Еврокомиссар инноваций и молодежи: новые приоритеты

811

Brussels Atomium by Thijs ter Haar // www.flickr.com/photos/124913477@N08

© 23.03.2020, Шелюбская Н.В.

Комиссар по инновациям, науке, образованию, культуре и молодежи (EU Commissioner for Innovation, Research, Culture, Education and Youth) нового состава Еврокомиссии Мария Габриэль (Mariya Gabriel) наметила приоритеты свой деятельности в предстоящие годы. Прежде всего, это снижение внутреннего инновационного разрыва в уровне научно-инновационного развития между разными странами ЕС. Во-вторых, «оживление» процесса формирования единого Европейского исследовательского пространства (European Research Arеa ERA) и его интеграция с единым Европейским образовательным пространством (European Education Area EDA), которое должно появиться к 2025 г.1 Как результат – «запуск» «Европейской стратегии знаний» - углубленной координации политики в области образования, науки и инноваций2. Еврокомиссар также намерена усилить значение «общественного вклада» научной сферы3. С этой целью запланировано запустить широкую информационную кампанию по повышению значения науки в общественном восприятии, одна из задач которой – мотивировать молодежь выбирать научную карьеру со «школьной скамьи».

Мария Габриэль – опытный политический деятель. Она закончила в 2001 г. Пловдивский университет (второй по величине в Болгарии), затем получила степень магистра в области международных отношений в Институте политических исследований Бордо (Institut d'études politiques de Bordeaux). В 2009 г. была избрана в Европарламент, в 2017 - 2019 гг. работала в должности Еврокомиссара по цифровой экономике и обществу, также принимала активное участие в разработке 9-ой Рамочной программы (РП) в сфере ИР и инноваций «Горизонт Европы» (2021-2027 гг.). Ожидается, что опыт работы в ЕК по формированию единого цифрового рынка, а также знание реалий стран Восточной Европы помогут ей в решении новых задач.

На новом посту Мария Габриэль получила широкий фронт работы и полномочий. В ее портфель впервые наряду с наукой и инновациями включен социально-гуманитарный блок – сферы образования, культуры и молодежи. Научная общественность, в частности Ассоциация университетов Европы (включает свыше 800 университетов из 47 стран), поддержала это решение. Новому Еврокомиссару предстоит тесно взаимодействовать с другими профильными директоратами, в область ответственности которых вошли проблемы инновационного развития (в т.ч. по энергетике, климату, промышленности, здравоохранению и т.д.). Она будет также осуществлять координацию РП «Горизонт Европы» с такими европейскими программами, как Erasmus+, Creative Europe (сохранение и развитие культурного наследия) и European Solidarity Corps («Европейский корпус солидарности» - участие молодежи в национальных и зарубежных социально значимых проектах)4.

Амбициозны и цели, стоящие перед новым Еврокомиссаром. Ускорение научно-технического развития заявлено ядром новой долгосрочной стратегии ЕК по достижению «климатической нейтральности» к 2050 г. Около 1/3 финансирования по РП9 будет направлено на проекты «зеленой экономики», а в организационном и стратегическом отношениях предстоит еще большая работа. Несмотря на то, что «зеленые» проекты всегда занимали важное место в европейских РП, в «Горизонте Европы» экотематика получила принципиально новый акцент. То же можно сказать о необходимости более тесной координации цифровой повестки РП с деятельностью по построению цифровой экономики в ЕС (где у М. Габриэль хорошие шансы на успех в силу прошлого опыта работы).

При этом актуальными остаются уже ставшие традиционными цели РП, которых пока так и не удается достичь. Это и усиление конкурентных позиций Евросоюза, и преодоление разрыва в уровне научно-технологического и инновационного развития различных стран ЕС. Заметим, что в последнем случае становится понятен выбор персоналии нового Еврокомиссара: Болгария – родина М. Габриэль – занимает одно из последних мест по уровню инновационного развития среди всех стран ЕС.

Учитывая масштабность задач, нет ничего удивительного в прагматичном подходе М. Габриэль к организации работы своего Комиссариата. Предыдущие Еврокомиссары продвигали крупные амбициозные проекты, в частности, в силу необходимости создания единых структур расширившегося ЕС, и создания «базовых» механизмов, теоретически способных обеспечить выравнивание уровня развития разных стран. Так, Майре Гогхэган-Куин, еврокомиссар в 2010-2014 гг., поддерживала формирование Инновационного Союза, а Карлуш Моэдаш (еврокомиссар в 2014-2019 гг.) – создание Европейского инновационного совета. Мария Габриэль намерена сконцентрироваться на повышении эффективности и координации уже существующих инструментов и процессов.

Однако даже этот умеренный и вполне рациональный подход в текущих условиях чреват серьезными вызовами и проблемами.

