Капелюшников Р.И., Демина Н.В.
Потребление культурных благ в России: масштабы, детерминанты, дифференциация // Экономическая социология: электронный журнал. 2021. Т. 22, № 2. С. 42-80. DOI 10.17323/1726-3247-2021-2-42-80. URL: https://ecsoc.hse.ru/2021-22-2/annot.html#doc_456278953. Дата публикации: март 2021.
Тип публикации:
Рубрика:


ISSN 1999-2300

DOI 10.17323/1726-3247-2021-2-42-80

В работе впервые в отечественной литературе предпринимается попытка представить обобщённую картину потребления культурных благ в России с использованием микроданных репрезентативных обследований домохозяйств. Эмпирической базой анализа служат результаты Комплексного наблюдения условий жизни населения (КОУЖ) Росстата РФ за 2011–2018 гг., которые до сих пор оставались вне поля зрения исследователей. Выделяются четыре основных вида культурных благ — кино, театр, концерты и музеи2 , и для каждого из них оцениваются вероятность и регулярность его потребления. Анализ показывает, что в настоящее время в России примерно каждый второй взрослый индивид в течение года оказывается охвачен той или иной формой культурной активности. Постоянная аудитория составляет примерно пятую часть общего числа зрителей/слушателей. Центральное место в работе занимает анализ вклада различных факторов в формирование спроса на культурные блага. Особое внимание уделяется вопросу о взаимосвязи различных форм культурной активности друг с другом. В эконометрической части работы для вероятностей потребления культурных благ используется стандартная, а для показателей регулярности их потребления — мультиномиальная логит-модель. Анализ выявляет две группы факторов, вносящих наибольший вклад в формирование спроса на культурные блага: с одной стороны, экономических (таких как доход), а с другой, культурных (таких как образование, профессиональный статус, опыт работы в сети Интернет). В частности, в российских условиях прослеживается чёткая эмпирическая закономерность: чем выше доход индивидов, тем активнее они ведут себя в сфере культуры. Экономически наиболее успешные группы ходят в кино в два с половиной раза чаще, в театры в семь раз чаще, на концерты в два раза чаще и в музеи в шесть раз чаще, чем экономически наименее успешные.


Ключевые слова: репрезентативные обследования | потребление | культурные блага | доход | социальная дифференциация | Россия |


Ссылка при цитировании:

Капелюшников Р.И., Демина Н.В. Потребление культурных благ в России: масштабы, детерминанты, дифференциация. – Экономическая социология: электронный журнал. 2021. Т. 22, № 2. С. 42-80. DOI 10.17323/1726-3247-2021-2-42-80. URL: https://ecsoc.hse.ru/2021-22-2/annot.html#doc_456278953. Дата публикации: март 2021.




ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:

Капелюшников Р.И., Шарунина А.В.
Потребление культурных благ в России: что говорят опросные данные? // Журнал Новой экономической ассоциации. 2020. № 3. С. 197-205. DOI 10.31737/2221-2264-2020-47-3-11.

Фрумкин Б.Е.
Дифференциация доходов населения и потребление продовольствия как опекаемого блага // Журнал новой экономической ассоциации. 2020. № 3. С. 184-189. DOI 10.31737/2221-2264-2020-47-3-9.

Сигачёв М.И., Кутергин В.А., Фадеев Э.
Базовый безусловный доход: новые направления современной социальной политики // История и современность. 2021. № 2 (40). С. 64-74. DOI 10.30884/iis/2021.02.03.

Квашнин Ю.Д.
Доход от гражданства в Италии: революция в социальной политике или дань популизму? [Текст] / Ю. Д. Квашнин // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. – 2019. – № 6. – С. 66-73. DOI: 10.15211/vestnikieran620196672.

Капелюшников Р.И.
Универсальный базовый доход: есть ли у него будущее? // Вопросы экономики. 2020. № 8. С. 95-127. DOI 10.32609/0042-8736-2020-8-95-127.

Клинова М.В.
La privatisation en Russie / M.V. Klinova // La Revue du Trésor. – 2004. – 84e année . – No 12. – P. 749-751.

Капелюшников Р.И., Вишневская Н.
Инфорсмент трудового законодательства в России: охват, динамика, региональная дифференциация / Н.Т. Вишневская, Р.И Капелюшников // Экономическая политика. – 2008. – № 1. – С. 170-195.

Монусова Г.А.
Объективная и субъективная социальная мобильность в межстрановой перспективе [Текст] / Г.А. Монусова // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. – 2016. – № 3-4. – С. 52-71.

Монусова Г.А.
Отношение к перераспределению доходов и социальная мобильность = Redistributive Preferences and Indicators of Social Mobility [Текст] / Г. Монусова // Экономическая социология = Journal of economic sociology-Ekonomicheskaya sotsiologiya. – 2017. – Т. 18. – № 5. – С. 14-39.

Рева А.Р.
Связь между потреблением энергии и ВВП. Эластичность потребления первичной энергии в Индии [Текст] / А. Р. Рева // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2019. – Т. 9. – № 4А. – С. 371-383.

Гаджиев К.С.
Политико-культурные параметры мирового экономического кризиса / К.С. Гаджиев // Сегодня и завтра Российской экономики. – 2010. – № 38. – С. 10–11.

Квашнин Ю.Д.
Базовый доход для европейских стран: от теории к практике [Текст] = Basic Income for the European Countries: From Theory to Practice / Ю. Д. Квашнин // Современная Европа. – 2019. – № 3. – С. 171-181. DOI: 10.15211/soveurope32019171181.

Студенцов В.Б.
Экономика пуритан: солидарность против стяжательства [Текст] / В. Б. Студенцов // Журнал экономической теории. – 2018. – Т. 15. – № 1. – С. 120-132.

Квашнин Ю.Д.
Базовый доход в эпоху пандемии: очередной фальстарт или новая парадигма социальной политики? // Международная экономика. 2021. № 12. С. 916-931. DOI 10.33920/vne-04-2112-02.

Сейткалиев Р.М.
Базовый доход в развивающихся странах: эффективность и перспективы // Общественные науки и современность. 2020. № 5. С. 93-106. DOI 10.31857/S086904990011007-9.

Титов К.В.
Социальная политика европейского банка реконструкции и развития в центральной и восточной Европе / К.В. Титов // Социальная политика и социальное партнерство. – 2012. – № 11. – С. 76–85.

Синицын М.В.
Влияние продвижения легковых электромобилей на потребление нефти // ЭКО. 2020. № 10. С. 65-87. DOI 10.30680/ЕСО0131-7652-2020-10-65-87.

Монусова Г.А., Гимпельсон В.Е.
Воспроиятие неравенства и социальная мобильность. /Г.А. Монусова, В.Е. Гимпельсон // Экономический журнал Высшей школы экономики. – 2014. – Т. 18. – № 2. – С. 1 – 33

Жукова Т.В., Миркин Я.М.
Финансы самозанятых в новой экономике России // Мир новой экономики. 2021. Т. 15, № 3. С. 38-55. DOI 10.26794/2220-6469-2021-15-3-38-55.

Володина М.А.
Новый монарх Саудовской Аравии [Текст] / М.А. Володина // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. – 2015. – № 2(4). – С. 75 – 79.
Еще публикации по теме


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати