Екатерина Заклязьминская в программе «Отражение» на канале ОТР

231

21 августа 2020 г. Екатерина Заклязьминская приняла участие в программе «Отражение» на канале ОТР.

Тема передачи – «Как Китай строит бизнес на российской территории и не стоит ли уменьшить его присутствие?».

Ведущие – Константин Чуриков и Тамара Шорникова.

Константин Чуриков: Мы подключаем к нашей беседе Екатерину Олеговну Заклязьминскую – это научный сотрудник сектора экономики и политики Китая Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Примакова РАН. Екатерина Олеговна, здравствуйте.

Екатерина Заклязьминская: Здравствуйте.

Константин Чуриков: Наверху, на высшем уровне понимают, что вот такие настроения в обществе? Не нравится это гражданам. Вы слышали, что ваша коллега говорила до вас: действительно, у нас позволено Китаю вот так себя вести, так работать в нашей стране.

Екатерина Заклязьминская: Да, конечно, ситуация очень неприятная. Но стоит отметить, что все-таки мы имеем некоторые плюсы от нашего двустороннего сотрудничества. То есть китайцы открывают также и заводы, которые приносят рабочие места, в том числе и нашим гражданам. Конечно, негативных аспектов еще очень много, то есть необходимо их все прорабатывать. Но все-таки не стоит забывать о том позитиве, который приносит, в том числе нашей экономике, наше двустороннее сотрудничество.

Константин Чуриков: Мы начали с того, что позитив убавляется. Этот угольный случай на границе. Давайте так сформулируем вопрос: с учетом непростых времен, в которых сейчас живут все экономики мира, что может еще поменяться? Что завтра нам скажет Китай, что ему это не нужно от России?

Екатерина Заклязьминская: Насчет «не нужно». Достаточно трудно, конечно, сказать, что ему не нужно. То есть в Китае сейчас ведется такая политика – политика переноса производственных мощностей на территории сопредельных стран. То есть в этом плане мы можем некоторое преимущество от этого переноса получить. Кроме того, что Китаю не нужно? Наше продовольствие Китаю нужно по-прежнему. Вот уголь наш, конечно, Китаю на данный момент уже, скорее всего, не так интересен. В принципе, Китай сейчас настроен на то, чтобы развивать свой внутренний рынок. Наши сырьевые ресурсы Китаю по-прежнему нужны в связи с развитием собственной промышленности. Что не нужно? Сельскохозяйственные угодья по-прежнему нужны, по-прежнему интересуют.

Константин Чуриков: В нашей стране?

Екатерина Заклязьминская: В нашей стране, да.

Константин Чуриков: Регион Байкала особенно интересует?

Екатерина Заклязьминская: Байкал интересует, да. Из-за того, что сейчас проводится достаточно жесткая экологическая политика на территории самой страны, им необходимо выводить производства, поэтому по-прежнему, конечно, наша страна, которая является сопредельной, для них является интересной. Кроме того, Северный ледовый путь также является достаточно привлекательным для них. Конечно, туризм. То есть таких моментов достаточно много. Конечно, в связи с пандемией ситуация немного меняется, но по-прежнему российские сырьевые и продовольственные товары, на мой взгляд, будут… то есть поставки будут только увеличиваться.

Константин Чуриков: Да, спасибо. Екатерина Олеговна, а как бы нам такую золотую середину найти, вообще какую-то дорожную карту внутреннюю сформировать? Что мы с Китаем должны делать, а что мы не должны? Где мы их ждем, а где мы их не ждем? Чтобы это был какой-то, ну знаете, консенсус с людьми, которые в нашей стране живут. Это возможно?

Екатерина Заклязьминская: Я считаю, что, конечно, возможно найти консенсус, который будет выгоден обеим сторонам. Туристов китайских, конечно, мы ждем. Но единственное, что необходимо этих туристо строго контролировать, поскольку существует опять же достаточно масштабный нелегальный, «черный» рынок китайского туризма, который необходимо контролировать. Китайских промышленников мы тоже ждем, но опять же необходимо следить за экологической составляющей, чтобы китайские производители берегли нашу природу, естественно. Китайские компании, которые закупают российскую продукцию, мы тоже ждем. В первую очередь как раз, как я уже говорила, пищевая продукция. Кроме того, конечно, хотелось бы, чтобы мы смогли сбывать в Китай продукцию с высокой добавленной стоимостью. Но тут, конечно, ситуация пока еще такая достаточно сложная. Кроме того, конечно, сырьевые ресурсы наши все так же интересуют Китай. Возможно, хотелось бы развивать сотрудничество по данному направлению. То есть в целом с Китаем у нас такие достаточно тесные и плотные отношения. И необходимо в дальнейшем, конечно, их развивать по всем направлениям.

Тамара Шорникова: Екатерина Олеговна, кстати, о развитии отношений. Короткий пример как раз из угольной отрасли. Мы же все рассчитывали, что наш экспорт будет только увеличиваться. Например, вот из справки: к 2035 году с 250 миллионов почти до 400 миллионов тонн, соответственно, должны вырасти наши экспортные поставки, в том числе в Китай. Может быть, просто сейчас какие-то базовые сценарии нужно пересматривать? Нужно понимать, что как-то по-другому будут наши отношения с Китаем развиваться? Как-то уменьшать свои ожидания от этих отношений?

Екатерина Заклязьминская: Этот вопрос касается угля или в целом нашего экспорта?

Тамара Шорникова: Уголь – это только пример. Я имею в виду – возможно, мы как-то слишком много ожидали от этих отношений, а сейчас их нужно пересматривать?

Екатерина Заклязьминская: В Китае сейчас на самом деле пандемия внесла некоторые коррективы в принципе в стратегию экономического роста, Китай сейчас хочет ставить акценты именно на внутреннем потреблении. Поэтому, возможно, конечно, такой масштабный экспорт той продукции, например сырьевой, на который мы рассчитывали, наращивать у нас не удастся. Но экспорт товаров народного пользования, я считаю, имеет достаточно высокий потенциал. То есть в Китае это востребовано, наша продукция во многом считается как экологически чистая в Китае. В этом я вижу, конечно, потенциал. Какие-то сырьевые продукты опять же или продукты, которые Китай может производить самостоятельно, конечно, Китай будет максимально сокращать поставки, поскольку им необходимо поддерживать отечественного производителя.

Константин Чуриков: Если им нужны от нас экологически чистые продукты, то пусть будут добры и все-таки как-то по нашим правилам нашу экологию берегут. Спасибо. Екатерина Заклязьминская, научный сотрудник сектора экономики и политики Китая НИИ мировой экономики и международных отношений имени Примакова.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
22.04.2025

21–22 апреля 2025 г. на площадках ИМЭМО РАН и ИСКРАН в смешанном формате состоялась научная конференция «100 дней законотворчества: успехи и сложности новой администрации Д. Трампа»

подробнее...

22.04.2025

Ушел из жизни Алексей Давыдов, старший научный сотрудник Сектора внешней и внутренней политики США Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН, кандидат политических наук.

подробнее...

Вышли из печати