Цифровизация мировой торговли: масштабы, формы, последствия

3279
DOI: 10.20542/0131-2227-2020-64-1-15-25

И. Стрелец, МГИМО МИД России, РФ, 119454 Москва, пр-т Вернадского, 76 (i_strelets@mail.ru);
С. Чебанов, ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН, РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23 (scheb@imemo.ru)

Аннотация. Рассматриваются особенности развития международной торговли в условиях формирования глобальной цифровой экономики. Все более активное использование новейших информационно-коммуникационных технологий (цифровизация) заметно ускоряет экспортно-импортные трансакции, позволяет существенно расширить круг участников трансграничного оборота товаров и услуг, вовлекать в него новые ресурсы. Особое значение приобрели платформенные решения. Вместе с тем, помимо несомненных положительных эффектов, рост масштабов и значения электронной коммерции создает ряд проблем, в частности формируются дополнительные предпосылки к монополизации торгового обмена между странами. Требуют разрешения фундаментальные вопросы регулирования этой новой сферы международного взаимодействия.

Ключевые слова: цифровая экономика, мировая торговля, ИКТ-технологии, цифровизация, электронная коммерция, e-commerce, интернет-платформы, глобальные цепочки стоимости (ГЦС), США, Китай, развивающиеся страны


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Negroponte N. Being Digital. New York, Alfred A. Knopf, 1995. 243 p.

2. Tapscott D. The Digital Economy: Promise and Peril in the Age of Networked Intelligence. New York, McGraw-Hill, 1995. 342 p.

3. World Trade Organization. Work Programme on Electronic Commerce Draft Ministerial Decision of 13 December 2017, WT/MIN(17)/65 WT/L/1032, Ministerial Conference Eleventh Session, Buenos Aires, December 10–13, 2017. 5 p.

4. Афонцев С. Новые тенденции в развитии мировой экономики. Мировая экономика и международные отношения, 2019, том 63, № 5, сс. 36-46. [Afontsev S. Novye tendentsii v razvitii mirovoi ekonomiki [New trends in global economy]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2019, vol. 63, no. 5, pp. 36-46.] DOI:10.20542/0131-2227-2019-63-5-36-46

5. Иванова Н., Мамедьяров З. Наука и инновации: конкуренция нарастает. Мировая экономика и международные отношения, 2019, том 63, № 5, сс. 47-56. [Ivanova N., Mamed’yarov Z. Nauka i innovatsii: konkurentsiya narastaet [R&D and innovation: competition is growing]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2019, vol. 63, no. 5, pp. 47-56.] DOI:10.20542/0131-2227-2019-63-5-47-56

6. Shapiro C., Varian H. Information Rules: a Strategic Guide to the Network Economy. Boston, Harvard Business School Press, 1999. 352 p.

7. Shy O. The Economics of Network Industries. New York, Cambridge University Press, 2001. 315 p.

8. Freund C., Hufbauer Cl. G., Jung E. Enhancing Export Opportunities for Small and Medium-Sized Enterprises. Available at: https://piie.com/system/files/documents/pb16-7.pdf (accessed 30.07.2019).

9. Evans D. The Internet of Things: How the Next Evolution of the Internet Is Changing Everything. CISCO White Paper. April 2011. Available at: http://www.cisco.com/web/about/ac79/docs/innov/IoT_IBSG_0411FINAL.pdf (accessed 20.07.2019).

10. Church J., King I. Bilingualism and Network Externalities. Canadian Journal of Economics, 1993, no. 26, pp. 337-345.

11. Rysman M. The Economics of Two-Sided Markets. Journal of Economic Perspectives, 2009, no. 23(3), pp. 125-143.

12. Kaiser U., Wright J. Price Structure in Two-Sided Markets: Evidence from the Magazine Industry. International Journal of Industrial Organization, 2006, no. 24(1), pp. 1-28.

13. Hodgson C. Can the Digital Revolution Be Environmentally Sustainable? Available at: https://www.theguardian.com/global/blog/2015/nov/13/digital-revolution-environmental-sustainable (accessed 30.07.2019).

14. Freund C., Weinhold D. The Internet and International Trade in Services. American Economic Revue, 2002, no. 92(2), pp. 236-240.

15. Freund C., Weinhold D. The Effect of the Internet on International Trade. Journal of International Economy, 2004, no. 62, pp. 71-189.

16. Tang L. Communication Costs and Trade of Differentiated Goods. Revue of International Economy, 2006, no. 14(1), pp. 54-68.

