План Байдена по электрификации автотранспорта и модернизации транспортной инфраструктуры США

275

used photo: The first Model 3 production cars, ready for delivery by Steve Jurvetson (2017)
// www.flickr.com/photos/jurvetson/

© Дмитриев С.С., 23.08.2021

Администрация Байдена убеждена, что будущее – за электрифицированным транспортом. Президент своим распоряжением предписал довести к 2030 г. долю автомобилей с нулевым уровнем выбросов в продажах всех новых автомобилей в США до 50%1. При этом, как сами транспортные средства, так и аккумуляторы для них, «должны быть произведены здесь, в Америке». К категории без эмиссионных отнесены автомобили, работающие от аккумуляторных батарей (АКБ), гибридные, на которых установлены как электрический двигатель, так и двигатель внутреннего сгорания (ДВС), а также автомобили на топливных элементах. Обеспечить лидерство США в мире предлагается за счет внедрения технологий нового поколения, переоснащения производственных цепочек поставок и инвестиций в создание первой национальной сети зарядных станций.

Поставленная задача выглядит достаточно амбициозной, принимая во внимание сложившееся отставание США в гонке за лидерство в производстве и использовании электротранспорта. На долю этой страны приходится 17% мирового парка электромобилей, тогда как на Китай – 44%, Европу – 31%. В ежегодных продажах автомобилей электротранспорт занимает в США менее 4%, тогда как в Великобритании – 11%, Евросоюзе – 10%, Китае – 6%. По данным МЭА в 2020 г. в мире было зарегистрировано 3 млн новых электромобилей. Лидировала Европа с 1,4 млн новых регистраций. Далее следовали Китай – 1,2 млн и США – 295 тыс. новых электромобилей2. Темпы прироста продаж электромобилей в США до недавнего времени были достаточно высокими – по сравнению с 2016 г. их парк увеличился втрое. Однако в последнее время они замедлились из-за сокращения спроса, спровоцированного пандемией, и снижения популярности подключаемых гибридов.

Администрация Байдена намерена восстановить интерес потребителей с помощью субсидий и налоговых льгот, позволяющих компенсировать разницу в стоимости электромобилей и автомобилей с ДВС (в соответствии с действующим в настоящее время законодательством, федеральные стимулы должны сокращаться по мере наращивания выпуска электрокаров). Намечается также расширить закупки электротранспорта для муниципальных нужд. Байден осудил «недальновидную» политику Трампа и объявил о своем намерении ввести с 2030 г. более жесткие нормативы экономии топлива и выбросов для легковых автомобилей с ДВС. Готовятся также стандарты топливной эффективности для средних и тяжелых грузовиков, которые возможно станут обязательными в 2027-2030 гг. Стимулирующие меры разрабатываются и на уровне отдельных штатов. В частности Калифорния намеревается полностью запретить с 2035 г. продажу новых автомобилей, работающих на бензине и дизельном топливе3.

Большая тройка американских автомобильных компаний General Motors, Ford и Stellantis (результат слияния Fiat Chrysler Automobiles с французской Groupe PSA) в целом поддержала инициативу Байдена. В частности General Motors пообещала, начиная с 2035 г., выпускать только электрические легковые автомобили, а Stellantis намерена повысить к указанному сроку долю электромобилей в продажах в Европе до 70% и до 35% - в США. Впрочем, одобренные автопроизводителями США ориентиры, не являются для них обязательными. Показательно также отсутствие в указанном перечне компании Tesla, занимающей лидирующие позиции в стране на рынке электромобилей (80% продаж). Это объясняется трениями между руководством Tesla и вашингтонской демократической администрацией, вызванными негативным отношением Маска к профсоюзам. Интерес автоконцернов к плану Байдена во многом подогревается обещаниями Белого дома усилить стимулирование автопроизводителей. Сейчас американские компании, теряющие по оценке до 10-12 тыс. долл. на каждом электромобиле, вынуждены компенсировать эти потери за счет корректировки цен на популярные модели внедорожников с ДВС4. При этом инвестиции в новые предприятия по-прежнему остаются высоко рискованными. Известно, в частности, что компании Ford пришлось списать инвестиции, уже вложенные в разработку электропикапа.

