© 11.03.2016, Брагина Е.А.
Arvind Balaraman at FreeDigitalPhotos.net
Перед Индией стоит ныне задача осуществить модернизационный рывок, прежде всего путём становления современной инфраструктуры и индустриального сектора. В силу особенностей развития в предшествующие два десятилетия в стране сложилась высокоразвитая сфера услуг, но существенно сократилось промышленное производство. Повышение темпов роста и обновление этой отрасли стало основой экономической политики правительства Н. Моди. В её реализации важная роль отведена специальным экономическим зонам (СЭЗ). Они должны ускорить создание новых точек роста в экономике и занятости, привлечь иностранные инвестиции, расширить экспортное производство товаров и услуг.
Индия раньше других проявила интерес к созданию СЭЗ и первой в АТР ввела в строй такую зону в 1965 г. Общей характеристикой СЭЗ стало свободное географическое размещение по территории страны и относительно либеральный налоговый и торговый режимы. Это сделало их привлекательными для предпринимателей Индии, занимающей по условиям ведения бизнеса 130 место из 190 стран. Так, например, регистрация предприятия требует выполнения 12 процедур в разных правительственных ведомствах. В зависимости от направления основного типа деятельности в Индии классифицируются специальные, экспортные, промышленные особые зоны, но принципиальная основа остается схожей – освоение преимущественно инновационной продукции с целью экспорта. Предполагалось, что СЭЗ привлекут как местный предпринимательский капитал, так и иностранные инвестиции, повысят занятость в штатах, сделав экономическую структуру Индии более дифференцированной и гибкой. Эти задачи в полной мере сохраняют свою актуальность.
Общей чертой СЭЗ стала прямая зависимость от правительственной поддержки. Первым шагом для её получения было составление бизнес плана с подробным описанием типа производства (услуг), их объёма, источников финансирования и предполагаемого сбыта продукции не только на внутреннем, но особенно на мировом рынке. Со своей стороны правительство поддерживало интерес местного частного капитала к организации СЭЗ льготами, введенными для этой формы предпринимательства. Одной из самых важных льгот стало получение участка земли под строительство СЭЗ - 100 гектаров для многопрофильной зоны с обязательным контейнерным терминалом, в первую очередь для тех СЭЗ, чья продукция ориентирована на экспорт, и 10 гектаров при специализации на услугах. Предоставление земельных площадей существенно повышало интерес предпринимателей к новому типу бизнеса. Но в условиях острой нехватки свободных земельных площадей в Индии такая мера стала экономическим и политическим препятствием для организации СЭЗ.
Правительства штатов, опасаясь потерять голоса сельских избирателей, составляющих подавляющее большинство на местных выборах, не поддерживали строительство новых СЭЗ. Причиной стали начавшиеся протесты крестьян, которых власти вынуждали продавать свои земли под промышленное строительство по фиксированным ценам. В связи с массовыми демонстрациями на местах с 2012 по 2015 гг. были аннулированы разрешения на предоставление под СЭЗ свыше 15 000 гектаров земли. Рост числа СЭЗ тормозила также слабость инфраструктуры в районах, предназначенных для них, и высокая цена нового строительства. Отрицательно сказывалось и ограниченное финансирование со стороны правительства, нехватка кадров и опыта работы в такой форме предпринимательства. Примерно треть выданных разрешений на создание СЭЗ оставалась не реализованной. Размещение СЭЗ разного типа по штатам Индии отличается резкой неравномерностью, например, в Манипуре всего 1, в Нагаленде 2, в Махараштре 61, Карнатаке 59, Керале 32, Гуджарате 31. Очевидно, что большинство СЭЗ тяготеет к более развитым штатам с относительно налаженной инфраструктурой, особенно с выходом на морские пути.
