Итог иммиграционной политики администрации Барака Обамы

3317

© 27.06.2016, Никольская Г.К.

photo by www.flickr.com/photos/joelogon/

Состоявшееся на прошлой неделе голосование Верховного суда США сделало очевидным окончательный провал планов Барака Обамы по внесению изменений в иммиграционное законодательство страны. По итогам проходивших в течение последних месяцев слушаний Верховный суд должен был ответить на вопрос: превысил ли президент свои полномочия, издав в ноябре 2014 г. указ, предоставивший временный статус с правом работы нелегальным иммигрантам, имеющим детей-граждан или резидентов США. Действие этого указа было приостановлено в феврале 2015 г. решением федерального окружного суда Браунсвилла (Техас). При голосовании четверо судей Верховного суда высказались за то, что президент имеет право издавать подобные указы, четверо сказали “нет”i. Согласно правилу, при счете 4:4 в силе осталось решение нижестоящего суда, заблокировавшего указ.

Еще в период своей первой президентской кампании Обама пообещал сделать то, что не удалось его предшественнику Дж. Бушу – провести широкомасштабную иммиграционную реформу, под которой понималось принятие комплекса законодательных актов, регулирующих все аспекты въезда и пребывания иностранцев на территории США. Предполагалось, что таким образом можно будет решить целый ряд давно назревших вопросов. В числе важнейших – проблема нелегальных иммигрантов; дальнейшее усиление охраны границ; значительное увеличение в структуре разрешений на постоянное проживание доли трудовых виз; упрощение въездных процедур для высококвалифицированных специалистов; упрощение правил устройства на работу для иностранцев – выпускников американских вузов; нахождение оптимального соотношения между количеством разрешений на постоянное проживание и объемами программ временной занятости. Основная идея заключалась в сопряжении иммиграционной и экономической политики и повышении эффективности использования труда иностранцев.

Однако, хотя Обама постоянно называл проведение реформы в числе своих первоочередных задач, сделать этого не удалось. Разработанный двухпартийной “группой восьми” проект комплексной реформы был одобрен сенатом в июне 2013 г., но контролируемая республиканцами палата представителей принять данный законопроект отказалась. Камнем преткновения в очередной раз стал вопрос о нелегальных иммигрантах, которых сейчас в США насчитывается более 11 млн. человек.

Даже умеренные представители республиканской партии, не требующие немедленной депортации всех нелегалов независимо от возраста и наличия занятости, выступают категорически против предоставления этим людям права, которое имеют другие группы иммигрантов – права обратиться в установленный срок и в определенном порядке за получением американского гражданства. Республиканцы согласны предоставить тем, кто уже много лет живет и работает в стране и не имеет криминального прошлого, особый официальный статус, разрешающий проживание и занятость, но исключают возможность для этих людей даже когда-либо в будущем стать американскими гражданами. С этим категорически не согласны демократы, настаивающие на том, что после прохождения тщательной проверки, уплаты штрафов и налогов, нелегалы могут получить вначале особый временный статус (на срок до 10 лет), а затем претендовать на green card и гражданство. Именно это различие в позициях партий постоянно подчеркивает в своих предвыборных выступлениях Хиллари Клинтон.

Представители республиканской партии упрекают Обаму в том, что он хочет провести масштабную реформу, не обращая внимания на первоочередные, по их мнению, проблемы – защищенность границы и сокращение численности нелегальных иммигрантов в стране. С этими обвинениями трудно согласиться. Нынешняя администрация регулярно выделяет средства на модернизацию технического оснащения юго-западной границы и увеличение численности состава пограничных служб. Что касается “потворства” нелегалам, то достаточно сказать, что за время президентства Обамы было депортировано 2.5 млн. человек, что на 23% больше, чем при его предшественнике Дж. Буше, и больше, чем при любом другом президентеii. В то же время президент и его однопартийцы совершенно справедливо считают, что решить проблему нелегальной иммиграции лишь путем репрессивных методов невозможно. Даже если не учитывать того факта, что депортация одного нелегала обходится бюджету более чем в 10 тыс. долл., нельзя не признать, что нелегальные иммигранты – это отнюдь не однородная масса, и подавляющая их часть, вопреки заявлениям Дональда Трампа, вовсе не являются преступниками. Поэтому когда в результате промежуточных выборов 2014 г. республиканцы получили большинство в обеих палатах и одобрение закона о комплексной иммиграционной реформе стало практически невозможным, Барак Обама решил действовать в обход Конгресса путем принятия президентских указов.

