Образование как инструмент поддержания межэтнического согласия

373
DOI: 10.20542/0131-2227-2016-60-12-104-110

А. Бардин, ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, РФ, 117997, Москва, ул. Профсоюзная, 23 (andreybardin@gmail.com


Аннотация

На примере бывших метрополии и колонии показаны ресурсы и ограничения политики в сфере образования как элемента политического курса, направленного на снижение межэтнической напряженности. В Малайзии консолидации общества способствовали расширение доступа к образованию для всех этнических групп, повышение качества преподавания как английского языка, так и языка национального, наряду с модернизацией последнего, продвижение концепции общегражданской идентичности. В Великобритании ключевым инструментом предотвращения этнополитической конфликтности остается политика идентичности, базирующаяся на ценностях многообразия; при этом специфика британской модели состоит в трактовке образовательного дискурса на уровне как государственных субъектов, так и индивидов в духе “неолиберальной рациональности”, что снижает эффективность этой модели как инструмента укрепления гражданского согласия. 


Ключевые слова

этничность, национальная идентичность, гражданская идентичность, мультикультурализм, мультикультурное общество, межэтническое согласие, регулирование этнополитических конфликтов, политика в сфере образования, сравнительные исследования, Великобритания, Малайзия 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
1. Семененко И.С. Политика идентичности и идентичность в политике: этнонациональные ракурсы, европейский контекст. Полис. Политические исследования, 2016, № 4, cс. 8-28. [Semenenko I.S. Politika identichnosti i identichnost' v politike: etnonatsional'nye rakursy, evropeiskii kontekst [Identity Politics and Identities in Politics: Interethnic Perspectives in a European Context]. Polis. Political Studies, 2016, no. 4, pp. 8-28.] DOI: http://dx.doi.org/10.17976/jpps/2016.04.03.
 
2. Fishman J.A. Sociolinguistics & Language Problems of Developing Countries. Language Problems of Developing Nations. Ed. by Fishman J.A. New York, Wiley, 1968, pp. 3-16.
 
3. Ager D.E. Motivation in Language Planning and Policy. Multilingual Matters, 2001. 210 p. 
 
4. Kelman H.C. Language as an Aid and Barrier to Involvement in the National System. Can Language Be Planned? Sociolinguistic Theory and Practice for Developing Nations. Rubin J., Jernudd B.H., eds. Honolulu, University Press of Hawaii, 1971, pp. 21-51.
 
5. Садовая Е., Бардин А., Довбыш Е. Индексы социального самочувствия как инструмент исследования и прогнозирования этнополитических конфликтов. Мировая экономика и международные отношения, 2016, т. 60, № 9, cс. 57-66. [Sadovaya E., Bardin A., Dovbysh E. Indeksy sotsial'nogo samochuvstviya kak instrument issledovaniya i prognozirovaniya etnopoliticheskikh konfliktov [Indices of Social Well-being as Tool for Analysis and Forecast of Ethnopolitical Conflicts]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2016, vol. 60, no. 9, pp. 57-66.] DOI: 10.20542/0131-2227-2016-60-9-57-66
 
6. 2011 Census Analysis: Ethnicity and Religion of the non-UK Born Population in England and Wales: 2011. Available at: http://www.ons.gov.uk/peoplepopulationandcommunity/culturalidentity/ethnicity/articles/2011censusanalysisethnicityandreligionofthenonukbornpopulationinenglandandwales/2015-06-18 (accessed 01.08.2016).
 
7. Rethinking Education for Social Cohesion. International Case Studies. Shuyab M., ed. Palgrave Macmillan UK, 2012. 254 p.
 
8. Pykett J. Citizenship Education and Narratives of Pedagogy. Citizenship Studies, 2010, vol. 14, no. 6, pp. 621-635.
 
9. Population Distribution and Basic Demographic Characteristic Report 2010 (Updated: 05/08/2011). Department of Statistics Malaysia. Official Portal. Available at: https://www.statistics.gov.my/index.php?r=column/cthemeByCat&cat=117&bul_id=MDMxdHZjWTk1SjFzTzNkRXYzcVZjdz09&menu_id=L0pheU43NWJwRWVSZklWdzQ4TlhUUT09 (accessed 01.08.2016).
 
10. Asmah H.O. Malaysia & Brunei. Language & National Identity in Asia. Simpson A., ed. Oxford, Oxford University Press, 2007, pp. 337-359. 
 
11. Loh Ph. Seeds of Separatism: Educational Policy in Malaya 1874–1940. Oxford University Press, 1975. 165 p.
 
12. Esman M.J. Administration and Development in Malaysia. Ithaca, Cornell University Press, 1972. 341 p.
 
13. Report of The Education Review Committee, 1960. Available at: https://satusekolahuntuksemua.files.wordpress.com/2009/07/020_report-of-the-education-review-committee-1960.pdf (accessed 01.08.2016). 
 
14. Boo Teik K. Beyond Mahathir: Malaysian Politics and its Discontents. London, New York, Zed Books, 2004. 224 p. 
 
15. Золотухин И.Н. Малайзия в зеркале этноконфессиональной ситуации: история и современность. Ойкумена. Регионоведческие исследования, 2010, № 1, cc. 7-17. [Zolotukhin I.N. Malaiziya v zerkale etnokonfessional'noi situatsii: istoriya i sovremennost' [Malaysia in the Mirror of Ethnoconfessional Situation: History and Contemporaneity]. Oikumena. Regional Researches, 2010, vol. 1, pp. 7-17.]
 
