Между соблазном и принуждением: “мягкая сила” ИГИЛ

638
DOI: 10.20542/0131-2227-2018-62-7-27-37

А. Яшлавский, ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, РФ, 117997 Москва, Профсоюзная ул., 23 (dosier@mail.ru)


Аннотация

Террористические группировки салафитско-джихадистского толка (прежде всего, ИГИЛ*) активно используют инструменты “мягкой силы” для пропаганды своих взглядов и рекрутирования новых сторонников по всему миру. Главной целевой аудиторией пропагандистской деятельности экстремистов служат, с одной стороны, жители районов Сирии и Ирака, оказавшихся под контролем боевиков, а с другой – молодежь из разных стран мира. Умело манипулируя сознанием и чувствами людей, используя различные нарративы, весь спектр современных интернет-технологий и коммуникаций, инструментарий современной массовой культуры, пропагандисты ИГИЛ* и аналогичных группировок преуспевают в формировании широкой базы активной и пассивной поддержки своей деятельности. Именно поэтому противодействие экстремистам требует использования “умной силы”, сочетающей элементы “жесткой” и “мягкой силы”.

*Террористическая организация, запрещенная в РФ

 


Ключевые слова

экстремизм, исламизм, джихадизм, “Исламское государство”, Сирия, Ирак, Ближний Восток, терроризм, ИГИЛ, “халифат”, “мягкая сила”, пропаганда, коммуникации, социальные медиа


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Stewart S. Keeping Terrorism in Perspective. STRATFOR. Publ. March 22, 2012. Available at: https://www.stratfor.com/weekly/keeping-terrorism-perspective (accessed 09.02.2018).

2. Cockburn P. The Rise of Islamic State: ISIS and the New Sunni Revolution. London – New York, Verso, 2015. 172 p.

3. Selzer M. Terrorist chic: an exploration of violence in the seventies. New York, Hawthorn Books, 1979. xvi, 206 p.

4. Lesaca J. On social media, ISIS uses modern cultural images to spread anti-modern values. Available at: https://www.brookings.edu/blog/techtank/2015/09/24/on-social-media-isis-uses-modern-cultural-images-to-spread-anti-modern-values/ (accessed 11.01.2018).

5. Hahn J.D. How the World’s Most Dangerous Group Uses Social Media. Available at: http://www.complex.com/pop-culture/2015/04/isis-social-media-methods (accessed 11.01.2018).

6. Luizard P.-J. Le Piège Daech: L’État islamique ou le retour de l’histoire. Paris, La Découverte, 2015. 187 p.

7. Winter Ch. The Virtual “Caliphate”: Understanding Islamic State’s Propaganda Strategy. London, Quilliam, 2015. 51 p.

8. Щегловин Ю.Б. Размышления об “Исламском Государстве”. Москва, Институт Ближнего Востока, 2016. 216 с. [Shheglovin Yu.B. Razmy`shleniya ob “Islamskom Gosudarstve” [Reflexions on “Islamic State”]. Moscow, Institute of Middle East Publ., 2016. 216 p.]

9. Nye J. Soft Power. Foreign Policy, no. 80, Twentieth Anniversary (Autumn. 1990), pp. 153-171.

10. Nye J.S. The Powers to Lead. New York, Oxford University Press, 2008. 226 p.

11. Яшлавский А. Джихадисты из Европы на Ближнем Востоке: скрытая и явная угроза. Мировая экономика и международные отношения, 2015, № 10, сс. 18-29. [Yashlavskii A. Dzhixadisty` iz Evropy` na Blizhnem Vostoke: skry`taya i yavnaya ugroza [Jihadists from Europe in the Middle East: hidden and blunt threat]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2015, no. 10, pp. 18-29.]

12. Zelin A. The Islamic State of Iraq and Syria Has a Consumer Protection Office. Available at: https://www.theatlantic.com/international/archive/2014/06/the-isis-guide-to-building-an-islamic-state/372769/ (accessed 16.01.2018).

13. Кузнецов В.А. ИГ: Альтернативная государственность? Валдайские записки, ноябрь 2015, № 32. [Kuznetsov V.A. IG: Al`ternativnaya gosudarstvennost`? [IS: An Alternative statehood?]. Valdaiskie zapiski, 2015, no. 32.] Available at: http://ru.valdaiclub.com/files/10937/ (accessed 19.03.2018).

14. Zelin A.Y. Al-Qaeda in Syria: A Closer Look at ISIS (Part I). September 10, 2013. Available at: http://www.washingtoninstitute.org/policy-analysis/view/al-qaeda-in-syria-a-closer-look-at-isis-part-i (accessed 16.01.2018).

15. Kardaş T., Ö.B. Özdemir. The Making of European Foreign Fighters: Identity, Social Media and Virtual Radicalization. Analysis. October 2014. N 11. SETA – Foundation for Political, Economic and Social Research. Ankara, 2014.

16. eilleux-Lepage Y. Retweeting the Caliphate: The Role of Soft-Sympathizers in the Islamic State’s Social Media Strategy. Presented at the 6th International Symposium on Terrorism and Transnational Crime (December 4-7, 2014). Turkish Journal of Security Studies, 2016, vol. 18, no. 1, pp. 53-69.

