Эволюция подходов администрации Обамы к обеспечению национальной безопасности

3414

© 06.04.2015, Журавлева В.Ю.

В феврале 2015 года Президент США Б. Обама представил Конгрессу новую Стратегию национальной безопасности. Это его второй и скорее всего последний официальный и обязательный документ, отражающий стратегическое видение демократической администрацией современного мирового порядка, места и роли США в нем.

Новая Стратегия - это не подведение итогов, а наследие. Успехи демократической администрации представлены в нем как вектор дальнейшего развития страны. При этом получилась скорее адаптация первой Стратегии Обамы 2010 года к изменившимся международным условиям, чем новое стратегическое видение. Она полностью построена на концепции, сформулированной в 2010 году, ключевые моменты которой не претерпели существенных изменений.

Это была концепция национального обновления и возвращения США к глобальному лидерству. Стратегия была нацелена на выстраивание основ американской силы и глобального влияния. В ее основе лежала идея «умной силы», озвученная администрацией в 2009 году, которая предполагала, что сила и влияние в мире начинаются с обновления внутри страны. Именно так Обама положил в основу стратегии национальной безопасности все основные социальные приоритеты своего президентства – сильная экономика, доступное образование и здравоохранение, энергетическая безопасность, инновации.

В Стратегии 2015 года эта идея внутренней силы как основы глобального влияния полностью сохранена. При этом формулировка «умная сила» в тексте отсутствует, так же как какие-либо ее вариации, которые встречались в предыдущем документе. В этой Стратегии вообще нет концептуальной части, все разделы посвящены отдельным аспектам реализации концепции, сформулированной пять лет назад.

Фокус документа тот же – глобальное лидерство США. Однако в отличие от Стратегии 2010 года, которую можно назвать стратегией планируемого лидерства, эта уже – стратегия реализуемого лидерства. Здесь американское лидерство представлено как основа глобальной стабильности и безопасности. Данная Стратегия уже не отвечает на вопрос быть или не быть США глобальным лидером, она представляет видение того, как это лидерство реализуется сейчас и как будет в будущем.

Помимо этого, концепция американского лидерства дополнена очень популярной у Обамы идеей исключительности США. Прямое и косвенное упоминание американской исключительности встречается 7 раз – не так много для документа объемом в 35 страниц, но достаточно много, учитывая, что в предыдущей Стратегии объемом в 60 страниц эта идея не упоминалась ни разу! Идея, прежде всего, направлена на внутреннего потребителя. Однако, за годы преодоления кризиса, она из мобилизационного инструмента превратилась в стратегическую концепцию, которая лежит в основе многих реформаторских проектов демократической администрации, полностью разделяется двухпартийной политической элитой и, по всей видимости, найдет свое место в стратегиях следующей администрации.

Сама стратегия реализации лидерства полностью перенесена из концепции 2010 года – использование всех компонентов «умной силы»: сильная армия, сильная экономика, умелая дипломатия, универсальные ценности, об эффективности которых говорит личный пример США. Новая Стратегия также предполагает ориентацию страны на совместные действия через партнерство, коалиции и международные организации. США по-прежнему оставляют за собой право на односторонние силовые действия, но только в случае непосредственной угрозы национальной безопасности.

Список основных угроз в целом сохранился: ядерное оружие, климатические изменения, пандемия. Место терроризма, который в 2010 года был основной угрозой, заняло более широкое понятие – экстремизм. Угроза распространения и применения ядерного оружия по-прежнему на первом месте.

В соответствии с угрозами сохранились и основные направления международной активности США: укрепление режима нераспространения ядерного оружия и сокращение ядерных потенциалов; борьба с бедностью, неравенством, коррупцией, слабостью государств как инструмент предотвращения любого экстремизма; предотвращение климатических изменений и распространения смертельных инфекций; распространение демократии как основной инструмент обеспечения стабильности и безопасности в мире.

Особое внимание уделено обеспечению энергетической безопасности, как США, так и мира в целом. Предполагается дальнейшее расширение участия  на энергетических рынках с целью диверсификации энергетических ресурсов.