16. Hefner R.W. Introduction: Multiculturalism and Citizenship in Malaysia, Singapore, and Indonesia. The Politics of Multiculturalism: Pluralism and Citizenship in Malaysia, Singapore, and Indonesia. Honolulu, University of Hawaii Press, 2001, pp. 1-58.
 
17.  Preliminary Report. Malaysia Education Blueprint 2013–2025. 2013. Available at: http://www.moe.gov.my/userfiles/file/PPP/Preliminary-Blueprint-Eng.pdf (accessed 01.08.2016).
 
18. The State of Malaysia: Ethnicity, Equity, and Reform. Gomez E.T., ed. New York, RoutledgeCurzon, 2004. 272 p.

19. The State, Development and Identity in Multi-Ethnic Societies: Ethnicity, Equity and the Nation. Tarling N., Gomez E.T., eds. London, New York, Routledge, 2008. 256 p. 


Размещено в РИНЦ

Правильная ссылка на статью:

Бардин А. Образование как инструмент поддержания межэтнического согласия. Мировая экономика и международные отношения, 2016, т. 60, № 12, сс. 104-110. DOI: 10.20542/0131-2227-2016-60-12-104-110



Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Индексируется
 
Текущий номер
т. 63, № 10, 2019
Актуальные темы номера:
• Китай: внутренняя и внешняя политика (К 70-летию образования КНР)
• США: политика и общество
• Глобальное управление в сфере миграции: теория, институты, политика 
Открыть этот выпуск (т. 63, № 10, 2019)
Отправить статью

Уважаемые читатели!
Обращаем внимание, что на нашем сайте по истечении 6 месяцев с момента выхода в свет открываются полнотекстовые версии каждого выпуска журнала. Сейчас в свободном доступе выпуски за 2015–2018 гг. Работа по углублению открытого полнотекстового архива будет продолжена.

Уважаемые читатели!
В редакцию поступила электронная версия III выпуска 2019 г. французского журнала Politique étrangère. Сотрудники ИМЭМО РАН могут получить ее, лично обратившись в нашу редакцию (комн. 18-17) со своим электронным носителем (пересылка по электронной почте невозможна по техническим причинам).

НОВЫЕ РУБРИКИ

Откликаясь на вызовы времени, редакция журнала продолжает открывать новые тематические рубрики:

“The Common Spaces”. На XX век пришелся процесс активного освоения так называемых общих пространств (common spaces) – Мирового океана, Космоса и Интернета, которые ранее в силу различных причин фактически являлись периферийными для человечества и либо вообще не использовались, либо это происходило менее интенсивно. С тех пор степень их освоения и использования лишь постоянно увеличивается, и несмотря на то что перспектива получения конкретных дивидендов от их использования зачастую является крайне долгосрочной, уровень конкурентной борьбы здесь постоянно усиливается, обусловливая рост межгосударственной конфликтности.

«Шелковый путь и перспективы Большой Евразии». Публикуются материалы, посвященные китайскому проекту Шелкового пути и его влиянию на социально-экономическое развитие различных стран Евразии и интеграционные процессы в этом мегарегионе.

«Африка сегодня и завтра». Рубрика посвящена современным проблемам Африки, которая привлекает растущий интерес со стороны ведущих мировых акторов. Планируем публиковать статьи о состоянии государственности, социально-экономическом и политическом развитии стран Черного континента, а также об интеграционных процессах между ними.

Уважаемые коллеги, авторы и читатели!

Убедительная просьба, по вопросам рецензирования научных изданий в нашем журнале обращаться непосредственно к главному редактору, курирующему рецензионную рубрику, или к ответственному секретарю редакции! Решения о заказе рецензий и их публикации принимает только главный редактор журнала!

КОНКУРС!

“МЭ и МО” объявляет конкурс на лучшую совместную научную публикацию отечественных и зарубежных исследователей и специалистов по актуальным вопросам мировой экономики и международных отношений. Победители будут определяться по результатам рецензирования и обсуждения на редакционной коллегии, а статьи – публиковаться в приоритетном порядке.

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

Печатная версия журнала “Мировая экономика и международные отношения” распространяется только по предварительной подписке, в розничную продажу не поступает. Осуществить подписку можно в любом почтовом отделении России по объединенному Каталогу Федерального управления почтовой связи (ФУПС), раздел “АРСМИ”, индекс журнала 70542 (на весь подписной период или начиная с любого ближайшего месяца на любое количество номеров журнала). 

Для приобретения полнотекстовой версии журнала в электронном формате следует обращаться на портал Научной электронной библиотеки eLIBRARY.ru или по адресу https://press.gaugn.ru/.

В журнале
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
                     Архив номеров
                     Индекс рубрик
                     Индекс авторов
                     Статьи за год
                     Авторы за год
По годам
2019 | 2018 | 2017 | 2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 | 2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 | 2001 | 2000 | 1999 | 1998 | 1997 |

Мнения авторов статей и материалов могут не всегда совпадать с точкой зрения редакции