«Дизельгейт» и «зеленые технологии» автомобилестроения

3183

© 30.09.2016, Мамедьяров З.А. 

photo // www.flickr.com/photos/bkm_br/

Скандал вокруг Volkswagen, получивший в прессе название «дизельгейт», привел к большим убыткам, но одновременно стал стимулом технологических изменений. Афера концерна раскрылась в сентябре 2015 года, когда исследовательская группа Университета Западной Вирджинии заметила несоответствие в показателях состава выхлопных газов произведенных концерном автомобилей при измерении их встроенным программным обеспечением автомобиля и с помощью внешних мобильных устройств PEMS. Скандал повлек за собой падение акций компании (рис. 1), отзыв сотен тысяч автомобилей в разных странах и многомиллиардные издержки немецкого автопроизводителя. По данным Bloomberg, совокупная сумма исков к концерну достигла 8,2 миллиарда евро. Претензии истцов в основном сводятся к тому, что концерн очень поздно сообщил о начале расследования дизельного скандала, из-за которого цена акций резко упала и инвесторы понесли существенные убытки. 

Председатель концерна Мартин Винтеркорн ушел в отставку, его сменил директор Porsche Маттиас Мюллер. Однако стоит заметить, что германские власти не стали накладывать штрафы на Volkswagen, удовлетворившись принятыми концерном обязательствами технических доработок программного обеспечения. По подсчетам экспертов, штрафы за нарушение правил охраны окружающей среды в США и так в общей сложности могут достигнуть более 18 миллиардов долларов и ударить не только по самому концерну, но и по всей автомобилестроительной промышленности Германии. Более жесткая позиция немецкого правительства могла бы привести к еще большим потерям — безработице и крупномасштабному кризису в автомобильном секторе.

Американцы используют скандал для максимальной поддержки собственной отрасли и позиций в сфере «зеленого» транспорта. Так, сразу после скандала Илон Маск выступил с открытым предложением направить средства, предназначенные на исправление существующих автомобилей, радикально другим путем — на создание новых «зеленых» автомобилей.

Скандал может способствовать и ряду других позитивных сдвигов. В частности, дать новый толчок развитию электромобилестроения. Германский концерн пытался поймать «зеленую волну» (отражающую сдвиги в потребительских предпочтениях в ведущих странах мира), но долгое время делал акцент на дизель в качестве альтернативы электромобилям и гибридным автомобилям, поскольку низкий расход топлива дизельных автомобилей позволяет экономить средства потребителей. Теперь Volkswagen вынужден адаптироваться к новой реальности.

Новый генеральный директор Volkswagen Маттиас Мюллер летом 2016 года представил план развития компании Together — Strategy 2025, в соответствии с которым планируется сделать ставку на развитие электромобилей, а общий модельный ряд сократить на 15-20%. Volkswagen хочет трансформироваться в лидирующего поставщика систем устойчивой мобильности (то есть оказывающих положительное экологическое и экономическое воздействие на устойчивость развития общества).

Вслед за Volkswagen свой стратегический план пересмотрела и Audi, также сделавшая ставку на электромобили. К 2020 году в Audi планируют запустить в серийное производство три модели электромобилей, а к 2025 году довести их долю до 25-30% (то есть ежегодные продажи по плану должны составить 400-500 тысяч электромобилей). . «Зеленые» цели сегодня ставит перед собой большинство автопроизводителей мира — от Ford до Toyota.

Эти планы кажутся труднореализуемыми, учитывая инертность населения и малую эффективность уже затраченных гигантских средств на продвижение «зеленого» транспорта. Массовая пересадка автомобилистов на «зеленые» автомобили в ближайшие 5-10 лет, вероятно, так и останется мечтой идеалистов и экологов. Низкие цены на нефть осложняют этот процесс. Электромобили продолжают оставаться в первую очередь сегментом для богатых. Даже в США, несмотря на активный маркетинг, доля «зеленого» транспорта все еще не превышает 5%. Однако экологическая повестка для западных политиков и потребителей остается исключительно важной, поэтому «зеленые» планы будут сохранять свое лобби в обозримом будущем.

Неопределенность дальнейшей траектории развития рынка велика, но Volkswagen и его конкуренты активизировали поиск новых точек роста и выходят из кризиса через очередной пересмотр основ автомобилестроения в направлении производства электромобилей и гибридов.

Примечания:

1 Источник: Bloomberg. http://www.bloomberg.com/quote/VOW3:GR


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
24.01.2025

Уважаемые авторы! Обращаем ваше внимание на то, что прием статьей в выпуски издания «Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН» на 2025 год ЗАКРЫТ! Номера текущего года полностью укомплектованы.

подробнее...

22.01.2025

Академик-секретарь Отделения глобальных проблем и международных отношений РАН, президент ИМЭМО РАН Александр Дынкин представил научному сообществу нового руководителя Института Соединенных Штатов Америки и Канады имени академика А.Г. Арбатова Российской академии наук (ИСКРАН) – Наталью Цветкову.

подробнее...

Вышли из печати