Глобальное соглашение по сокращению нефтедобычи: ожидания и реальность

900

used images by author / Internet

© Жуков С.В., 06.04.2020

Развал соглашения ОПЕК+, которое на протяжении более двух лет поддерживало цену нефти Brent на уровне более 60 долл. за баррель, и начатая Саудовской Аравией ценовая война в ситуации разворачивающейся в режиме реального времени мировой экономической рецессии привели к обвалу нефтяных котировок. За 6 марта–1 апреля цена барреля Brent упала почти на 60% с 50 до 20 долл. (рисунок 1).

Рисунок 1. Динамика спотовой цены барреля Brent, долл.
Источники: Bloomberg.

Твит Президента США Д. Трампа 2 апреля, в котором он сообщил, что согласовал с Саудовской Аравией и Россией сокращение теми добычи нефти на 10–15 млн баррелей в деньi произвел на рыночных игроков гипнотическое воздействие. Отскок к концу недели нефтяных котировок вверх до 30 долл. за баррель случился не только из-за нарастающих оптимистических ожиданий, но также потому, что с 23 марта наблюдается некоторое восстановление и стабилизация финансового и фондового рынка (рисунок 2), в которые всего за три недели Федеральная резервная система и министерство финансов США влили несколько триллионов долларов ликвидности.

Рисунок 2. Динамика фондового индекса S&P500 
Источники: Bloomberg.

После звонка Д. Трампа наследному принцу Саудовской Аравии министерство энергетики королевства разместило на своем сайте призыв о необходимости проведения экстренного заседания стран-производителей нефти в расширенном составе. Заседание в режиме вебинара было объявлено на 6 апреля, но затем перенесено на 8 или 9 апреля. Реальных причин переноса как минимум две: во-первых, отсутствие доверия между бывшими партнерами по коалиции ОПЕК+; во-вторых, стремление России и Саудовской Аравии подключить к сокращению нефтедобычи всех относительно крупных производителей нефти, включая США, которые никогда прежде не принимали участия в международных соглашениях по снижению нефтедобычи.

При том, что возможности глобального соглашения по сокращению нефтедобычи активно обсуждаются, необходимо прояснить исходные позиции, возможности и интересы потенциальных его участников.

Кто останется на трубе – рыночное решение

Для начала необходимо зафиксировать принципиальный момент. На мировом рынке уже несколько лет наблюдается структурный избыток предложения нефти, причем избыток предложения продолжает нарастать. Поддерживавшееся с 2017 г. картельное соглашение ОПЕК+ по добровольному ограничению добычи позволило ввести в оборот запасы нефти со сравнительно высокими издержками добычи. Речь в первую очередь идет о трудноизвлекаемой нефти в США и битуминозных песчаниках в Канаде.

Если бы задача приведения предложения нефти в соответствии со спросом на нее была бы доверена рынку, то снятие навеса предложения над спросом должно было бы произойти главным образом за счет североамериканской нефти. Как показывают оценки Международного энергетического агентства, при цене барреля Brent 30 долл. добыча 3,8 млн баррелей нефти в день в мире станет убыточной, причем 60% нерентабельной нефти придется на Северную Америку (рисунок 3). При снижении цены барреля Brent до 15 долл. убыточной будет уже 15,5 млн баррелей в день мировой нефтедобычи из которых 8 млн баррелей день придется на североамериканскую нефть.

Рисунок 3. Оценки уровня нерентабельной нефтедобычи в разрезе регионов мира в зависимости от цены барреля нефти Brent, млн баррелей в день и долл.
Источники: International Energy Agency. The global oil industry is experiencing a shock like no other in its history / https://www.iea.org/articles/the-global-oil-industry-is-experiencing-shock-like-no-other-in-its-history (загружено 1.04.2020).

Глобальное картельное соглашение?