17. Trade and Development 2018. Power, Platforms and Free Trade Delusion. New York, Geneva, UNCTAD, 2018. 132 p.

18. Status. Opportunities and Challenges of BRICS E-commerce. Vienna, UNIDO International Trade Centre, 2017. 73 p.

19. Global E-commerce Sales Surged to $29 Trillion. UNCTAD, March 29, 2019. Available at: https://unctad.org/en/pages/newsdetails.aspx?OriginalVersionID=2034 (accessed 30.08/2019).

20. Digital Economy Report 2019. Value Creation and Capture: Implications for Developing Countries. New York, Geneva, UNCTAD, 2019. 172 p.

21. Beckerman W. Distance and the Pattern of Intra-European Trade. Review of Economics and Statistics, 1956, vol. 38, pp. 31-40.

22. Cairncross F. The Death of Distance. How the Communications Revolution Will Change Our Lives. Boston, Harvard Business Review Press, 2001. 320 p.

23. Blum B., Goldfarb A. Does the Internet Defy the Law of Gravity. Journal of International Economics, 2006, vol. 70, pp. 384-405.

24. Cowgill B., Dorobantu C., Martens B. Does Online Trade Live Up to the Promise of a Borderless World? Evidence from the EU Digital Single Market. European Commission Joint Research Centre Institute for Prospective Technological Studies, Digital Economy Working Paper 2013/08. Available at: http://www.jrc.ec.europa.eu/ (accessed 25.08.2019).

25. Aid for Trade in Asia and the Pacific: Thinking Forward about Trade Costs and the Digital Economy. Mandaluyong City (Philippines), Asian Development Bank, 2015. 54 p.

26. Technological Innovation, Supply Chain Trade, and Workers in a Globalized World. Global Value Chain Development Report 2019. Washington, World Bank, April 2019. 196 p.

27. Who’s Smiling Now? OECD Observer, no. 296, Q3, 2013.

28. Ming Ye, Bo Meng, Shang-jin Wei. Measuring Smile Curves in Global Value Chains. IDE Discussion Paper, no. 530, Aug 27, 2015.

29. Made in the World: how Value Affects Trade Policy. OECD Observer, no. 294, Q1, 2013.

30. Duch-Brown N., Martens B. A New Perspective on the Exporter Productivity Premium: Online Trade. Routledge Journals, 2018, August, vol. 25(14), pp. 989-993.

31. The World of 2035. Global Outlook. Dynkin A., ed. Moscow, Magistr, 2018. 304 p.

32. Dugiel W., Latoszek E. Electronic Trade in the World Trade Organization – Difficulties in Negotiating an Agreement? The International Journal of Economic Behavior, 2018, vol. 8, pp. 133-143.

33. Wallace Ch., Brandi C. Governing Digital Trade – a New Role for the WTO. Bonn, Deutsches Institut fur Entwicklungspolitik (DIE). Briefing Paper no. 6/2019. Available at: http://hdl.handle.net/10419/199841 (accessed 02.07.19).


Размещено в РИНЦ

Ссылка для цитирования:

Стрелец И., Чебанов С. Цифровизация мировой торговли: масштабы, формы, последствия. Мировая экономика и международные отношения, 2020, т. 64, № 1, сс. 15-25. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2020-64-1-15-25



Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Индексируется

 

 

 

 

Уважаемые авторы, обращаем ваше внимание, что в Перечне ВАК рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук для журнала “МЭ и МО” зафиксированы следующие специальности:
экономические науки:
5.2.5. Мировая экономика
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
политические науки:
5.5.4. Международные отношения
5.5.1. История и теория политики
5.5.2. Политические институты, процессы, технологии
Текущий номер
т. 68, № 3, 2024
Актуальные темы номера:
  • Бреттон-Вудс 2.0: на пути к новой мировой финансовой архитектуре
  • Трансформация партийно-политической системы ЕС накануне евровыборов-2024
  • Южная Азия в региональной и мировой политике
Отправить статью
ПРИГЛАШЕНИЕ К ПУБЛИКАЦИИ
Редакция журнала приглашает авторов к написанию аналитических статей по следующим темам:
  • изменения в процессах глобализации в современных условиях
  • формирование нового мирового порядка
  • цивилизационные сдвиги на этапе перехода к “цифровому обществу”

Также редакция заинтересована в публикации обобщающих статей / научных обзоров, раскрывающих основные тенденции в развитии отдельных регионов мира – Латинской Америки, Африки, Южной Азии и др.