Цифровизация мировой торговли: масштабы, формы, последствия

260
DOI: 10.20542/0131-2227-2020-64-1-15-25

И. Стрелец, МГИМО МИД России, РФ, 119454 Москва, пр-т Вернадского, 76 (i_strelets@mail.ru);
С. Чебанов, ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН, РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23 (scheb@imemo.ru)


Аннотация

Рассматриваются особенности развития международной торговли в условиях формирования глобальной цифровой экономики. Все более активное использование новейших информационно-коммуникационных технологий (цифровизация) заметно ускоряет экспортно-импортные трансакции, позволяет существенно расширить круг участников трансграничного оборота товаров и услуг, вовлекать в него новые ресурсы. Особое значение приобрели платформенные решения. Вместе с тем, помимо несомненных положительных эффектов, рост масштабов и значения электронной коммерции создает ряд проблем, в частности формируются дополнительные предпосылки к монополизации торгового обмена между странами. Требуют разрешения фундаментальные вопросы регулирования этой новой сферы международного взаимодействия.


Ключевые слова

цифровая экономика, мировая торговля, ИКТ-технологии, цифровизация, электронная коммерция, e-commerce, интернет-платформы, глобальные цепочки стоимости (ГЦС), США, Китай, развивающиеся страны


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Negroponte N. Being Digital. New York, Alfred A. Knopf, 1995. 243 p.

2. Tapscott D. The Digital Economy: Promise and Peril in the Age of Networked Intelligence. New York, McGraw-Hill, 1995. 342 p.

3. World Trade Organization. Work Programme on Electronic Commerce Draft Ministerial Decision of 13 December 2017, WT/MIN(17)/65 WT/L/1032, Ministerial Conference Eleventh Session, Buenos Aires, December 10–13, 2017. 5 p.

4. Афонцев С. Новые тенденции в развитии мировой экономики. Мировая экономика и международные отношения, 2019, том 63, № 5, сс. 36-46. [Afontsev S. Novye tendentsii v razvitii mirovoi ekonomiki [New trends in global economy]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2019, vol. 63, no. 5, pp. 36-46.] DOI:10.20542/0131-2227-2019-63-5-36-46

5. Иванова Н., Мамедьяров З. Наука и инновации: конкуренция нарастает. Мировая экономика и международные отношения, 2019, том 63, № 5, сс. 47-56. [Ivanova N., Mamed’yarov Z. Nauka i innovatsii: konkurentsiya narastaet [R&D and innovation: competition is growing]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2019, vol. 63, no. 5, pp. 47-56.] DOI:10.20542/0131-2227-2019-63-5-47-56

6. Shapiro C., Varian H. Information Rules: a Strategic Guide to the Network Economy. Boston, Harvard Business School Press, 1999. 352 p.

7. Shy O. The Economics of Network Industries. New York, Cambridge University Press, 2001. 315 p.

8. Freund C., Hufbauer Cl. G., Jung E. Enhancing Export Opportunities for Small and Medium-Sized Enterprises. Available at: https://piie.com/system/files/documents/pb16-7.pdf (accessed 30.07.2019).

9. Evans D. The Internet of Things: How the Next Evolution of the Internet Is Changing Everything. CISCO White Paper. April 2011. Available at: http://www.cisco.com/web/about/ac79/docs/innov/IoT_IBSG_0411FINAL.pdf (accessed 20.07.2019).

10. Church J., King I. Bilingualism and Network Externalities. Canadian Journal of Economics, 1993, no. 26, pp. 337-345.

11. Rysman M. The Economics of Two-Sided Markets. Journal of Economic Perspectives, 2009, no. 23(3), pp. 125-143.

12. Kaiser U., Wright J. Price Structure in Two-Sided Markets: Evidence from the Magazine Industry. International Journal of Industrial Organization, 2006, no. 24(1), pp. 1-28.