Одобренный Сенатом двухпартийный законопроект по модернизации инфраструктуры страны предусматривает выделение 7.5 млрд долл. на создание сети зарядных станций для электромобилей. Сейчас пункты зарядки сосредоточены в основном в крупных мегаполисах. С 2015 г. их численность возросла с 32 до всего 42 тыс. (102 тыс. индивидуальных розеток), треть из которых находится в Калифорнии. В столице США насчитывается лишь 237 зарядных станций (630 розеток). По прогнозам, к концу текущего десятилетия число зарядных станций предполагается довести до 800 тыс. – 1.7 млн5.

Тот факт, что мировым лидером в производстве электромобилей и аккумуляторов остается Китай, Вашингтон считает долгосрочной угрозой для своей национальной безопасности. По мнению Байдена от этого зависит, будут ли США лидировать или отставать в «гонке за будущее». Вашингтон видит причину успеха Пекина в том, что в основу конструкций китайских электрокаров заложены технологии, запатентованные в США, а на китайских предприятиях работают бывшие сотрудники американских корпораций. Между тем, некоторые американские компании считают взаимодействие с КНР весьма выгодным и перспективным. В частности Tesla производит электрокары в Китае и сотрудничает с китайским производителем аккумуляторов CATL. Американская компания также работает над созданием своего нового центра исследований и разработок в КНР и планирует производить в этой стране дешевый компактный автомобиль стоимостью менее 25 тыс. долл. как для внутреннего рынка, так и на экспорт6.

Достигнутый к настоящему времени прогресс смягчает, но не отменяет полностью присущие электротранспорту недостатки, в числе которых: ограниченная автономность, малая пригодность для эксплуатации при низких температурах, низкая востребованность в сфере грузоперевозок, дефицит станций обслуживания, высокая стоимость и низкая скорость зарядки аккумуляторных батарей, ограниченный срок службы, а также токсичность и взрывоопасность АКБ. По этой же причине электромобили имеют невысокую ценность на вторичном рынке. По оценке Аргоннской национальной лаборатории минэнерго США необходимо как минимум впятеро увеличить емкость и снизить стоимость литий-ионных аккумуляторов, чтобы сделать электротранспорт действительно массовым. Сейчас электромобили верхнего ценового диапазона способны проезжать без подзарядки в среднем до 350 ‒ 550 км. Считается, что их привлекательность резко повысится, если их пробег на одном заряде составит не менее 700‒800 км. Спрос на электрокары также во многом будет зависеть от динамики внутренних цен на бензин и дизтопливо и тарифов на электричество.

Наращивая производство электромобилей, США неизбежно столкнутся с проблемой обеспечения автосборочных предприятий аккумуляторами и электронными компонентами, конкуренция за которые на мировом рынке обостряется. При этом лидерство азиатских стран на этом рынке только усиливается. Китайской CATL, например, по итогам первого полугодия текущего года удалось увеличить свою долю в производстве тяговых аккумуляторов для электромобилей до 29,9%, южнокорейской LG Energy Solution - до 24,5%, Panasonic занимает третье место на этом рынке – 15%7. При этом Panasonic больше не является акционером Tesla, хотя и остается поставщиком АКБ для американской компании.

Важным лимитирующим фактором для США является также зависимость автопромышленности этой страны от импорта лития, меди, кобальта, никеля, марганца, неодима и других металлов, необходимых для производства электрокаров и аккумуляторов. Так, для производства одного электрокара требуется в среднем 21 кг кобальта, при этом нехватка этого металла прогнозируется уже в 2020-х гг. Чувствительным для демократической администрации США моментом является и тот факт, что 60% всего кобальта в мире добывается в шахтах ДР Конго, в том числе с использованием детского труда. При производстве электромобилей уже сейчас используется порядка 14% всего добываемого в мире лития, а к 2025 г. этот показатель может возрасти до 40%. Озабоченность Вашингтона вызывает и тот факт, что 95% мировых запасов редкоземельных металлов (РЗМ) находятся в Китае. Эта страна производит 58% и контролирует 85% мировых перерабатывающих мощностей РЗМ, тогда как на США приходится всего 15% добычи РЗМ при отсутствии их переработки8.