В числе первых намеченных мероприятий – снижение «неравенства» в РП, но при сохранении базового принципа финансирования на основе «превосходства» (доля ЕС13 в финансировании в текущей программе «Горизонт 2020» составила 4,8%); выравнивание размера оплаты научных работников стран Восточной и Западной Европы, участвующих в программе научной миграции Marie Skłodowska Curie (размер оплаты ЕС13 ниже, т.к. зависит от национального коэффициента); оказание финансовой помощи исследователям из «периферийных» стран для включения в уже действующие проекты.

Что важно, работа по РП и начало ее реализации приходятся на крайне непростой период для Европы. Неопределенная геополитическая ситуация, Brexit, торговая война между США и КНР, а также пандемия COVID-19 и реальные риски рецессии в Европе создают крайне негативный внешний фон.

Внутри ЕС также неспокойно. Евроинтеграционные процессы переживают серьезные трудности, как из-за противоречий стран-членов, так и на волне роста евроскептицизма. Проект формирования ERA, начавшийся в 2000 г., и предусматривавший создание единого рынка научных кадров, компетенций и результатов ИР, после кризиса 2008 г. «забуксовал». В докладе консультативной комиссии ЕК по анализу ERA констатировалось, что за исключением подвижек в сети исследовательской инфраструктуры, проект не выполнил поставленные задачи, в частности, указано на замедление модернизации систем ИР и инвестиций в ИР в «отстающих» странах, на фрагментацию инновационной деятельности, асимметрию и несбалансированность научной мобильности5. В связи с этим в ближайшие месяцы будет обнародован новый план ускорения развития ERA.

В сложившейся ситуации резко обострились противоречия между странами-донорами и странами-реципиентами при формировании Европейского бюджета на 2021-2027 гг. Показательно, что объем расходов и структура «Горизонта Европы» до сих пор не согласованы – хотя, формально, это одна из наименее конфликтных программ ЕС. Разногласия коснулись даже возможного расширения списка ассоциированных членов РП9.

В сложившейся ситуации первая задача М. Габриэль – добиться сохранения и утверждения бюджета РП9 на 2021-2027 г. Изначально бюджет «Горизонта Европа» планировался на уровне в 92,4 млрд евро, но затем началась серьезная борьба по его сокращению – предлагались даже радикальные сокращения на 12 млрд (!) евро. Наиболее радиальные атаки на научные расходы удалось отбить – пока что планируется сохранить бюджет РП на уровне 90 млрд евро.

Следующей и куда более сложной задачей станет восстановление доверия и поддержки стран-членов ЕС. По словам комиссара, борьба с нынешней пандемией коронавируса является лучшим примером ключевой роли исследований и инноваций в решении социальных проблем. Поэтому она еще раз призвала как можно скорее принять общеевропейский бюджет, от которого зависит финансирование программы «Горизонт Европы», и соответственно, ускорение работ в области диагностики, лечения, разработки вакцин6. В данный момент Мария Габриэль вынуждена проводить «пожарные» мероприятия по поддержке научного процесса в условиях чрезвычайной ситуации в Европе, включая координацию и дополнительное финансирование исследований, направленных на борьбу с вирусом, переносить важнейшие научные мероприятия, а также конкурсы по текущей программе «Горизонт 2020».

В этих сложных условиях М. Габриэль придется «перезапустить» целый ряд важнейших инициатив ЕС в сфере науки и инноваций и, прежде всего, ERA, а также претворить, наконец, в жизнь «Европейскую стратегию знаний». От этого во многом будет зависеть и успех иных мероприятий ЕС.

Все это потребует серьезных усилий и займет существенное время – куда более продолжительное, чем запуск РП. Тем более, что внешние и внутренние процессы в ЕС пока не благоприятствуют М. Габриэль.

Примечания:

1 Towards a European Education Area by 2025 https://ec.europa.eu/commission/news/towards-european-education-area-2025-2018-may-22_en

2 New R&D commissioner aims to “revitalize” European Research Area, for East and West. https://sciencebusiness.net/news/new-rd-commissioner-aims-revitalise-european-research-area-east-and-west

3 EU Commissioner Mariya Gabriel: The future of Europe is everyone's future. https://www.themayor.eu/en/eu-commissioner-mariya-gabriel-the-future-of-europe-is-everyones-future

4 EU Commissioner Mariya Gabriel: The future of Europe is everyone's future. https://www.themayor.eu/en/eu-commissioner-mariya-gabriel-the-future-of-europe-is-everyones-future

5 ERAC opinion on the future of the ERA. https://era.gv.at/object/news/5134

6 Commissioner vows ‘hundreds of millions’ for coronavirus R&D and calls for swift deal on EU budget https://sciencebusiness.net/news/commissioner-vows-hundreds-millions-coronavirus-rd-and-calls-swift-deal-eu-budget


к списку

Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
08.04.2020

Обращение Дирекции ИМЭМО РАН к коллективу Института

подробнее...

23.03.2020

В разделе «Аналитика» на сайте Международного дискуссионного клуба «Валдай» опубликовано мнение Александра Ломанова «Вирус холодной войны: США погружаются в информационное противостояние с Китаем».

подробнее...

Вышли из печати