Капелюшников Р.И.
Отдача от образования в России: ниже некуда? // Вопросы экономики. 2021. № 8. С. 37-68. DOI 10.32609/0042-8736-2021-8-37-68.
Тип публикации:
Рубрика:


ISSN 0042-8736

DOI 10.32609/0042-8736-2021-8-37-68

В работе предпринята попытка представить максимально широкий спектр оценок отдачи от образования для России, введя в научный оборот ряд новых источников микроданных, которые до сих пор оставались вне поля зрения как отечественных, так и зарубежных исследователей. Практически все существующие оценки для России были выполнены на данных единственного источника - Российского мониторинга здоровья и экономического положения населения (РМЭЗ ВШЭ). Согласно этим данным, начиная с середины 2000-х годов отдача от образования в России неуклонно снижалась и к концу 2010-х опустилась до аномально низких значений. Проведена эмпирическая проверка тезиса о сверхнизкой «окупаемости» российского образования с использованием микроданных трех альтернативных обследований, регулярно проводимых Росстатом. Согласно этим источникам, отдача от образования в России достигает в настоящее время 12-13%, что выше оценок по РМЭЗ. Обучение в вузе увеличивает заработки примерно вдвое (премия за высшее образование приближается к 100%) и даже обучение в ссузах обеспечивает прибавку к заработкам порядка 20-30%. Альтернативные обследования свидетельствуют также, что на протяжении последних 15 лет отдача от образования в России оставалась стабильно высокой, и, следовательно, никакого тренда к снижению его экономической ценности не наблюдалось. Это позволяет отвергнуть популярный тезис о сверхнизкой «окупаемости» российского образования.

Статья подготовлена в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (соглашение о предоставлении гранта № 075-15-2020-928). Автор выражает благодарность А. Лукьяновой и В. Гимпельсону за комментарии и помощь в работе с данными, а также В. Аникину, А. Волгину и П. Сорокину за полезные консультации.


Ключевые слова: образовательный бум | уравнение Минцера | отдача от образования |

Размещено в РИНЦ


Ссылка при цитировании:

Капелюшников Р.И. Отдача от образования в России: ниже некуда? . – Вопросы экономики. 2021. № 8. С. 37-68. DOI 10.32609/0042-8736-2021-8-37-68.




ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:

Капелюшников Р.И.
Упала ли экономическая отдача от образования? [Текст] / Р.И. Капелюшников // Экономика образования. – 2013. – № 1. – С. 44 – 50.

Веденеева В.Т.
Российское образование в контексте глобальных тенденций [Текст] / В.Т. Веденеева // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2016. – № 9-10. – С. 17 – 32.

Зенков А.Р.
Цифровизация образования: направления, возможности, риски // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: проблемы высшего образования. 2020. № 1. С. 52-55.

Монусова Г.А.
Интеграция мигрантов в России: уравнение с множеством неизвестных [Текст] / Г. А. Монусова // Россия и современный мир. – 2018. – № 3. – С. 118-137. DOI: 10.31249/rsm/2018.03.08.

Садовая Е.С., Андрукович Л.Н.
Совершенствование системы образования – ответ на вызовы новой реальности / Е.С. Садовая, Л.Н. Андрукович // Человек и труд. – 2009. – № 4. – С. 40–44.

Кудрявцев А.К.
Франция: уравнение со многими неизвестными [Текст] / А. К. Кудрявцев // Бизнес и выставки. – 2019. – № 1 (97). – С. 26-29.

Лунев С.И.
Развитие образования (базовое и высшее образование, аспирантура) и науки в Китае и Индии [Текст] / С.И. Лунев // Сравнительная политика. – 2013. – № 2(12). – С. 70 – 81.

Каримова А.Б.
Латентные функции международных образовательных рейтингов = Latent functions of international educational rankings [Текст] / А.Б. Каримова // Социологические исследования = Sotsiologicheskie Issledovaniya. – 2016. – № 6(386). – С. 110 – 120.

Арбатов А.Г.
Уравнение безопасности. М., РОДП, «Яблоко», 2010, 296 с.

Зевелева Г.Н.
Реформы Барака Обамы в сферах здравоохранения и образования / Г.Н. Зевелева // Международная экономика. – 2010. – № 12. – С. 40–49.

Капелюшников Р.И., Гимпельсон В.Е.
Выбор профессии: чему учились и где пригодились / В.Е.Гимпельсон, Р.И. Капелюшников, Т.С.Карабчук, З.А. Рыжикова, Т.А. Биляк // Экономический журнал Высшей школы экономики. – 2009. – Т. 13. – № 2. – С. 172-216.

Сергеев П.А.
Российская интеллектуальная образованщина и проблемы реформирования высшей школы [Текст] / П.А. Сергеев, М.Н. Кулапов // Социология. – 2016. – № 2. – С. 167 – 173.

Лунев С.И.
Achievements of higher education system in Greater East Asia [Text] = Успехи высшего образования в Большой Восточной Азии / S.I. Lunev // Sravnitelnaya politika-Comparative politics = Сравнительная политика. – 2016. – Vol. 7. – № 3(24). – P. 135 – 145.

Садовая Е.С.
Профессиональное образование в постиндустриальной экономике [Текст] / Е.С. Садовая // Международная торговля и торговая политика. – 2019. – № 3. – С. 19-33. DOI: 10.21686/2410-7395-2019-3-19-33.

Понеделко Г.Н.
Проблемы развития человеческого потенциала Испании на современном этапе [Текст] / Г.Н. Понеделко // Ибероамериканские тетради. – 2015. – № 4 (6). – С. 43 – 53.

Загладин Н.В., Загладина Х.Т.
Российское образование на перепутье / Н.В. Загладин, Х.Т. Загладина // Полис. Политические исследования. – 2011. – № 6. – С. 170–174.

Глушенкова Е.И.
Политико-философское наследие академика Н.Н. Моисеева в трудах его современников [Текст] / Е.И. Глушенкова // Вестник экологического образования в России. – 2017. – № 1 (83). – С. 15-17.

Володин А.Г.
Индия и «страны Южных морей»: геоэкономические интересы и геополитические императивы [Текст] / А.Г. Володин // Геополитический Журнал. – 2016. – № 4 (16). – С. 7 – 14.

Володина М.А.
Образовательная политика в арабских странах как фактор нациестроительства (на примере Марокко, Алжира и Ливана) // Общественные науки и современность. 2020. № 6. С. 90-102. DOI 10.31857/S086904990013052-9.

Дежина И.Г.
Интеграция науки и образования: оценка работы научно-образовательных центров в ведущих российских университетах / И.Г. Дежина // Alma mater (вестник высшей школы). – 2008. – № 7. – С. 20–23.
Еще публикации по теме


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати