Цифровые технологии: политика расширения доступности и развития навыков использования в Европе и России

517
DOI: 10.20542/0131-2227-2020-64-4-70-83
Н. Плотичкина, ФГБОУ ВО “Кубанский государственный университет”, РФ, 350040 Краснодар, ул. Ставропольская, 149 (oochronos@mail.ru);
Е. Морозова, ФГБОУ ВО “Кубанский государственный университет”, РФ, 350040 Краснодар, ул. Ставропольская, 149 (morozova_e@inbox.ru);
И. Мирошниченко, ФГБОУ ВО “Кубанский государственный университет”, РФ, 350040 Краснодар, ул. Ставропольская, 149 (mirinna78@mail.ru)

Аннотация. В информационном обществе возник новый вид социального неравенства – диспаритет в доступности и навыках использования цифровых технологий, или цифровое неравенство. Авторы раскрывают проявления указанного неравенства и акцентируют роль цифровой инклюзии (расширения охвата цифровыми технологиями) в его ослаблении. Сопоставляются показатели цифрового неравенства в европейских (и некоторых других) странах и России, выделены основные типы политик цифровой инклюзии и субъекты их реализации. Массовое овладение цифровыми навыками представлено как основополагающий индикатор цифровой инклюзии. Ключевыми акторами в ее стимулировании выступают государство и система образования. Вместе с тем в развитии цифровых навыков у различных групп населения значима роль НКО, местных сообществ, библиотек и межсекторного взаимодействия. Характеризуется система мониторинга политики цифровой инклюзии.

Ключевые слова: цифровое неравенство, цифровая инклюзия, цифровая социализация, политика цифровой инклюзии, межсекторное взаимодействие


Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-011-00975 “Субъективное пространство политики: возможности и  вызовы сетевого общества”.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Negroponte N. Being Digital. New York, Hodder and Stoughton, 1995. 243 p.
  2. Zittrain J. The Future of the Internet – And How to Stop It. New Haven, CT; London, Yale Univ. Press, 2008. 342 p.
  3. Асмолов Г.А., Асмолов А.Г. Интернет как генеративное пространство. Вопросы психологии, 2019, № 4, сс. 3-28. [Asmolov G.A., Asmolov A.G. Internet kak generativnoe prostranstvo [The Internet as a Generative Space]. Voprosy psikhologii, 2019, no. 4, pp. 3-28.]
  4. Морозова Е.В., Мирошниченко И.В., Рябченко Н.А. Фронтир сетевого общества. Мировая экономика и международные отношения, 2016, т. 60, № 2, сс. 83-97. [Morozova E. V., Miroshnichenko I.V., Ryabchenko N.A. Frontir setevogo obshchestva [The Frontier of Network Society]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2016, vol. 60, no. 2, pp. 83-97.]
  5. Лапкин В.В., Семененко И.С. “Человек политический” перед вызовами “infomodernity”. Полис. Политические исследования, 2013, № 6, сс. 64-81. [Lapkin V.V., Semenenko I.S. “Chelovek politicheskii” pered vyzovami “infomodernity” [“Political Person” before the Challenges of “Infomodernity”]. Polis. Political Studies, 2013, no. 6, pp. 64-81.]
  6. Садовая Е.С. Человек в цифровом обществе: динамика социально-трудовых отношений. Южно-российский журнал социальных наук, 2018, т. 19, № 3, сс. 6-20. [Sadovaya E.S. Chelovek v tsifrovom obshchestve: dinamika sotsial’no-trudovykh otnoshenii [People in a Digital Society: Dynamics of Social and Labor Relations]. South-Russian Journal of Social Sciences, 2018, vol. 19, no. 3, pp. 6-20.] DOI:10.31429/26190567-19-3-6-20
  7. Мельникова Т.С. Роль цифровой социализации в процессе модернизации политической культуры современной России: постановка исследовательских задач. Власть, 2017, № 7, сс. 80-85. [Mel’nikova T.S. Rol’ tsifrovoi sotsializatsii v protsesse modernizatsii politicheskoi kul’tury sovremennoi Rossii: postanovka issledovatel’skikh zadach [The Role of Digital Socialisation in the Process of Modernizing Political Culture in Present Russia: Setting the Research Goals]. Vlast’, 2017, no. 7, pp. 80-85.]
  8. Мороз О.В. Практики дигитального обучения: как стать ответственным горожанином? Шаги, 2017, № 3 (2), сс. 117-130. [Moroz O.V. Praktiki digital’nogo obucheniya: kak stat’ otvetstvennym gorozhaninom? [Practices of Digital Training: How to Become a Responsible Citizen?] Shagi, 2017, no. 3 (2), pp. 117-130.]
  9. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире. Социальная психология и общество, 2018, т. 9, № 3, сс. 71-80. [Soldatova G.U. Tsifrovaya sotsializatsiya v kul’turno-istoricheskoi paradigme: izmenyayushchiisya rebenok v izmenyayushchemsya mire [Digital Socialization in the Cultural-Historical Paradigm: A Changing Child in a Changing World]. Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo, 2018, vol. 9, no. 3, pp. 71-80.] DOI:10.17759/ sps.2018090308
  10. Al-Muwil A., Weerakkody V., El-haddadeh R., Dwivedi Y. Balancing Digital-By-Default with Inclusion: A Study of the Factors Influencing E-Inclusion in the UK. Information Systems Frontiers, 2019, no. 21, pp. 635-659. Available at: https://ideas.repec.org/a/spr/infosf/v21y2019i3d10.1007_s10796-019-09914-0.html (accessed 29.12.2019).
  11. Дедюлина М.А. Цифровое неравенство: философское осмысление. Studia Humanitatis, 2017, № 2. [Dedyulina M.A. Tsifrovoe neravenstvo: filosofskoe osmyslenie [Digital Inequality: Philosophical Thinking]. Studia Humanitatis, 2017, no. 2.] Available at: http://st-hum.ru/content/dedyulina-ma-cifrovoe-neravenstvo-filosofskoe-osmyslenie (accessed 29.12.2019).
  12. Бондаренко С. Цифровое неравенство. Наука и жизнь, 2001, № 6. [Bondarenko S. Tsifrovoe neravenstvo [Digital Inequality]. Nauka i zhizn’, 2001, no. 6.] Available at: https://www.nkj.ru/archive/articles/6053/ (accessed 29.12.2019).
  13. Van Deursen A.J.A.M., Helsper E., Eynon R., van Dijk J.A.G.M. The Compoundness and Sequentiality of Digital Inequality. International Journal of Communication, 2017, no. 11, pp. 452-473.
  14. Van Deursen A.J.A.M., van Dijk J.A.G.M. The Digital Divide Shifts to Differences in Usage. New Media and Society, 2013, no. 16, pp. 507-526.
  15. OECD Skills Outlook 2019: Thriving in a Digital World. Paris, OECD Publishing, 2019. Available at: https://doi.org/10.1787/df80bc12-en (accessed 29.12.2019).
  16. Helsper E., van Deursen A.J.A.M. Digital Skills in Europe: Research and Policy. Digital Divides. Ed. by Andreasson K. Boca Raton, CRC Press, Taylor & Francis Group, 2015, pp. 125-149.
  17. Волченко О.В. Динамика цифрового неравенства в России. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, 2016, № 5, сс. 163-182. [Volchenko O.V. Dinamika tsifrovogo neravenstva v Rossii [Dynamics of Digital Inequality in Russia]. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes Journal, 2016, no. 5, pp. 162-181.] DOI:10.14515/monitoring.2016.5.10
  18. European Commission. A Digital Agenda for Europe. Brussels: European Commission COM. 2010, 19 May. Available at: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52010DC0245R(01)&from=EN (accessed 29.12.2019).
  19. Rosa Ribeiro F. Digital Inclusion as Public Policy Disputes in The Human Rights Field. International Journal of Human Rights, 2013, vol. 10, no. 18, pp. 33-54.
  20. Scheerder A., van Deursen A.J.A.M., van Dijk J.A.G.M. Determinants of Internet Skills, Uses and Outcomes. A Systematic Review of the Second-and Third-Level Digital Divide. Telematics and Informatics, 2017, no. 34(8), pp. 1607-1624. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.tele.2017.07
  21. Capacity Building in a Changing ICT Environment. Geneva, ITU, 2018. Available at: https://academy.itu.int/main-activities/research-publications/capacity-building-changing-ict-environment-2018 (accessed 29.12.2019).
  22. Carretero S., Vuorikari R., Punie Y. DigComp 2.1: The Digital Competence Framework for Citizens with Eight Proficiency Levels and Examples of Use. Luxembourg, Publications Office of the European Union, 2017. 48 p. DOI:10.2760/38842 Available at: https://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/bitstream/JRC106281/web-digcomp2.1pdf_(online).pdf (accessed 03.02.2020).
  23. Building Digital Competencies to Benefit from Frontier Technologies. UNCTAD New York, United Nations Publications, 2019. Available at: https://unctad.org/en/pages/PublicationWebflyer.aspx?publicationid=2449 (accessed 29.12.2019).
  24. International Telecommunication Union. Measuring the Information Society. Report 2018. Vol. 1. Geneva, ITU, 2018. Available at: https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Pages/publications/misr2018.aspx (accessed 29.12.2019).
  25. UK Digital Strategy 2017. Available at: https://www.gov.uk/government/publications/uk-digital-strategy/uk-digital-strategy (accessed 29.12.2019).
  26. Orlik J., Casasbuenas J., Helkkula K. Digital Frontrunners – Designing Inclusive Skills Policy for the Digital Age. London, NESTA, 2018. Available at: https://media.nesta.org.uk/documents/Digital_Frontrunners_Web.pdf (accessed 29.12.2019).
  27. Realising Digital Myanmar. Leapfrogging to an Inclusive Digital Economy. Available at: https://www.telenor.com/wp-content/uploads/2018/02/Telenor-Realising-Digital-Myanmar-Report‑06-February.pdf (accessed 29.12.2019).
  28. International Telecommunication Union. Digital Skills Toolkit. Geneva, ITU, 2018. Available at: https://www.itu.int/en/ITU-D/Digital-Inclusion/Documents/ITU%20Digital%20Skills%20Toolkit.pdf (accessed 29.12.2019).
  29. OECD Digital Economy Outlook 2017. Paris, OECD Publishing, 2017. Available at: https://www.oecd.org/sti/oecd-digital-economy-outlook-2017-9789264276284-en.htm (accessed 29.12.2019).
  30. Паспорт приоритетного проекта “Современная цифровая образовательная среда в РФ”. Утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25.10.2016 № 9, с изм. от 27.09.2017 № 10. [The Passport of National Project “Modern Digital Educational Environment in Russia”. Approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation on Strategic Development and Priority Projects, Protocol dated 25.10.2016 № 9, with amendments dated 27.09.2017 № 10 (In Russ.)] Available at: http://government.ru/projects/selection/643/25682/ (accessed 29.12.2019).
  31. Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие образования”. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 04.10.2018) [Approval of the State Programme of the Russian Federation “Development of education”. Resolution of the Government of the Russian Federation of 26.12.2017 no. 1642 (ed. of 04.10.2018) (In Russ.)] Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474 (accessed 29.12.2019).
  32. Паспорт национальной программы “Цифровая экономика Российской Федерации”. Утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и нац. проектам 24.12.2018, протокол № 16.т. [The Passport of the National Program “Digital Economy of the Russian Federation”. Approved by Presidium of Council for Strategic Development and National Projects under the President of Russian Federation 24.12.2018, Protocol no. 16.t (In Russ.)] Available at: https://base.garant.ru/72190282/ (accessed 29.12.2019).
  33. The Digital Skills and Jobs Coalition. Available at: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/digital-skills-jobs-coalition (accessed 29.12.2019).
  34. Digital Inclusion Reports and Resources (ITU). Available at: https://www.itu.int/en/ITU-D/Digital-Inclusion/Pages/Reports_and_Resources.aspx (accessed 29.12.2019).
  35. Ainley J., Schulz W., Fraillon J. A Global Measure of Digital and ICT Literacy Skills. Paris, UNESCO, 2016. 21 p. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000245577 (accessed 29.12.2019).
  36. Going Digital: Shaping Policies, Improving Lives – Summary, OECD. Paris, OECD Publishing, 2019. Available at: www.oecd.org/going-digital/going-digital-synthesis-summary.pdf (accessed 29.12.2019).
  37. Helsper E. Digital Inclusion in Europe: Evaluating Policy and Practice. 2014. Available at: https://blogs.lse.ac.uk/medialse/2014/06/18/digital-inclusion-in-europe-evaluating-policy-and-practice/ (accessed 29.12.2019).