Защитники окружающей среды в США не одобряют идею Белого дома о переносе добычи лития и РЗМ на территорию США. Однако в целом план Байдена получил поддержку со стороны «зеленого» движения, сторонники которого убеждены, что электромобили вообще не производят вредных выбросов. Положительно оценивая программу действия Вашингтона, они требуют еще выше – до 60% поднять норматив по доле электрокаров в будущих продажах автомобилей. Между тем, исследования научных центров США доказывают, что электрокары не обязательно экологичнее, чем автомобили, работающие на ископаемом топливе. К такому выводу пришли, в частности, эксперты Американского института нефти: «Многочисленные исследования показывают, что на продолжении жизненного цикла различные автомобильные силовые агрегаты приводят к аналогичным выбросам парниковых газов»7. Неизбежные выбросы CO2 образуются в процессе производства, эксплуатации и утилизации, как электромобилей, так и аккумуляторных батарей. В частности, исследование IHS Markit по цепочке «от (нефтяной) скважины до руля показало, что типичная точка равновесия по выбросам CO2 для электромобилей в сравнении с автомобилями с ДВС достигается в среднем после пробега не менее 24-32 тыс. км, после чего электромобили начинают меньше загрязнять природную среду. А эксперты Института экономических исследований (IFO) при Мюнхенском университете вообще посчитали, что углеродный след от бензинового Mercedes-Benz по всей производственной цепочке оказался меньше чем у Tesla9.

Установлено, что повсеместное распространение электромобилей неизбежно приведёт к росту электропотребления, замедлит вывод из эксплуатации угольных электростанций и спровоцирует снижение спроса на бензин и дизельное топливо. В ряде регионов электрические сети необходимо будет модернизировать, чтобы удовлетворить возросший спрос на электроэнергию. Подсчитано, что к 2030 г. на каждый реализованный электроавтомобиль потребуется инвестировать 1100 долл. в модернизацию энергосетей10. Опасение вызывает также перспектива потери рабочих мест на предприятиях, выпускающих автомобили с ДВС, автосервисах и АЗС.

Показательно, что некоторые штаты США начали ограничивать распространение электротранспорта, в частности на том основании, что их владельцы не тратят деньги на заправках и тем самым уменьшают налоговые поступления в местные бюджеты. Кроме того, собственникам машин с ДВС не нравится, что владельцы электрокаров не возмещают затраты на ремонт автодорог. Так, Индиана ввела дополнительный сбор в 150 долл. в год с владельцев электрокаров, дополнительные сборы с владельцев электромобилей действуют также в Мичигане, Миннесоте и Арканзасе. В качестве выхода из ситуации предлагается уравнять условия для владельцев электрокаров и автомобилей с ДВС, а также вкладывать больше средств в повышение топливной экономичности традиционного автотранспорта.

Оценки, когда будет достигнут ценовой паритет электромобилей с автомобилями с ДВС, противоречивы. Большинство аналитиков считает, что это произойдет не ранее 2027 г., а скорее всего позже11. В течение срока своей эксплуатации электромобили действительно обеспечивают экономию на топливе и расходах на техническое обслуживание, однако размеры экономии широко варьируются, в зависимости от модели и страны их использования. В частности, сопоставив стоимость владения популярным электромобилем Tesla Model 3 с бензиновыми Toyota Camry и BMW 3 Series, эксперты Tesla пришли к выводу, что на протяжении первых пяти лет эксплуатации самым экономичным вариантом является Toyota Camry, но при этом Model 3 лишь ненамного уступила лидеру. Их вывод состоит в том, что в США, несмотря на более высокую начальную стоимость, уже после первых пяти лет эксплуатации или первых 100 тыс. км пробега, каждый следующий километр начинает обходиться дешевле владельцам электрокаров12.

По прогнозу Wood Mackenzie, к 2050 г. электромобили на аккумуляторных батареях станут доминирующим видом автомобильного транспорта, тогда как доля продаж автомобилей с ДВС упадет до менее 20%13. Консультационная компания IHS Markit также считает, что численность автомобилей с ДВС в мире будет продолжать расти - до 284 млн к 2025 г. При этом доля электромобилей в продажах увеличится с 12% в 2020 г. до 47% в 2025 г. Однако по их оценке даже если половина новых автомобилей, проданных в мире в 2035 г., будет с нулевым уровнем выбросом, 70% транспортных средств по-прежнему будут работать на бензине или дизельном топливе. Подсчитано, что для того чтобы все новые автомобили были электрическими, на замену всего автопарка потребуется более 16 лет. А для того, чтобы сократить на 50% выбросы парниковых газов автотранспортом потребовалось бы свыше 10 лет14.