В условиях быстро нарастающего затоваривания рынка физической нефти поддерживаются ожидания, что страны ОПЕК+, в первую очередь ОПЕК, спасут мировые цены на нефть от обвала, как они это не раз делали в прошлом. Так в 2008 г. ОПЕК в ответ на обвальное снижение цены нефти приняла решение снизить потолок нефтедобычи сразу на 4,8 млн баррелей в день, что с лагом в несколько месяцев позволило ценам вернуться на рекордно высокие уровни. Нынешняя ситуация на мировом рынке нефти принципиально иная.

Позиция ведущих стран ОПЕК

В новой конфигурации мирового рынка нефти ОПЕК не готова сбалансировать рынок исключительно за счет собственных усилий. Более того, ведущие нефтепродуценты ОПЕК – Саудовская Аравия, ОАЭ и Кувейт – объявили о значительном увеличении нефтедобычи с апреля, когда соглашение ОПЕК+ утратило силу.

Обсуждение нового формата соглашения о квотах на добычу монархии Персидского Залива намерены вести с иных, чем прежде, позиций. Располагая самыми дешевыми с точки зрения издержек добычи запасами нефти в мире, ядро ОПЕК не готово освобождать рыночные ниши для производителей с заметно более высокими издержками. В 2014–2016 гг. Саудовская Аравия уже проводила политику низких цен на нефть, но затем отказалась от нее, в том числе и из-за давления США. В тот момент группа стран не ОПЕК во главе с Россией присоединилась к картельному оглашению по ограничению нефтедобычи с целью стабилизации цены нефти, что и толкнуло котировки вверх.

Позиция России

По издержкам добычи нефти российские месторождения в глобальном раскладе высоко конкурентоспособны. Президент России В. Путин на встрече с руководством российских нефтяных компаний 3 апреля объявил о готовности достичь нового глобального соглашения о сокращении нефтедобычи, с уровня, достигнутого в первом квартале 2020 г.ii Имплицитно это предполагает, что для Саудовской Аравии точкой отсчета должен стать уровень добычи в 9,74 млн баррелей в день.iii

И Россия, и ОПЕК исходят из того, что в соглашении должны участвовать все более или менее крупные нефтеэкспортеры, в первую очередь крупнейший мировой производитель нефти – США. Согласно утечкам в Bloomberg, Россия готова сократить нефтедобычу на 1 млн баррелей в день, при условии, что к соглашению присоединятся США.iv Без участия США в соглашении по ограничению нефтедобычи оно теряет экономический смысл, так как означает механическую уступку рыночных ниш североамериканским производителям с их повышенными производственными издержками.

Позиция США

Корпоративная структура нефтегазового сектора и его регулирование в США принципиально отличны от ситуации в ОПЕК и России. В американском нефтегазовом секторе действуют десятки тысяч компаний разного калибра – от мировых гигантов до мелких и мельчайших производителей. Федеральное правительство и регуляторы на уровне штатов поддерживают в секторе режим рыночной конкуренции, в период после Второй мировой войны за очень редкими исключениями кризисные ситуации всегда преодолевались с опорой на рыночные начала. Банкротства, принудительные слияния и поглощения являются для американской экономики нормой, и нефтегазовый сектор в этом отношении не представляет собой исключения.

На момент завершения этой статьи позиции государственных регуляторов и нефтегазовых компаний по вопросу возможности участия в глобальном картельном соглашении были сформулированы следующим образом:

Президент США и федеральное правительство: Д.Трамп считает, что задачу сокращения предложения нефти должны решить страны ОПЕК+, главным образом – Саудовская Аравия и Россия без участия США.v Эту же позицию подтвердил министр энергетики США Д. Бруйетт.vi

Регуляторы на уровне штатов: В штате Техас, на который приходится примерно 40% совокупной нефтедобычи США, регулятором энергетических рынков является Техасская железнодорожная комиссия (Texas Railroad Commission - RCC). Один из трех ее членов Р. Ситтон еще 19 марта заявил, что теоретически регулятор может потребовать от добывающих нефть в Техасе компаний снизить уровень добычи на 10%, если Саудовская Аравия и Россия пропорционально сократят свою добычу.vii В последний раз к обязательному снижению нефтедобычи штат прибегал в разгар ценового кризиса в 1973 г.

