
© 06.04.2015, Журавлева В.Ю.
В феврале 2015 года Президент США Б. Обама представил Конгрессу новую Стратегию национальной безопасности. Это его второй и скорее всего последний официальный и обязательный документ, отражающий стратегическое видение демократической администрацией современного мирового порядка, места и роли США в нем.
Новая Стратегия - это не подведение итогов, а наследие. Успехи демократической администрации представлены в нем как вектор дальнейшего развития страны. При этом получилась скорее адаптация первой Стратегии Обамы 2010 года к изменившимся международным условиям, чем новое стратегическое видение. Она полностью построена на концепции, сформулированной в 2010 году, ключевые моменты которой не претерпели существенных изменений.
Это была концепция национального обновления и возвращения США к глобальному лидерству. Стратегия была нацелена на выстраивание основ американской силы и глобального влияния. В ее основе лежала идея «умной силы», озвученная администрацией в 2009 году, которая предполагала, что сила и влияние в мире начинаются с обновления внутри страны. Именно так Обама положил в основу стратегии национальной безопасности все основные социальные приоритеты своего президентства – сильная экономика, доступное образование и здравоохранение, энергетическая безопасность, инновации.
В Стратегии 2015 года эта идея внутренней силы как основы глобального влияния полностью сохранена. При этом формулировка «умная сила» в тексте отсутствует, так же как какие-либо ее вариации, которые встречались в предыдущем документе. В этой Стратегии вообще нет концептуальной части, все разделы посвящены отдельным аспектам реализации концепции, сформулированной пять лет назад.
Фокус документа тот же – глобальное лидерство США. Однако в отличие от Стратегии 2010 года, которую можно назвать стратегией планируемого лидерства, эта уже – стратегия реализуемого лидерства. Здесь американское лидерство представлено как основа глобальной стабильности и безопасности. Данная Стратегия уже не отвечает на вопрос быть или не быть США глобальным лидером, она представляет видение того, как это лидерство реализуется сейчас и как будет в будущем.
Помимо этого, концепция американского лидерства дополнена очень популярной у Обамы идеей исключительности США. Прямое и косвенное упоминание американской исключительности встречается 7 раз – не так много для документа объемом в 35 страниц, но достаточно много, учитывая, что в предыдущей Стратегии объемом в 60 страниц эта идея не упоминалась ни разу! Идея, прежде всего, направлена на внутреннего потребителя. Однако, за годы преодоления кризиса, она из мобилизационного инструмента превратилась в стратегическую концепцию, которая лежит в основе многих реформаторских проектов демократической администрации, полностью разделяется двухпартийной политической элитой и, по всей видимости, найдет свое место в стратегиях следующей администрации.
Сама стратегия реализации лидерства полностью перенесена из концепции 2010 года – использование всех компонентов «умной силы»: сильная армия, сильная экономика, умелая дипломатия, универсальные ценности, об эффективности которых говорит личный пример США. Новая Стратегия также предполагает ориентацию страны на совместные действия через партнерство, коалиции и международные организации. США по-прежнему оставляют за собой право на односторонние силовые действия, но только в случае непосредственной угрозы национальной безопасности.
Список основных угроз в целом сохранился: ядерное оружие, климатические изменения, пандемия. Место терроризма, который в 2010 года был основной угрозой, заняло более широкое понятие – экстремизм. Угроза распространения и применения ядерного оружия по-прежнему на первом месте.
В соответствии с угрозами сохранились и основные направления международной активности США: укрепление режима нераспространения ядерного оружия и сокращение ядерных потенциалов; борьба с бедностью, неравенством, коррупцией, слабостью государств как инструмент предотвращения любого экстремизма; предотвращение климатических изменений и распространения смертельных инфекций; распространение демократии как основной инструмент обеспечения стабильности и безопасности в мире.