13. Hodgson C. Can the Digital Revolution Be Environmentally Sustainable? Available at: https://www.theguardian.com/global/blog/2015/nov/13/digital-revolution-environmental-sustainable (accessed 30.07.2019).

14. Freund C., Weinhold D. The Internet and International Trade in Services. American Economic Revue, 2002, no. 92(2), pp. 236-240.

15. Freund C., Weinhold D. The Effect of the Internet on International Trade. Journal of International Economy, 2004, no. 62, pp. 71-189.

16. Tang L. Communication Costs and Trade of Differentiated Goods. Revue of International Economy, 2006, no. 14(1), pp. 54-68.

17. Trade and Development 2018. Power, Platforms and Free Trade Delusion. New York, Geneva, UNCTAD, 2018. 132 p.

18. Status. Opportunities and Challenges of BRICS E-commerce. Vienna, UNIDO International Trade Centre, 2017. 73 p.

19. Global E-commerce Sales Surged to $29 Trillion. UNCTAD, March 29, 2019. Available at: https://unctad.org/en/pages/newsdetails.aspx?OriginalVersionID=2034 (accessed 30.08/2019).

20. Digital Economy Report 2019. Value Creation and Capture: Implications for Developing Countries. New York, Geneva, UNCTAD, 2019. 172 p.

21. Beckerman W. Distance and the Pattern of Intra-European Trade. Review of Economics and Statistics, 1956, vol. 38, pp. 31-40.

22. Cairncross F. The Death of Distance. How the Communications Revolution Will Change Our Lives. Boston, Harvard Business Review Press, 2001. 320 p.

23. Blum B., Goldfarb A. Does the Internet Defy the Law of Gravity. Journal of International Economics, 2006, vol. 70, pp. 384-405.

24. Cowgill B., Dorobantu C., Martens B. Does Online Trade Live Up to the Promise of a Borderless World? Evidence from the EU Digital Single Market. European Commission Joint Research Centre Institute for Prospective Technological Studies, Digital Economy Working Paper 2013/08. Available at: http://www.jrc.ec.europa.eu/ (accessed 25.08.2019).

25. Aid for Trade in Asia and the Pacific: Thinking Forward about Trade Costs and the Digital Economy. Mandaluyong City (Philippines), Asian Development Bank, 2015. 54 p.

26. Technological Innovation, Supply Chain Trade, and Workers in a Globalized World. Global Value Chain Development Report 2019. Washington, World Bank, April 2019. 196 p.

27. Who’s Smiling Now? OECD Observer, no. 296, Q3, 2013.

28. Ming Ye, Bo Meng, Shang-jin Wei. Measuring Smile Curves in Global Value Chains. IDE Discussion Paper, no. 530, Aug 27, 2015.

29. Made in the World: how Value Affects Trade Policy. OECD Observer, no. 294, Q1, 2013.

30. Duch-Brown N., Martens B. A New Perspective on the Exporter Productivity Premium: Online Trade. Routledge Journals, 2018, August, vol. 25(14), pp. 989-993.

31. The World of 2035. Global Outlook. Dynkin A., ed. Moscow, Magistr, 2018. 304 p.

32. Dugiel W., Latoszek E. Electronic Trade in the World Trade Organization – Difficulties in Negotiating an Agreement? The International Journal of Economic Behavior, 2018, vol. 8, pp. 133-143.

33. Wallace Ch., Brandi C. Governing Digital Trade – a New Role for the WTO. Bonn, Deutsches Institut fur Entwicklungspolitik (DIE). Briefing Paper no. 6/2019. Available at: http://hdl.handle.net/10419/199841 (accessed 02.07.19).