Несмотря на все сложности, неизбежные при формировании нового производственного направления, особенно в ходе догоняющего развития, СЭЗ доказали свою жизнеспособность. Занятость и инвестиции в развитие всех типов СЭЗ выросли с 107,7 тыс. человек и 888 млн. долл. в 2008 г. до 1,5 млн. человек и 54 млрд. долл. в 2015 г. Показатели невелики по масштабам Индии, но надо учитывать, что создаваемые современные предприятия предъявляют ограниченный спрос на живой труд, используя в первую очередь капитало и наукоемкие технологии. Выросла доля СЭЗ в экспорте не только промышленной продукции, но и услуг, составив к 2012 г. 19,% по сравнению с 3% в 2008 г. Основу вывоза составляли высокотехнологичные товары таких отраслей как информационные технологии, биотехнологии, возобновляемые источники энергии, электроника, авиационное оборудование, а также продукция легкой промышленности, например, спортивная обувь. СЭЗ успешно освоили некоторые ниши в индийской фармацевтике, продукция которой пользуется спросом на зарубежном лекарственном рынке. Общее число СЭЗ неустойчиво, оно достигло в Индии 589 единиц в марте 2012 г., снизившись в конце декабря 2015 г. до 412. Следует заметить, что данные о числе СЭЗ часто изменяются и не совпадают в разных индийских источниках.
Финансовые возможности правительства Индии в 2015 г. улучшились в связи с падением мировых цен на нефть, импорт которой достигает 70% её внутреннего потребления. (Выгода Индии от экономии валюты на закупках подешевевшей нефти в 2014/15 фин. году составила 50 млрд. долл.). Неожиданно эффективной оказалась инициатива Н. Моди, объявленная в августе 2014 г., позволившая гражданам Индии открывать безденежные счета (zero balance) в национальных банках. Надо учесть, что по оценкам, половина населения Индии никогда ранее не пользовалась услугами официальной банковской системы, обращаясь в случае крайней необходимости к ростовщикам. Но призыв был услышан и, наряду с безденежными счетами, миллионы индийцев вытащили свои деньги из-под матрасов. Именно к этому их призывал премьер. К октябрю 2015 г. были открыты 190 млн. банковских счетов на общую сумму 3,5 млрд. долл., что стало определенным выражением доверия, прежде всего Н. Моди. Помимо социального и психологического эффекта, рост вкладов расширял возможности кредитования банками СЭЗ. Приток иностранных инвестиций вырос в ответ на разрешенное повышение их доли в капитале местных компаний.
Министерство торговли и промышленности Индии, учитывая плюсы и минусы действующих СЭЗ, предложило концепцию зон с усилением роли национальных инвестиций и обрабатывающей промышленности NIMZ (National Investment and Manufacturing Zones). Пока ещё не совсем понятно, чем этот проект будет отличаться от действующих промышленных зон.
Роль СЭЗ возросла в связи с быстрым формированием в мировом хозяйстве глобальных производственных и торговых сетей, позволяющих, используя особенности размещения сырья, производства и местную рабочую силу, снижать конечную цену продукции и расширять её сбыт. Встраиваясь в международные сети, индийские СЭЗ, действующие в прибрежных районах, повышают свои экспортные возможности, экономя на внутренних перевозках. Видимо, этим объясняется инициатива создания нового мега проекта «Прибрежные экономические зоны» (Coastal Economic Zones,CEZs). Это ещё только инициатива, но она свидетельствует об устойчивом интересе правительства к СЭЗ как форме концентрации промышленного производства и услуг, рассчитанной на увеличение экспорта. Инициатива мега зон также исходит от министерства торговли и промышленности Индии и явно связана с идеей Н. Моди «Делай в Индии».
Индия, расположенная на пересечении традиционных морских торговых путей, в перспективе способна широко использовать прибрежные СЭЗ для укрепления своих торговых связей, в первую очередь в АТР. В этом регионе ускоренно формируются новые значимые интеграционные объединения, ставящие целью расширение свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. Это в первую очередь относится к Транстихоокеанскому Партнерству и Экономическому сообществу АСЕАН. Необходимо также учитывать позиции БРИКС в АТР. Здесь расположены две самые многонаселенные страны мира, Индия и КНР, члены этой международной организации. Создание под эгидой КНР Азиатского Банка Инфраструктурных Инвестиций (АБИИ), в котором ныне участвует большинство стран АТР, показало, насколько велика их потребность в заёмных средствах, и Индия в их числе. Правительство Индии предполагает к 2020 г. довести доходы от экспорта до 750 млрд. долл. по сравнению с 450 млрд. долл. в 2015 г. Срок короткий, задача амбициозная и роль СЭЗ возрастает.
Нет комментариев