мире в целом, и как отправную точку, катализатор для новых дискуссий относительно глобальной роли и перспектив страны, национальной идентичности, самовосприятия жителей разных частей Британии, попыток формирования обновленной внешнеполитической идентичности. В докладе были рассмотрены новые нарративы, связанные с историческим наследием и опытом Британской империи, отношениями с англосферой и странами Содружества. Эти темы используются политическими лидерами, экспертным сообществом, СМИ и общественными деятелями в разных, зачастую противоположных контекстах: и как основа для поисков общей идентичности и сплочения жителей страны, и для усиления размежеваний и разногласий между ними. Были проанализированы отдельные инициативы британского правительства, направленные на преодоление таких размежеваний.
Выступление А.В. Коротковой было посвящено влиянию молодого поколения на мировую климатическую повестку. В процесс активизации экологической политики, наблюдаемый в последние годы буквально на всех уровнях – от всемирных организаций до властей отдельных государств и городов – существенный вклад внесли весьма «неожиданные» участники «зеленого» движения – подростки, не имеющие электоральных прав и формально - возможностей влиять на политические решения. Какие черты школьного климатического движения, инициированного в 2018 г. юной активисткой Г. Тунберг и оформившегося, в частности, в виде разветвленной сети «Пятницы ради будущего», помогли ему достичь столь заметных успехов? К числу его сильных сторон, помимо наличия харизматичного лидера, можно отнести успешное, свойственное именно юному поколению владение новейшими технологиями, а также ценностные установки современной молодежи. Детский экопротест, безусловно, пользуется сегодня поддержкой взрослого эколобби. Однако само внимание «полноценных» политических сил юные климат-поборники получили благодаря особенностям, присущим именно этому, «цифровому» поколению.
Доклад М.В. Стрежневой на заседании по тематическому направлению «Методология политической науки» был посвящен принципу методологического индивидуализма в трактовке Макса Вебера, который противоположен методологическому холизму и позволяет избежать редукционизма в том числе в международно-политическом анализе. На предмет соответствия методологическому индивидуализму по Веберу были рассмотрены такие методы качественного анализа дискурса, как нарративный метод, метод символического интеракционизма и метод дискурс-анализа по Мишелю Фуко генеалогического периода. Было установлено, что символический интеракционизм, довольно широко применяемый в международно-политических исследованиях в России и за рубежом, в отличие от двух других, не отвечает более строгим Веберовым требованиям нередукционного анализа, так как в его рамках индивидуальная интенциональность неубедительным образом приписывается коллективам, группам и государствам, что мешает операционализировать соответствующий подход.
В выступлении Т.И. Хайнацкой на заседании секции по направлению «Политическая теория и политическая философия» были затронуты некоторые аспекты проблемы формирования экологической идентичности. Обеспокоенность людей экологическими вызовами и их отношение к защите окружающей среды влияют на успех политики, направленной на сохранение биосферы, развитие «зеленых» технологий и ответственного потребления. Усиливающаяся озабоченность состоянием окружающей среды создает основу для создания гражданских объединений, которые преодолевают идеологические разногласия, что влияет на изменение политической повестки. Все больше внимания уделяется концептуализации и измерению отношения человека к природе и биосфере и их влиянию на политический процесс. Следовательно, надежное и обоснованное измерение отношений «Я – природа» или же «Я – окружающая среда» может дать представление о том, как социальные и психологические факторы влияют на политические приоритеты и решение экологических проблем. Формирование экологической идентичности способствует продвижению экологических приоритетов в международных организациях и их дальнейшему распространению в странах, где «зеленая» повестка не актуализирована. Экологическая идентичность дает импульс для дискуссии об альтернативном посткапиталистическом развитии, ненасение ущерба окружающей среде рассматривается как его ключевая системная характеристика.
В выступлении к.полит.н. С.П.Артеева на секции ИК по изучению мировой политики были поставлены вопросы о вакцинной дипломатии в период пандемии COVID-19. В докладе отмечалось, что, вопреки позитивным ожиданиям, вакцинная дипломатия, по сути, превратилась в разновидность торговой войны. При этом продвижение имеющихся антиковидных вакцин происходит разными путями, и Россия находится здесь в не самом благоприятном положении. Однако, помимо внешнесредовых осложняющих факторов, при организации экспортных поставок Спутника V не удается избежать и невынужденных просчетов, обусловленных стратегией и тактикой в сфере управления и PR.
В выступлении м.н.с. Н.В. Кардава на секции ИК по геополитике и безопасности были затронуты проблемы кибербезопасности в странах ЕС и в США в условиях распространения пандемии COVID-19. Количество серьезных кибератак, которым подвергся Евросоюз, в 2020 г. увеличилось на 72% по сравнению с 2019 г. В 2020 г. в странах ЕС было зафиксировано 949 крупных кибератак на структуры здравоохранения, транспорта, энергетики, промышленных, финансовых организации и др. По данным главы ENISA, европейские организации тратят на кибербезопасность на 40% меньше по сравнению с американскими. Одна из самых известных кибератак произошла 9 декабря 2020 года: американская Pfizer и немецкий партнер BioNTech заявили, что в результате кибератаки на серверы Европейского агентства лекарственных средств (EMA) хакеры получили незаконный доступ к технической документации на вакцину от коронавируса, которая была разработана данными фармацевтическими компаниями. В Германии и других странах Евросоюза постепенно меняется отношение к социальным сетям и вопросам обеспечения кибербезопасности, укрепляется стремление к регулированию киберпространства. Эта тенденция получила развитие именно в период распространения пандемии коронавируса и идет вразрез с распространенными до недавнего времени в Западной Европе представлениями о полной неприкосновенности интернет-пространства.
Нет комментариев