Первым из таких указов (подписан в июне 2012 г.) была приостановлена депортация нелегальных иммигрантов, привезенных в страну в детском возрасте родителями, въехавшими незаконно или ставшими нелегалами после истечения срока визы. С начала 2000-х годов неоднократно предпринимались попытки принять закон, позволяющий этой группе молодежи получить разрешение на постоянное проживание. Закон несколько раз вносился в Конгресс, президент Обама неоднократно подчеркивал, что эти молодые люди, не совершившие никаких преступлений, закончившие американские школы и настроенные трудиться и приносить пользу нации, не должны жить без права легально работать и под постоянной угрозой выдворения из страны. В президентском указе 2012 г. подчеркивалось, что речь не идет о предоставлении постоянного статуса – разрешение дается сроком на два года, затем может быть продлено. Молодые люди получили право на легальную занятость, индивидуальный номер социального страхования, водительские права, но для них по-прежнему осталось невозможным участие в каких-либо социальных программах и получение медицинской страховки в рамках проводимой реформы здравоохранения. Этот указ успешно действует, благодаря чему легальный статус получили более миллиона человек, многие из которых по истечении двухлетнего срока уже воспользовались правом продления.

В ноябре 2014 г. был подписан еще один президентский указ, позволяющий получить временный статус нелегальным иммигрантам, имеющим детей-граждан или резидентов США. По разным оценкам, в результате действия указа статус могли бы получить от 3.6 до 5 млн. человек. Всего в домохозяйствах, где хотя бы один человек мог попасть под действие указа, проживают свыше 10 млн. человек, в том числе 4.3 млн. детей, 85% из которых – граждане СШАiii. Подавляющее большинство мужчин в этих домохозяйствах работают, но так как они трудятся нелегально, уровень их доходов крайне низок: в результате треть таких семей проживает за чертой бедности. Дети-граждане по закону могут участвовать во всех социальных программах, направленных на оказание помощи несовершеннолетним независимо от статуса их родителей. Однако часто родители предоставленные возможности не используют, так как или не знают о них, или просто боятся сообщать о себе государственным органам, опасаясь депортации. Все это самым отрицательным образом сказывается на здоровье, развитии и образовании детей, которые в недалеком будущем станут полноправными членами американского общества. На решение проблем этих семей и был направлен указ Барака Обамы. Однако попытка не удалась. Реакция контролируемого республиканцами Конгресса была весьма жесткой, президента обвинили в превышении полномочий, а 26 штатов обратились в суд с иском против федеральных властей, назвав указ антиконституционным. Федеральный окружной суд встал на сторону противников Барака Обамы и приостановил реализацию президентского указа. Министерство юстиции США обратилось в апелляционный суд, но апелляция была отклонена.

Таким образом, за восемь лет пребывания у власти Бараку Обаме не удалось внести никаких сколько-нибудь значимых изменений в иммиграционную политику. На сегодняшний день действуeт лишь один президентский указ, изданный в 2012 г., но и он, в случае победы на президентских выборах республиканского кандидата, может быть отменен одним росчерком пера.

Винить во всех неудачах Обаму вряд ли было бы справедливо. Иммиграционная политика оказалась заложницей межпартийной борьбы и постоянно наблюдаемого в последние годы “перетягивания каната” между президентом и Конгрессом. В ходе этого противостояния, как республиканцами, так и демократами блокируются многие разумные и своевременные инициативы другой стороны лишь для того, чтобы как можно более эффективно воздействовать на настроение электората. В результате важные проблемы остаются нерешенными.

Можно предположить, что в ближайшее время проведение комплексной реформы станет еще более сложной, если вообще выполнимой, задачей. Проблема иммиграции в ходе нынешней президентской кампании вышла на первый план – все без исключения кандидаты на президентскую номинацию сочли необходимым обозначить свою позицию в самых первых выступлениях. Но никакого обсуждения полного комплекса вопросов иммиграционной политики не происходит. Поднимаются наиболее эмоционально воспринимаемые обществом проблемы: нелегальная иммиграция, охрана границ. После массового расстрела в Орландо весьма обсуждаемой стала еще одна болезненная тема – опасность исламизации страны как следствие значительного притока иммигрантов. Данную тему сейчас очень удачно использует Дональд Трамп. Однако будущей администрации придется вновь обратиться к целому ряду экономических и социальных последствий иммиграции, к согласованию интересов отдельных групп и регионов. Это будет очень непростой задачей.

Примечания:

i Верховный суд США в настоящий момент состоит из восьми человек. Это связано со смертью одного из его членов, случившейся в феврале с. г. Предложенная на данную позицию Бараком Обамой кандидатура была отвергнута республиканским Конгрессом.

ii https://mic.com/articles/144846/this-2016-us-supreme-court-decision-could-change-immigration-policy-forever

iii http://www.migrationpolicy.org/research/deferred-action-unauthorized-immigrant-parents-analysis-dapas-potential-effects-families


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
17.05.2021

Состоялась презентация очередного (посвященного итогам 2020 года) выпуска ежегодника «Год планеты». В мероприятии приняли участие руководство Института и авторы ежегодника.

подробнее...

13.05.2021

Cостоялось заседание Аналитического клуба ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН на тему «Трансграничное углеродное регулирование ЕС: вызов для России?».

подробнее...

Вышли из печати