17. Acharya A. Ten Years After 9/11: Rethinking the Jihadist Threat. London, Routledge, 2013. 208 р.

18. Speckhard A. The Hypnotic Power of ISIS Imagery in Recruiting Western Youth. ICSVE Report. October 20, 2015. Available at: http://www.icsve.org/brief-reports/the-hypnotic-power-of-isis-imagery-in-recruiting-western-youth-2/ (accessed 18.01.2018).

19. Cottee S. The Challenge of Jihadi Cool. Available at: https://www.theatlantic.com/international/archive/2015/12/isis-jihadi-cool/421776/ (accessed 09/01/2018).

20. Hegghammer Th. The Soft Power of Militant Jihad. Available at: https://www.nytimes.com/2015/12/20/opinion/sunday/militant-jihads-softer-side.html (accessed 09.01.2018).

21. Stavridis J. Killing the Islamic State Softly. Available at: http://foreignpolicy.com/2015/12/28/killing-the-islamicstate-softly/ (accessed 16.01.2018).

22. Winter Ch. Is Islamic State losing control of its ‘virtual caliphate’? Available at: http://www.bbc.com/news/worldmiddle-east-41845285 (accessed 17.01.2018).


Размещено в РИНЦ

Правильная ссылка на статью:

Яшлавский А. Между соблазном и принуждением: “мягкая сила” ИГИЛ. Мировая экономика и международные отношения, 2018, т. 62, № 7, сс. 27-37. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2018-62-7-27-37



Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Индексируется
 
Текущий номер
т. 63, № 11, 2019
Актуальные темы номера:
• Грезы и реальности контроля над вооружениями
• Влияние курса валюты на внешнеторговые показатели: вопросы методологии
• Внешние вызовы как движущая сила внутреннего развития: мировой опыт
• Китайские инвестиции на российском Дальнем Востоке
Открыть этот выпуск (т. 63, № 11, 2019)
Отправить статью

Уважаемые читатели!
Обращаем внимание, что на нашем сайте по истечении 6 месяцев с момента выхода в свет открываются полнотекстовые версии каждого выпуска журнала. Сейчас в свободном доступе выпуски за 2015–2018 гг. Работа по углублению открытого полнотекстового архива будет продолжена.

Уважаемые читатели!
В редакцию поступила электронная версия III выпуска 2019 г. французского журнала Politique étrangère. Сотрудники ИМЭМО РАН могут получить ее, лично обратившись в нашу редакцию (комн. 18-17) со своим электронным носителем (пересылка по электронной почте невозможна по техническим причинам).

НОВЫЕ РУБРИКИ

Откликаясь на вызовы времени, редакция журнала продолжает открывать новые тематические рубрики:

“The Common Spaces”. На XX век пришелся процесс активного освоения так называемых общих пространств (common spaces) – Мирового океана, Космоса и Интернета, которые ранее в силу различных причин фактически являлись периферийными для человечества и либо вообще не использовались, либо это происходило менее интенсивно. С тех пор степень их освоения и использования лишь постоянно увеличивается, и несмотря на то что перспектива получения конкретных дивидендов от их использования зачастую является крайне долгосрочной, уровень конкурентной борьбы здесь постоянно усиливается, обусловливая рост межгосударственной конфликтности.

«Шелковый путь и перспективы Большой Евразии». Публикуются материалы, посвященные китайскому проекту Шелкового пути и его влиянию на социально-экономическое развитие различных стран Евразии и интеграционные процессы в этом мегарегионе.

«Африка сегодня и завтра». Рубрика посвящена современным проблемам Африки, которая привлекает растущий интерес со стороны ведущих мировых акторов. Планируем публиковать статьи о состоянии государственности, социально-экономическом и политическом развитии стран Черного континента, а также об интеграционных процессах между ними.

«Цивилизационые процессы современного развития» – новая рубрика, открываемая журналом в 2020 г. Она будет посвящена анализу влияния цивилизационных факторов и межцивилизационного взаимодействия на политическое и социально-экономическое развитие мира в целом, отдельных регионов и стран.

Уважаемые коллеги, авторы и читатели!

Убедительная просьба, по вопросам рецензирования научных изданий в нашем журнале обращаться непосредственно к главному редактору, курирующему рецензионную рубрику, или к ответственному секретарю редакции! Решения о заказе рецензий и их публикации принимает только главный редактор журнала!

КОНКУРС!

“МЭ и МО” объявляет конкурс на лучшую совместную научную публикацию отечественных и зарубежных исследователей и специалистов по актуальным вопросам мировой экономики и международных отношений. Победители будут определяться по результатам рецензирования и обсуждения на редакционной коллегии, а статьи – публиковаться в приоритетном порядке.

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

Печатная версия журнала “Мировая экономика и международные отношения” распространяется только по предварительной подписке, в розничную продажу не поступает. Осуществить подписку можно в любом почтовом отделении России по объединенному Каталогу Федерального управления почтовой связи (ФУПС), раздел “АРСМИ”, индекс журнала 70542 (на весь подписной период или начиная с любого ближайшего месяца на любое количество номеров журнала). 

Для приобретения полнотекстовой версии журнала в электронном формате следует обращаться на портал Научной электронной библиотеки eLIBRARY.ru или по адресу https://press.gaugn.ru/.

В журнале
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
                     Архив номеров
                     Индекс рубрик
                     Индекс авторов
                     Статьи за год
                     Авторы за год
По годам
2019 | 2018 | 2017 | 2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 | 2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 | 2001 | 2000 | 1999 | 1998 | 1997 |

Мнения авторов статей и материалов могут не всегда совпадать с точкой зрения редакции