Размещено в РИНЦ

Ссылка для цитирования:

Плотичкина Н., Морозова Е., Мирошниченко И. Цифровые технологии: политика расширения доступности и развития навыков использования в Европе и России. Мировая экономика и международные отношения, 2020, т. 64, № 4, сс. 70-83. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2020-64-4-70-83



Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Индексируется

 

 

 

 

Уважаемые авторы, обращаем ваше внимание, что в Перечне ВАК рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук для журнала “МЭ и МО” зафиксированы следующие специальности:
экономические науки:
5.2.5. Мировая экономика
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
политические науки:
5.5.4. Международные отношения
5.5.1. История и теория политики
5.5.2. Политические институты, процессы, технологии
Текущий номер
т. 68, № 3, 2024
Актуальные темы номера:
  • Бреттон-Вудс 2.0: на пути к новой мировой финансовой архитектуре
  • Трансформация партийно-политической системы ЕС накануне евровыборов-2024
  • Южная Азия в региональной и мировой политике
Отправить статью
ПРИГЛАШЕНИЕ К ПУБЛИКАЦИИ
Редакция журнала приглашает авторов к написанию аналитических статей по следующим темам:
  • изменения в процессах глобализации в современных условиях
  • формирование нового мирового порядка
  • цивилизационные сдвиги на этапе перехода к “цифровому обществу”

Также редакция заинтересована в публикации обобщающих статей / научных обзоров, раскрывающих основные тенденции в развитии отдельных регионов мира – Латинской Америки, Африки, Южной Азии и др.