Быстро выяснилось, что Ситтон высказал исключительно личную точку зрения. Председатель RCC В. Кристиан девальвировал предложения Ситтона, отметив, что во-первых, Техас находится не в вакууме и неизвестно, будет ли предложение по ограничению нефтедобычи поддержано другими штатами; во-вторых, с практической точки зрения Комиссия не располагает штатом и информационными технологиями, которые обеспечат мониторинг дисциплины выполнения сокращений должным образом.viii

RRC проведет 14 апреля специальное заседание для обсуждения возможности рационирования добычи углеводородов в штате Texas, а голосование по итогам обсуждения может состояться неделей позже.ix Министр энергетики США отметил, что в курсе дискуссии в Техасе, однако федеральное правительство в ней не участвует, у регуляторов штатов достаточно законодательных полномочий управлять добычей в рамках своих юрисдикций.x

Крупнейшие нефтегазовые компании: Крупнейшие американские нефтяные компании не поддерживают участие в картельном соглашении с ОПЕК+. Они и работающие в США супермейджеры адаптируется к кризису путем сокращения добычи и инвестиций в новые проекты (рисунок 4). Крупные компании располагают достаточными ресурсами для того, чтобы пройти сложный период. В крайнем случае, имея высокие инвестиционные рейтинги, они привлекут ресурсы с рынка, тем более что стоимость заимствования капитала в настоящее время близка к нулевой отметке. В случае банкротства мелких компаний крупные игроки нефтяного рынка получат возможность дешево приобрести активы банкротов.

Рисунок 4. Объявленные сокращения инвестиционных программ крупнейшими нефтяными компаниями в 2020 г., млрд долл.
Источники: отраслевая периодика.

«Независимые нефтедобывающие компании»: Единой позиции у тысяч так называемых независимых нефтедобывающих компаний США нет. Два основных производителя трудноизвлекаемой нефти в Техасе – Pioneer Natural Resources Co и Parsley Energy Inc – призвали местных энергетических регуляторов ввести на территории штата обязательное сокращение добычи нефти и газа на 20% для крупнейших компаний.xi Альянс нефтегазовых компаний штата Оклахома также призвал местных энергетических регуляторов ввести на территории штата обязательное сокращение добычи нефти и газа.xii В то же время против рационирования добычи выступила компания EOG Resources. Свое несогласие с предложениями рационирования добычи нефти и газа выразила Ассоциация нефти и газа Техаса (Texas Oil and Gas Association).xiii

При этом речь идет не об участии в глобальном сокращении добычи, но о внутриамериканской схеме. Pioneer Natural Resources призвал регуляторов ввести ограничения на импорт нефти.xiv Альянс нефтегазовых компаний штата Оклахома поддержал инициативу сенатора-республиканца Дж. Инхофа, руководителя Комитета по вооруженным силам сената США, начать расследования действий Саудовской Аравии и России в рамках положения 232 Закона о торговой экспансииt.xv

Лоббисты нефтяной отрасли: Против введения ограничений на нефтедобычу активно выступает главный лоббист американской нефтяной промышленности – Американский институт нефти (American Petroleum Institute - API). Позиция института состоит в том, что нефтяной сектор США представляет собой сугубо рыночное образование, и ограничение на добычу, которое одинаково устраивало бы десятки тысяч американских нефтегазовых компаний, невозможно в принципе. Как альтернативу сокращению нефтедобычи API лоббирует возможность получения доступа к чрезвычайной правительственной помощи в рамках утвержденного пакета стимулирующих мер в 2 трлн долл. для пострадавших компаний сектора. xvi При утверждения данного пакета демократы блокировали выделение из него ресурсов для нефтегазовых компаний. Трамп эту инициативу API поддержал, и предложил API немедленно внести специальный законопроект о предоставлении правительственной помощи нефтегазовым компаниям, который будет рассмотрен в первоочередном порядке.xvii

Таким образом, можно констатировать, что на настоящий момент регуляторы и нефтяные компании США серьезно не рассматривают возможность участия в глобальном соглашении по сокращению уровня нефтедобычи. При этом, отбросив рыночную логику и защищая свои неконкурентоспособные по издержкам нефтедобывающие компании, США усиливают идеологическое и политическое давление на страны ОПЕК+, побуждая последних сократить нефтедобычу через картельное соглашение.