Особое внимание уделено обеспечению энергетической безопасности, как США, так и мира в целом. Предполагается дальнейшее расширение участия на энергетических рынках с целью диверсификации энергетических ресурсов.
Отдельным направлением реализации американского лидерства рассматривается расширение и укрепление влияния в мировой экономической и финансовой системе. Сильная экономика называется ключом к международному влиянию. Предполагается, что США должны формировать глобальный экономический порядок, который бы отвечал их интересам и отражал их ценности. При этом подчеркивается, что США продолжат работать с другими государствами в рамках международных финансовых организаций, чтобы обеспечить стабильность глобальной финансовой системы и укрепить ее архитектуру, включая реформирование основных институтов, таких как МВФ и Мировой банк. Отдельным направлением укрепления экономического глобального лидерства называется продвижение системы торговых соглашений, которые Обама рассматривает как одно из достижений своего президентства.
Сохраняется система альянсов и партнерских отношений, через которые США реализуют свои национальные интересы и укрепляют глобальное лидерство. Основной приоритет по-прежнему Европа. НАТО названо ключевым инструментом организации мирового порядка. За Европой следует Азия. Стратегия разворота в Тихоокеанскую Азию названа основой дальнейшей политики США в этом регионе. Интересно, что в Стратегии 2010 года о развороте в Азию речи не было. Среди особых партнеров называются по-прежнему Китай и Индия. Другим нарастающим центрам влияния, которые были выделены в стратегии 2010 года, таким как Бразилия, в этой Стратегии место не нашлось.
Традиционные партнеры по Североамериканскому и Южноамериканскому континентам сохраняют свою важность для реализации американского лидерства.
Израиль рассматривается в более широком ключе обеспечения стабильности и мира на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Отдельное внимание уделено Африканскому континенту в целом, который, судя по всему, становится приоритетным направлением американской политики по реализации глобального лидерства.
Несмотря на концептуальное единство двух Стратегий, изменения все-таки есть и связаны они с кризисными событиями 2014 года, которые нашли свое отражение в новой Стратегии национальной безопасности.
Во-первых, документ неоднократно подчеркивает важность и ценность для большинства государств мирового порядка, сложившегося под эгидой США после Второй мировой войны. Администрация Обамы особо выделяет, что США будут поддерживать сложившиеся за этот период международные институты и механизмы: ООН, МВФ, Мировой банк. Если в Стратегии 2010 года говорилось о необходимости их трансформации, то теперь предлагается их усиление ради сохранения мирового порядка.
Второе последствие украинского кризиса – это изменение, которое претерпела американская картина мира в новой Стратегии. Из нее выпал один существенный элемент – Россия! В Стратегии 2015 года больше нет России в качестве другого центра влияния, каким она была названа наравне с Китаем в 2010 году. Россия не объявлена врагом или недружественным государством, она просто выведена за рамки того международного порядка, который выстраивает демократическая администрация Обамы. Из субъекта мировой политики она переведена в объект реализации американского лидерства.
В новой стратегии российская агрессия отнесена к глобальным угрозам наравне с эболой и кибертерроризмом. США подчеркивают, что готовы противостоять этой агрессии и коллективно, и самостоятельно как угодно долго. Подтверждая при этом свою приверженность политике «приоткрытой двери» в отношении России, указывая на то, что сотрудничество с Россией в сферах общих интересов возможно в случае, если Россия будет уважать суверенитет соседних государств.
И наконец, третьим ответом стало закрепление в Стратегии всесторонних санкций в качестве одного из эффективных инструментов воздействия на нарушителей мирового порядка. Россия стала первым государством из числа держав, которые стояли у истоков этого мирового порядка, испытавшим на себе силу этого воздействия. Но далеко не последним, судя по Стратегии.
По все видимости, США пока не сформулировали долгосрочной стратегии построения нового мирового порядка и предпочитают не замечать нарушенной целостности старого. Изоляция одного из его элементов рассматривается ими как инструмент сохранения самого порядка.
Нет комментариев