Правильная ссылка на статью:

Стрелец И., Чебанов С. Цифровизация мировой торговли: масштабы, формы, последствия. Мировая экономика и международные отношения, 2020, т. 64, № 1, сс. 15-25. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2020-64-1-15-25



Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Индексируется
 
Текущий номер
т. 64, № 2, 2020
Актуальные темы номера:
• Риски мировой рецессии в условиях кризиса глобализации
• Перформативная трампономика и финансовый рынок
• Военно-морской симпозиум Индийского океана (Опыт неформального регулирования безопасности морских пространств)
Открыть этот выпуск (т. 64, № 2, 2020)
Отправить статью

Уважаемые читатели!
Обращаем внимание, что на нашем сайте по истечении 6 месяцев с момента выхода в свет открываются полнотекстовые версии каждого выпуска журнала. Сейчас в свободном доступе выпуски за 2015–2018 гг. Работа по углублению открытого полнотекстового архива будет продолжена.

Уважаемые читатели!
В редакцию поступила электронная версия IV выпуска 2019 г. французского журнала Politique étrangère. Сотрудники ИМЭМО РАН могут получить ее, лично обратившись в нашу редакцию (комн. 18-17) со своим электронным носителем (пересылка по электронной почте невозможна по техническим причинам).

НОВЫЕ РУБРИКИ

Откликаясь на вызовы времени, редакция журнала продолжает открывать новые тематические рубрики:

“The Common Spaces”. На XX век пришелся процесс активного освоения так называемых общих пространств (common spaces) – Мирового океана, Космоса и Интернета, которые ранее в силу различных причин фактически являлись периферийными для человечества и либо вообще не использовались, либо это происходило менее интенсивно. С тех пор степень их освоения и использования лишь постоянно увеличивается, и несмотря на то что перспектива получения конкретных дивидендов от их использования зачастую является крайне долгосрочной, уровень конкурентной борьбы здесь постоянно усиливается, обусловливая рост межгосударственной конфликтности.

«Шелковый путь и перспективы Большой Евразии». Публикуются материалы, посвященные китайскому проекту Шелкового пути и его влиянию на социально-экономическое развитие различных стран Евразии и интеграционные процессы в этом мегарегионе.

«Африка сегодня и завтра». Рубрика посвящена современным проблемам Африки, которая привлекает растущий интерес со стороны ведущих мировых акторов. Планируем публиковать статьи о состоянии государственности, социально-экономическом и политическом развитии стран Черного континента, а также об интеграционных процессах между ними.

«Цивилизационые процессы современного развития» – новая рубрика, открываемая журналом в 2020 г. Она будет посвящена анализу влияния цивилизационных факторов и межцивилизационного взаимодействия на политическое и социально-экономическое развитие мира в целом, отдельных регионов и стран.

Уважаемые коллеги, авторы и читатели!

Убедительная просьба, по вопросам рецензирования научных изданий в нашем журнале обращаться непосредственно к главному редактору, курирующему рецензионную рубрику, или к ответственному секретарю редакции! Решения о заказе рецензий и их публикации принимает только главный редактор журнала!

КОНКУРС!

“МЭ и МО” объявляет конкурс на лучшую совместную научную публикацию отечественных и зарубежных исследователей и специалистов по актуальным вопросам мировой экономики и международных отношений. Победители будут определяться по результатам рецензирования и обсуждения на редакционной коллегии, а статьи – публиковаться в приоритетном порядке.

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

Печатная версия журнала “Мировая экономика и международные отношения” распространяется только по предварительной подписке, в розничную продажу не поступает. Осуществить подписку можно в любом почтовом отделении России по объединенному Каталогу Федерального управления почтовой связи (ФУПС), раздел “АРСМИ”, индекс журнала 70542 (на весь подписной период или начиная с любого ближайшего месяца на любое количество номеров журнала). 

Для приобретения полнотекстовой версии журнала в электронном формате следует обращаться на портал Научной электронной библиотеки eLIBRARY.ru или по адресу https://press.gaugn.ru/.

В журнале
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
                     Архив номеров
                     Индекс рубрик
                     Индекс авторов
                     Статьи за год
                     Авторы за год
По годам
2020 | 2019 | 2018 | 2017 | 2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 | 2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 | 2001 | 2000 | 1999 | 1998 | 1997 |

Мнения авторов статей и материалов могут не всегда совпадать с точкой зрения редакции