Давление США на ОПЕК+

В арсенале США – крупнейшего мирового производителя и потребителя нефти и второго крупнейшего ее импортера – есть широкий спектр экономических и чрезвычайных мер воздействия на мировой рынок нефти. Не факт, что они позволят добиться восстановления цены нефти, но помогут спасти американские нефтяные компании и занятых в нефтегазовом секторе. Политическая, экономическая и эпидемиологическая ситуация в США может вынудить Д. Трампа пойти на экстраординарные меры, включая временный запрет на импорт нефти, когда нефтеперерабатывающие заводы США будут обязаны использовать только американскую и, возможно, канадскую нефть. «Если потребуется, я введу тариф на поступающую извне нефть, или если потребуется сделать что-то для защиты … десятков тысяч работников энергетики и наших великих компаний, создающих эти рабочие места, я сделаю все что потребуется».xviii

США и Канада обсуждают возможности введения импортного тарифа на саудовскую и российскую нефть, если два крупнейших ее мировых производителя не предпримут шаги по быстрому прекращению ценовой войны.xix Пока тариф на импортную нефть рассматривается США, как одна из возможных мер наряду с другими.xx Скорее это рычаг давления на ОПЕК+, подталкивание стран-нефтеэкспортеров к скорейшему заключению обязывающего соглашения по сокращению нефтедобычи.

Сокращение предложения не отменит коллапс мирового спроса на нефть

В апреле мировой спрос на нефть рухнет относительно своего нормального уровня на 20–25 млн баррелей в день вне зависимости от того, договорятся ли страны-нефтеэкспортеры в любом формате о сокращении добычи. Коллапс спроса произойдет, как только будут заполнены под завязку еще имеющиеся свободные мощности по хранению нефти.

В сложившихся условиях прагматическая польза от достижения глобальных договоренностей по сокращению нефтедобычи будет заключаться не столько в том, чтобы создать стимулы для восстановления цены нефти до уровней на конец февраля – начало марта, сколько в том, чтобы помочь рынку нащупать относительно приемлемую для нефтеэкспортеров нижнюю границу ценового коридора. Иначе коллапс спроса может привести к снижению цены нефти до 10 долл. за баррель и ниже.

Источники:

i Rania El Gamal R., Soldatkin V., Mason J. Trump touts 'great' Saudi-Russia oil deal to halt price rout, but details unclear/ https://www.reuters.com/article/us-global-oil-saudi-russia/trump-touts-great-saudi-russia-oil-deal-to-halt-price-rout-but-details-unclear-idUSKBN21K0EA (загружено 2.04.2020)

ii Совещание оситуации наглобальных энергетических рынках/ http://kremlin.ru/events/president/news/63145 (загружено 3.04.2020)

iii Krasinskaya А., Winkley B. Putin advocates 10mn b/d cut from 1Q level: Update/ https://www.argusmedia.com/en/news/2093559-putin-advocates-10mn-bd-cut-from-1q-level-update?backToResults=true (загружено 3.04.2020)

iv Reznik I., Tanas O., Khrennikova D. Russia Can Reduce Its Oil Output by 10% if the U.S. Joins Cuts/ https://www.bloomberg.com/news/articles/2020-04-04/russia-can-reduce-its-oil-output-by-10-if-the-u-s-joins-cuts (загружено 5.04.2020)

v Mason J. Exclusive: Trump does not plan to ask U.S. oil producers for coordinated cuts – official/ https://www.reuters.com/article/us-global-oil-usa-output-exclusive/exclusive-trump-does-not-plan-to-ask-u-s-oil-producers-for-coordinated-cuts-official-idUSKBN21K2SC