По мнению Deloitte, Китай имеет все шансы занять к 2030 г. 49% мирового рынка электромобилей, тогда как на Европу будет приходиться 27%, а на США – только 14%. Имеются также опасения, что Volkswagen превзойдет Tesla по объему продаж электромобилей уже к середине 2020-х гг. и станет ведущим производителем электромобилей в мире. Так что США, объявившие себя лидером борьбы с изменением климата, вряд ли окажутся в состоянии достигнуть поставленных администрацией Байдена целей по декарбонизации транспорта.

Примечания:

1 Biden Targets Half of US Car Sales to be Zero-Emission by 2030. IBT. August 5, 2021 \\ https://www.ibtimes.com/biden-targets-half-us-car-sales-be-zero-emission-2030-3267090
2 Global EV Outlook 2021. IEA. Paris, April 2021 \\ https://www.iea.org/reports/global-ev-outlook-2021/trends-and-developments-in-electric-vehicle-markets#abstract
3 USDOT Proposes Improved Fuel Economy Standards for MY 2024-2026 Passenger Cars and Light Trucks. Washington, DC, August 5, 2021 \\ https://www.transportation.gov/briefing-room/usdot-proposes-improved-fuel-economy-standards-my-2024-2026-passenger-cars-and-light
4 The Electric Vehicle Welfare State. The Wall Street Journal, August 5, 2021 \\ https://www.wsj.com/articles/the-electric-vehicle-welfare-state-joe-biden-auto-makers-gm-volkswagen-stellantis-11628201680?mod=hp_opin_pos_1
5 Desilver D. Today’s Electric Vehicle Market: Slow Growth in U.S., Faster in China, Europe. Pew Research Center, June 7, 2021 \\ https://www.pewresearch.org/fact-tank/2021/06/07/todays-electric-vehicle-market-slow-growth-in-u-s-faster-in-china-europe/
6 Loveday S. Tesla China R&D Center to Go Online Soon: $25K Car Coming? Inside EVs, August 10, 2021\\ https://insideevs.com/news/525737/tesla-design-center-online-soon/
7 Lienert P. Detroit Analysis: When Do Electric Vehicles Become Cleaner than Gasoline Cars? Reuters, July 7, 2021 \\ https://www.reuters.com/business/autos-transportation/when-do-electric-vehicles-become-cleaner-than-gasoline-cars-2021-06-29/
8 Nunez C. Rare Earth Supply Disruptions Have Long-Range Impacts, Computer Model Shows. Argonne National Laboratory, Lemont, IL, May 20, 2021 \\ https://www.anl.gov/article/rare-earth-supply-disruptions-have-longrange-impacts-computer-model-shows
9 Schultz H. ifo Schnelldienst: Electric Vehicles are not a Panacea for Climate Change. IFO Institute, Munich, April 17, 2019 \\ https://www.ifo.de/en/node/37982
10 Arora A., Niese N. a.o. Why Electric Cars Can’t Come Fast Enough. BCG, Boston, MA, April 20, 2021 \\ https://www.bcg.com/en-ru/publications/2021/why-evs-need-to-accelerate-their-market-penetration
11 Nedelea A. Study Finds EV Cost of Ownership Is 40% Lower Than ICE. Inside EVs, August 17, 2021 \\ https://insideevs.com/news/527165/study-evs-ownership-40percent-lower/
12 Что выгоднее: электромобиль или авто на бензине? Tesla сравнила стоимость владения Model 3, Toyota Camry и BMW 3 Series. 19 августа 2021 \\ https://www.ixbt.com/news/2021/08/19/tesla-model-3-toyota-camry-bmw-3-series.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com&utm_campaign=dbr
13 Mehta P. The global electric vehicle race is heating up. Who will lead the EV charge? Wood Mackenzie, 11 August 2021 \\ https://www.woodmac.com/news/opinion/the-global-electric-vehicle-race-is-heating-up/
14 Krisher T. America’s Gas-Fueled Vehicles Imperil Biden’s Climate Goals. AP News, April 24, 2021 \\ https://apnews.com/article/environment-and-nature-technology-business-climate-c5d0dbc162a8901bf8cf62e10333f5df


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.09.2021

Вышел из печати 2-й номер квартального бюллетеня «Российский Экономический Барометр» за 2021 год на русском языке.

подробнее...

28.09.2021

В онлайн-формате состоялся очередной научный семинар Центра европейских исследований. Тема семинара: «Экологизация электроэнергетики в Евросоюзе: основные тренды».

подробнее...

Вышли из печати