Russia’s humanitarian mission

Russia’s humanitarian mission
// Pathways to Peace and Security. 2018. no 1(54) Special Issue: Humanitarian Challenges, Humanitarian Support and Human Protection in Armed Conflicts. Edited by Ekaterina Stepanova, . P. 182-196


DOI: 10.20542/2307-1494-2018-1-182-196

Primakov, Yevgeni
Russian Humanitarian Mission (autonomous non-commercial organization)
4/8 Teterinskiy pereulok (bldg. 2), Moscow, 109004, Russia 



Abstract
The article argues that Russia’s humanitarian policy needs to be seriously revised. At present, this policy is focused on implementing some symbolic, cultural programs, in line with embedded, but misguided perception of “humanitarian” as a notion related solely to the “cultural” and “spiritual” spheres. While there is a certain need for such programs too, the main weakness of Russian humanitarian policy is that – with the exception of some emergency humanitarian relief operations in acute armed conflicts such as Syria – it is largely not accompanied or supported by practical humanitarian work “on the ground” aimed at improving humanitarian conditions for the local population.
Due to its political tradition, Russia explicitly prioritizes the official track, has only recently started to actively employ information policy instruments and has de facto removed itself from any serious action in support of humanitarian and human rights, thus leaving this space of political influence in the hands and at the discretion of its main foreign, mostly Western, rivals. Instead, Russia should aim at picking off humanitarian agenda from the West, and at doing it in the constructive, rather than confrontational, spirit. Russia’s humanitarian mission is to advance the values of peace and the need to reduce global tension, both per se and with the goal of improving its position and the way it is perceived across the world and thus also improving its security. In addition to the use of official channels, this mission requires more active engagement of non-governmental sector, the media and Russian companies that do business abroad, as well as solving the problem of acute shortage of professional humanitarians.
Russian leadership should clarify national humanitarian policy priorities, raise awareness about the problem of effectiveness of Russian humanitarian projects, and motivate Russian donors and actors to focus more on the practical humanitarian work “on the ground”. This work should be done not merely for the record, nor for the sake of symbolic meaning, but for the sake of building Russia’s influence and creating more favourable conditions for its development through stimulating loyalty and solidarity not only by governments and among ruling elites, but also at the societal level, on the part of local population in affected countries.

Keywords

Russia, humanitarian policy, humanitarian values, solidarity, development assistance, post-Soviet space, Middle East, Syria, Russian Humanitarian Mission, NGOs 


For citation:

Primakov Y. Russia’s humanitarian mission. Pathways to Peace and Security, 2018, no 1(54) Special Issue: Humanitarian Challenges, Humanitarian Support and Human Protection in Armed Conflicts. Edited by Ekaterina Stepanova, , pp. 182-196. DOI: 10.20542/2307-1494-2018-1-182-196

Гуманитарная миссия России

196
Гуманитарная миссия России
// Пути к миру и безопасности. 2018. № 1(54) Спецвыпуск: Гуманитарные вызовы, гуманитарное реагирование и защита гражданского населения в вооруженных конфликтах. Под редакцией Е.А. Степановой, . С. 182-196

DOI: 10.20542/2307-1494-2018-1-182-196

Примаков Евгений Александрович – генеральный директор и соучредитель АНО «Русская гуманитарная миссия» 


Аннотация
Гуманитарная политика России нуждается в серьезном пересмотре. На современном этапе эта политика в основном сосредоточена на реализации символических, культурных программ, в соответствии с ошибочным представлением о сфере гуманитарного как относящего исключительно к «культурной» и «духовной» сфере. Хотя такие программы тоже нужны, главная слабость российской гуманитарной политики состоит в том, что она – за исключением таких гуманитарных операций в условиях острых вооруженных конфликтов, как в Сирии – не сопровождается и не подкрепляется конкретной работой «на земле», направленной на улучшение гуманитарного положения населения.
Россия, которая, в силу своей политической традиции, подчеркнуто концентрируется на официальном треке и лишь сравнительно недавно начала активно пользоваться инструментами информационного воздействия, фактически самоустранилась от работы в сфере гуманитарных прав и по сути отдает это поле формирования политического влияния на откуп своим внешнеполитическим, прежде всего, западным конкурентам. Между тем, Россия должна стремиться «перехватить» у Запада гуманитарную повестку, причем в конструктивном, а не конфронтационном ключе. Гуманитарная миссия России, нацеленная на улучшение ее положения и восприятия в мире и, в этом смысле, также укрепление ее безопасности, состоит в продвижении ценностей сохранения мира и снижения глобальной напряженности. Наряду с использованием официальных каналов, реализация этой миссии требует более активного вовлечения неправительственного сектора, медийного сообщества и российских бизнес-компаний, ведущих внешнеэкономическую деятельность, а также решения проблемы острой нехватки профессионалов в области гуманитарной деятельности.

Руководству России следует уточнить приоритеты страны в области гуманитарной политики, озаботиться эффективностью российских проектов в гуманитарной области и мотивировать российских доноров и акторов на бoльшую ориентированность на практическую работу «на земле». Такая работа должна вестись не для отчетности и не ради символического значения, а ради обеспечения влияния России и «режима благоприятствования» ей путем стимулирования лояльности и солидаризации с ней не только правящих кругов тех или иных государств, но и на общественном уровне, со стороны местного населения. 


Ключевые слова

Россия, гуманитарная политика, гуманитарные ценности, солидарность, содействие международному развитию (СМР), постсоветское пространство, Ближний Восток, Сирия, Русская гуманитарная миссия (РГМ), НПО 


Размещено в РИНЦ

Правильная ссылка на статью:

Примаков Е. Гуманитарная миссия России. Пути к миру и безопасности, 2018, № 1(54) Спецвыпуск: Гуманитарные вызовы, гуманитарное реагирование и защита гражданского населения в вооруженных конфликтах. Под редакцией Е.А. Степановой, , сс. 182-196. DOI: 10.20542/2307-1494-2018-1-182-196



Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Индексируется

Текущий номер
№ 2(55), 2018
  • - СТАТЬИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, РАЗРАБОТКИ
  • - Внешняя политика США
  • - Кризисы и конфликты
  • - Новые акторы и угрозы
  • - Вооружения и военная безопасность
  • - О КНИГАХ И ПУБЛИКАЦИЯХ
  • Открыть этот выпуск (№ 2(55), 2018)
    В журнале
    ПУТИ К МИРУ И БЕЗОПАСНОСТИ
                         Архив номеров
                         Индекс рубрик
                         Индекс авторов
                         Статьи за год
                         Авторы за год
    По годам
    2018 | 2017 | 2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 |