(загружено 2.04.2020)

vi Kearney L. U.S. not negotiating with Saudi Arabia, Russia; wants them to reach oil deal: source/ https://www.reuters.com/article/us-global-oil-trump-energy/u-s-not-negotiating-with-saudi-arabia-russia-wants-them-to-reach-oil-deal-source-idUSKBN21L3CF (загружено 4.04.2020)

vii Adams-Heard R. Why a Texas Oil Regulator Could Play the Role of OPEC (20.03.2020)/ https://www.bloomberg.com/news/articles/2020-03-20/why-a-texas-oil-regulator-could-play-the-role-of-opec-quicktake (загружено 1.04.2020)

viii RRC Chairman Wayne Christian Comments on Oil Markets, Proration, and Filling SPR/ https://www.rrc.state.tx.us/all-news/032020a-rrc-chairman-wayne-christian-comments-on-oil-markets/ (загружено 21.03.2020); Cunningham N. Texas Explores Return of Rationed Oil Production (23.03.2020) (загружено 25.03.2020

ix Chairman Christian Applauds President Trump on Energy Negotiations/ https://www.rrc.state.tx.us/all-news/040220b-christian-applauds-president-trump/

(загружено 2.04.2020)

x Carroll J., Adams-Heard R., Crowley K. Fleeting OPEC-Shale Détente Exposes Wildcat Roots of U.S. Oil/ https://www.bloomberg.com/news/articles/2020-03-20/texas-oil-regulator-invited-to-address-opec-meeting-in-june (загружено 21.03.2020)

xi Hiller J. Texas regulator aims to wrangle oil output cuts from Saudis, Russia/ https://www.reuters.com/article/us-global-oil-texas-opec/texas-regulator-aims-to-wrangle-oil-output-cuts-from-saudis-russia-idUSKBN21K384 (загружено 2.04.2020)

xii Hampton L. Oklahoma oil producers urge state regulator to curtail production: letter/ https://www.reuters.com/article/us-usa-oil-oklahoma-cuts/oklahoma-oil-producers-urge-state-regulator-to-curtail-production-letter-idUSKBN21K3DZ (загружено 3 апреля 2020)

xiii Sandalow D. Potential Texas-OPEC alliance shows more oil production doesn't make U.S. 'energy independent'/ https://phys.org/news/2020-04-potential-texas-opec-alliance-oil-production.html (загружено 3.04.2020)

xiv Hiller J. Texas regulator aims to wrangle oil output cuts from Saudis, Russia/ https://www.reuters.com/article/us-global-oil-texas-opec/texas-regulator-aims-to-wrangle-oil-output-cuts-from-saudis-russia-idUSKBN21K384 (загружено 2.04.2020)

xv Petroleum Alliance Supports Investigation of Russia, Saudi Arabia/ https://www.thepetroleumalliance.com/news-interface/petroleum-alliance-supports-investigation-of-russia-saudi-arabia (загружено 4.04.2020)

xvi Egan M. Here's what America's oil CEOs discussed with Trump/ https://edition.cnn.com/2020/04/03/business/oil-ceos-trump-meeting/index.html (загружено 3.04.2020)

xvii Trump holds meeting with energy industry leaders on economy/ https://www.youtube.com/watch?v=NwkYpK8hXBo (загружено 3.04.2020)

xviii Trump says if he has to put tariffs on oil imports to protect energy workers he will/ https://www.reuters.com/article/us-global-oil-trump/trump-says-if-he-has-to-put-tariffs-on-oil-imports-to-protect-energy-workers-he-will-idUSKBN21M0V8 (загружено 5.04.2020)

xix Sheppard D., Brower D. US and Canada discuss putting tariffs on Saudi and Russian oil/ https://www.ft.com/content/5f4704e9-0942-4707-97c0-eba79f4fcbb8 (загружено 5.04.2020)

xx Ibid.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
29.05.2020

Александр Дынкин принял участие в вебинаре «Covid-19 and cheap oil in Russia: an explosive mix?», прошедшем в ISPI. 

подробнее...

29.05.2020

В информационном агентстве «Интерфакс» состоялась первая онлайн-сессия «Примаковских чтений» на тему «Россия и постковидный мир».

подробнее...

Вышли из печати