Отдельным направлением реализации американского лидерства рассматривается расширение и укрепление влияния  в мировой экономической и финансовой системе. Сильная экономика называется ключом к международному влиянию. Предполагается, что США должны формировать глобальный экономический порядок, который бы отвечал их интересам и отражал их ценности. При этом подчеркивается, что США продолжат работать с другими государствами в рамках международных финансовых организаций, чтобы обеспечить стабильность глобальной финансовой системы и укрепить ее архитектуру, включая реформирование основных институтов, таких как МВФ и Мировой банк. Отдельным направлением укрепления экономического глобального лидерства называется продвижение системы торговых соглашений, которые Обама рассматривает как одно из достижений своего президентства.

Сохраняется система альянсов и партнерских отношений, через которые США реализуют свои национальные интересы и укрепляют глобальное лидерство. Основной приоритет по-прежнему Европа. НАТО названо ключевым инструментом организации мирового порядка. За Европой следует Азия. Стратегия разворота в Тихоокеанскую Азию названа основой дальнейшей политики США в этом регионе. Интересно, что в Стратегии 2010 года о развороте в Азию речи не было. Среди особых партнеров называются по-прежнему Китай и Индия. Другим нарастающим центрам влияния, которые были выделены в стратегии 2010 года, таким как Бразилия, в этой Стратегии место не нашлось.

Традиционные партнеры по Североамериканскому и Южноамериканскому континентам сохраняют свою важность для реализации американского лидерства.

Израиль рассматривается в более широком ключе обеспечения стабильности и мира на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Отдельное внимание уделено Африканскому континенту в целом, который, судя по всему, становится приоритетным направлением американской политики по реализации глобального лидерства.

Несмотря на концептуальное единство двух Стратегий, изменения все-таки есть и связаны они с кризисными событиями 2014 года, которые нашли свое отражение в новой Стратегии национальной безопасности.

Во-первых, документ неоднократно подчеркивает важность и ценность для большинства государств мирового порядка, сложившегося под эгидой США после Второй мировой войны. Администрация Обамы особо выделяет, что США будут поддерживать сложившиеся за этот период международные институты и механизмы: ООН, МВФ, Мировой банк. Если в Стратегии 2010 года говорилось о необходимости их трансформации, то теперь предлагается их усиление ради сохранения мирового порядка.

Второе последствие украинского кризиса – это изменение, которое претерпела американская картина мира в новой Стратегии. Из нее выпал один существенный элемент – Россия! В Стратегии 2015 года больше нет России в качестве другого центра влияния, каким она была названа наравне с Китаем в 2010 году. Россия не объявлена врагом или недружественным государством, она просто выведена за рамки того международного порядка, который выстраивает демократическая администрация Обамы. Из субъекта мировой политики она переведена в объект реализации американского лидерства.

В новой стратегии российская агрессия отнесена к глобальным угрозам наравне с эболой и кибертерроризмом. США подчеркивают, что готовы противостоять этой агрессии и коллективно, и самостоятельно как угодно долго. Подтверждая при этом свою приверженность политике «приоткрытой двери» в отношении России, указывая на то, что сотрудничество с Россией в сферах общих интересов возможно в случае, если Россия будет уважать суверенитет соседних государств.

И наконец, третьим ответом стало закрепление в Стратегии всесторонних санкций в качестве одного из эффективных инструментов воздействия на нарушителей мирового порядка. Россия стала первым государством из числа держав, которые стояли у истоков этого мирового порядка, испытавшим на себе силу этого воздействия. Но далеко не последним, судя по Стратегии.

По все видимости, США пока не сформулировали долгосрочной стратегии построения нового мирового порядка и предпочитают не замечать нарушенной целостности старого. Изоляция одного из его элементов рассматривается ими как инструмент сохранения самого порядка.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
27.03.2025

Состоялся научно-теоретический семинар «Международные отношения без отношений? Европейские исследования в условиях международной напряженности». Организаторы – Базовая кафедра ИМЭМО РАН в МГИМО МИД России совместно с Советом молодых ученых ИМЭМО РАН.

подробнее...

26.03.2025

Сотрудники ИМЭМО РАН приняли участие во Всероссийской научной конференции «Британия в первый год правления правительства лейбористов: политические и экономические проблемы», организованной Центром британских исследований Института Европы РАН.

подробнее...

Вышли из печати